|
§ 3. Астрономия и картина мира в Китае (V—XVII вв.)
В развитии китайской астрономии в новую эру выделяют три исторических этапа: до III в., с III по X в., X—XVII вв., после чего начинается современный этап. Таким образом, на период европейского средневековья приходятся два этапа китайской астрономии.
Период с III по VI в. отмечен в Китае общим упадком научной деятельности, вызванным распадом единого государства и захватом части его областей кочевниками. Период VI—X вв., напротив, характеризуется расцветом науки и культуры во вновь объединенном могучем Китайском государстве. В это время развиваются его тесные научные контакты с Индией, а с VIII в. — с арабским миром и Средней Азией (Бухарой, Хорезмом, Самаркандом). Утверждают даже, что Китай в это время опережал в культурном и научном отношениях другие страны. Достаточно сказать, что с VII в. в Китае печатались книги (сначала с досок), с VIII в. начала выходить первая в мире газета, с IX в. в практику вошел наборный шрифт для печати. В области астрономии, помимо создания «Палаты ученых» (прообраза академии наук, аналогично тому, что имело место и в арабском халифате, например), совершенно новым, по сравнению с другими регионами мира, была государственная организация науки в Китае. К IX в. здесь был создан первый в мире, по существу, астрономический институт («Тайшицзюй») как специальное государственное учреждение, сотрудники которого производили астрономические наблюдения, предсказывали затмения, составляли календари. В их функции входило и «назначение счастливых дней» для государственных дел и церемоний. В XI—XIII вв. в Китае существовал (очевидно, первый в мире) координационный центр астрономических и метеорологических наблюдений — Сытэндэн.
Через историю китайской астрономии, начиная с IV в., проходит плеяда выдающихся астрономов-наблюдателей, вычислителей, конструкторов инструментов. В астрономии употреблялись роскошно выполненные и изукрашенные солнечные и водяные часы, глобусы и армиллярные сферы, в том числе с часовым механизмом (правда, назначением его было лишь подавать сигнал, например, каждые четверть часа), секстанты и квадранты, разного типа теодолиты и др. Подобных инструментов насчитывались десятки и сотни экземпляров.
Ряд крупных открытий был сделан в наблюдательной и вычислительной астрономии. В IV в. Юй Си независимо открыл прецессию, оценив ее в 1° за 50 лет, а в VII в. Лю Чжо уточнил ее: 1° за 75 лет, что близко к истине. В V в. Цзу Чун-чжи с очень высокой точностью вычислил длину драконического месяца (27,21223 суток; современные данные: 27,21222) и весьма точно нашел сидерический период обращения Юпитера (83/7 = 11,857; ныне — 11,86223 лет). Он усовершенствовал также теорию затмений и календарь. Знаменитый китайский астроном И Синь (683—727) за тысячу лет (!) до Галлея открыл собственное движение звезд, сравнив свои измерения положений звезд в Стрельце с измерениями в прежние века. В VIII в. в Китае (на 100 лет раньше арабов) было проведено градусное измерение дуги меридиана. Живший в III—IV вв. астроном Цзя Ди объяснил искажение вида Солнца у горизонта потоками воздуха.
Шэнь Ко (1031—1095) из Ханьчжоу, астроном, музыкант, врач и дипломат, исследовал неравномерность движения Солнца по эклиптике и, по некоторым сведениям, указал на эллиптическую (!) форму геоцентрической орбиты его [124]. Он же уточнил место северного полюса мира (в 3° от Полярной).
Особое место в китайской астрономии продолжала занимать служба новых звезд и комет («звезд-метел»). С X по XVII в. здесь было отмечено 12 случаев появления новых. Среди них и знаменитая «звезда-гостья», вспыхнувшая на небе 28 июня 1054 г. и остававшаяся видимой до 1056 г. (ее остаток — известный пульсар, или нейтронная звезда, окруженная Крабовидной туманностью). Среди хвостатых звезд-метел в китайских хрониках, как и в древности, неоднократно отмечалась будущая комета Галлея.
Еще в 983 г. в Китае вышла энциклопедия наук из 1000 (!) томов, а в XIII в. была создана новая грандиозная энциклопедия из 24 многотомных разделов, один из которых был целиком посвящен астрономии. Но уже с XII в. развитие культуры в Китае стало тормозиться из-за набегов соседей, что привело к упадку науки, особенно к XVII в.
