|
§ 2. Астрономические представления на Руси
До принятия христианства (988 г.) на территории Руси среди племен восточных славян существовала лишь фольклорная астрономия. Об этом свидетельствуют некоторые находки (например, с изображением созвездия Большой Медведицы, а также Плеяд — на камне). Есть сведения, что и здесь существовал языческий астрономический календарь с лунно-солнечной или лунной основой.
С X—XI вв. тесные связи с Византией подняли культурный уровень сначала Киевской Руси, а затем и других русских княжеств настолько, что он стал выше западноевропейского. Как и в Византии, центрами книжной учености становились монастыри. Здесь велась регистрация в летописях и астрономических событий: в 1064 г. сделана запись о солнечном затмении; в 1066 г. отмечалось появление яркой кометы (Галлея); раньше, чем в европейских хрониках, был отмечен протуберанец — во время солнечного затмения 1185 г. (нашедшего отображение в «Слове о полку Игореве») и др. Интерес к астрономическим явлениям отразился даже в быту: в богатых домах в XI—XIII вв. потолки нередко украшались изображением звездного неба. Вместе с тем усиливались гонения со стороны церкви на астрологию, а с нею и на астрономические сочинения, на «остронумею», которую православные церковники не очень отличали от астрологии (науки бесовской, так как она претендовала на предсказания событий независимо от воли божьей). От этих времен сохранились лишь разрешенные церковной цензурой «Шестодневы», а также эклектические описания мироздания, например в сборнике «Толковая Палея» XIII в. (где Земля еще не представлена шаром, но уже держится «ни на чем», «волей божьей», светила же двигают ангелы). В этом сборнике была изложена, хотя и с искажениями, система небесных сфер Аристотеля. Большое распространение на Руси в это время получило и упоминавшееся выше сочинение Космы Индикоплова.
Татаро-монгольское иго почти на три века выключило большинство русских земель из сферы развития европейской цивилизации (неразоренными, хотя также обложенными данью, оставались лишь северо-западные области, среди них Новгород). Лишь с конца XV в. вновь оживает интерес к естественным наукам — теперь уже в объединенном Москвой Русском государстве. Это выражалось в появлении книг по естествознанию, именно по астрономии. В них более правильно излагались геоцентрические представления Аристотеля — Птолемея. Они знакомили читателей с некоторыми астрономическими закономерностями. Такими были книги «Шестокрыл» (лунные таблицы на шести страницах, позволявшие вычислять моменты затмений), «Космография» (русский перевод известного сочинения XIII в. «Сфера Вселенной» Сакробоско). Этими книгами наиболее передовые люди того времени (главным авторитетом среди них был выходец из Литвы еврейский ученый Захарий Скара) выражали свой протест против засилья религии в науке. Протест вошел в историю Руси как «ересь жидовствующих». Книги были запрещены церковью, а проповедники астрономических знаний подвергались тюремному заключению, и часть их в начале XVI в. была публично предана сожжению.
|