Сохранившиеся в истории представления о Вселенной в средневековом Китае в основном относятся к III—V вв. (эпоха династии Цзинь) и к XII—XIII вв. Как и в других регионах, здесь существовали как бы два уровня миропонимания. С одной стороны, на небо переносились принципы устройства китайского бюрократического государства: император считался сыном Неба, Луна — «важным чиновником», кометы — «курьерами», в затмениях усматривали, как уже говорилось, сигналы о неблагополучии в управлении государством. С этими представлениями согласовались примитивные представления об устройстве Вселенной, изложенные в теории «гайтянь» в летописи эпохи Цзинь. Небо представлено шляпой, покрывающей Землю, которая имеет форму перевернутого блюдца (т. е. уже не вполне плоская!). Небо рисовалось движущимся подобно жернову, а светила на нем — Солнце, Луна и планеты — подобно муравьям, медленно ползущими в направлении, обратном общему вращению неба. В эту схему вводились еще и «точные» размеры: радиус блюдцеобразной Земли (80 тыс. ли = 46 080 км) и радиус ее населенной части (60 тыс. ли).
Другая теория («сюанье»), появившаяся в Китае еще ранее III в., напротив, поражает неожиданной философской глубиной: небо не имеет определенной формы и находится очень высоко и далеко от нас; Солнце, Луна и пять планет — шарообразны; они свободно плавают в пустоте безграничного мирового пространства; движения их совершаются в соответствии с естественными законами природы. Далее теория утверждала, что законы движения планет можно изучать с помощью неподвижных звезд (очевидно, в смысле — на их фоне, относительно них). Земля также находится в движении, но мы не замечаем этого, поскольку движемся вместе с нею(!). Голубой цвет неба — зрительная иллюзия, а истинной причины мы не знаем. Вообще человеческий глаз не в силах охватить Вселенную, а ум понять ее всю. На основании этой сохранившейся в отрывках теории Юй Си в IV в. построил свою космологическую концепцию «аньтянь», сравнение которой с предыдущей картиной убеждает, что она представляла собой лишь упрощенный «слепок» более ранних космологических идей.
Еще одна космологическая концепция была обнаружена в тексте при звездной карте, высеченной на камне в XIII в. в храме Конфуция в Сучжоу близ Шанхая. Здесь также соседствовали реальные сведения (о движении светил, отраженном свете Луны и др.) с примитивным вымыслом: о причине дня и ночи, об астрологическом значении затмений и пятен на Солнце. Утверждается неподвижность звезд относительно друг друга; таким образом, открытие И Синя не вошло в китайскую астрономию.
Однако начальная часть текста резко контрастирует с остальным: «В древности люди не знали, что представляет собой небо и Земля. Небо и Земля первоначально представляли собой большую туманность, из которой выделялись тяжелые и легкие вещества, легкие образовали небо, тяжелые — Землю. Все небесные явления имеют свои естественные законы развития. ...Конкретным проявлением действия этих законов является образование Солнца, Луны, пяти планет... 28 созвездий [?!] и Полярной звезды. В образовании их имеется постоянная закономерность. Эта закономерность согласуется с законом существования человечества».
В этом отрывке просматриваются отголоски физической системы природы Аристотеля и материалистической натурфилософии (представлений о естественности законов развития Вселенной); есть даже намек на то, что в наши дни осознается как антропный принцип!
Идею естественного возникновения и развития Вселенной защищали китайские философы-материалисты, начиная с XI в., в борьбе с идеалистической философией неоконфуцианства и буддистским агностицизмом. Наиболее последовательными были философы Чжоу-цзы (1007—1073) и развивший его идеи Чжан Цзай (1020—1077). Последний утверждал, что природа существует независимо от сознания и что в основе всего лежит материальная субстанция «ци», существование которой может проявляться в различных формах. Эта субстанция распылена в бесконечном пространстве и невидима. Сгущаясь со временем, ее частицы образуют туманную массу «тайхэ» («Великую гармонию»). В тайхэ частицы ци разделяются на положительные и отрицательные. От их взаимодействия возникает природа и все предметы. Это учение было много позднее (в XVIII в.) развито Дай Чжэнем, который дополнил его идеей, что изменение земного и небесного есть беспрерывный процесс, в результате которого появляется, в частности, и жизнь.
|