|
§ 1. Ученики греков и арабов (VII—XII вв.)
В отличие от восточной части Европейского континента, где до середины XV в. удерживался центр комплексной «христианско-эллинистической» культуры — Византия, Западная Европа после падения Рима (476) и прекращения существования Западной Римской империи более двух веков оставалась в состоянии полного духовного невежества, раздробленная на мелкие княжества и занятая внутренними войнами за власть. Укреплялся новый феодальный строй.
Только одно имя сохранилось в истории западноевропейской науки от конца VII — начала VIII в. Это Бэда Достопочтенный (672/673—735), англосаксонский монах, историк, писавший и о «естественной истории». Он был знаком с некоторыми сочинениями римских авторов, с утверждением о шарообразности Земли; вообще имел, видимо, некоторые познания в астрономии, так как занимался, в частности, главной тогда практической задачей в ней — вычислением календарных дат праздника пасхи.
Первым признаком оживления духовной жизни континентальной Западной Европы стало «Каролингское возрождение» VIII—IX вв. при императоре обширного Франкского государства Карле Великом и его наследниках. По образцу арабских халифов он создал в 782 г. при своем дворе ученое общество во главе с англосаксонским ученым-математиком аббатом Турского монастыря Алкуином (подлинное имя Флакк Альбин, 735—804). При монастырях были образованы школы с обучением двух ступеней: «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадривиум» (астрономия, арифметика, геометрия, музыка).
Другим крупным деятелем эпохи Каролингского возрождения был философ из Ирландии Эригена (Иоанн Скотт Эриугена, 810 — ок. 877), живший при дворе Карла Лысого. Он возродил на европейской почве идею пантеизма. Идея бога и идея саморазвития природы сливались у него в едином понятии «сущего», или «Природы». В философии природы Эригена является отдаленным предшественником Николая Кузанского (см. ниже).
Рис. 13. Геоцентрическая система мира, по Скотту Эригене (IX в.)
К концу IX в. южная часть Европы оказалась под властью арабов. С ними на европейский континент проникли астрономо-математические сочинения античных и эллинистических авторов, а также и собственные результаты арабских ученых. В X—XI вв. были открыты новые учебные центры в Испании (Кордове, Толедо, Севилье) и Северной Африке (Марокко), также находившейся под властью арабов. В Толедо в 1080 г. под руководством Арзахеля были составлены первые в средневековой Европе астрономические таблицы — «Толедские». В сочинениях толедских ученых впервые в Европе стали появляться критические замечания в адрес системы Птолемея, но еще без каких-либо новых идей. Колоссальной ученостью и высоким мастерством в изготовлении астролябий и других астрономических инструментов прославился на рубеже X—XI вв. папа Сильвестр II (подлинное имя Герберт). Впрочем большинство его современников относило его искусство на счет связей с дьяволом...
К XII в. усилилась переводческая деятельность европейцев. Платон Тиволийский перевел в 1116 г. «Астрономию» аль-Баттани, Ателяр из Бата — астрономические таблицы ал-Хорезми и «Начала» Евклида. Около 70 сочинений перевел Герардо из Кремоны, среди них «Альмагест» и «Толедские таблицы». Спустя столетие их сменили более точные «Альфонсинские таблицы», составленные под руководством известного знатока и покровителя астрономии, будущего короля Кастилии и Леона Альфонса X (Мудрого), построившего первую в Европе астрономическую обсерваторию в Толедо. Приглашенные им мусульманские, еврейские и христианские астрономы и математики при составлении новых таблиц пользовались наблюдениями арабов и сами производили наблюдения (в их таблицах приведены более точные астрономические величины, например длина тропического года). Таблицы были опубликованы в 1252 г., в год восшествия Альфонса X на престол1. При кем была издана первая европейская энциклопедия астрономических знаний «Libro del Saber», опиравшаяся на арабские источники. Между прочим в ней был помещен удивительный рисунок — орбита Меркурия, хотя и геоцентрическая, но (!) в форме эллипса. В XI—XIII вв. в Западной Европе появляется много латинских переводов сочинений Аристотеля (с греческого и арабского).
Рис. 14. Средневековые представления о кометах
Сначала церковь пыталась запретить его учение о мире как «породившее ересь». Но систематичность, стройность, очевидная по тем временам физическая наблюдательная обоснованность геоцентризма у Аристотеля, его безупречная логика покоряют европейцев. Основоположники схоластики немецкий философ и богослов Альберт Великий (1193—1280) и его знаменитый ученик и последователь итальянский философ и теолог Фома Аквинский (1225/1226—1274) систематизировали само католическое учение на основе космологической картины мира Аристотеля. Авторитет его был таким образом узаконен католической церковью.
Рис. 15. Средневековое представление о «крае света» (по кн. Фламмариона)
Вселенная вновь рисовалась по Аристотелю — Птолемею: с шарообразной Землей, находящейся без всякой опоры в центре Вселенной и окруженной сферами небес. По семи из них двигались Солнце, Луна и пять планет, восьмую занимали звезды, все вместе обращавшиеся вокруг Земли за сутки. Но если Аристотель (по крайней мере, в своих главных сочинениях) удалял сферу действия сверхъестественных сил — духов и богов — за пределы материального мира, т. е. за сферу звезд, то в христианской космологии этого времени Вселенная оказывалась вся пронизанной всеобщей, вездесущей, творящей и организующей разумной силой — Богом, при широком диапазоне представлений о нем — от антропоморфных образов до слияния понятий бога и природы.
При всем отрицательном воздействии схоластики на развитие науки в ней были и положительные элементы: она учила логически мыслить, анализировать, совершенствоваться в искусстве логических доказательств, что способствовало развитию теоретического осмысления явлений. Один из знатоков схоластики и первых критиков ее, П. Абеляр (1079—1142) писал: «Верьте доказательствам разума, а не авторитетам». А его ученик Иоанн Скиталец распространял идею вечности Вселенной и атомарного состава всех вещей... Недаром церковь в 1140 г. «навсегда» запретила учение Абеляра.
Примечания
1. Согласно легенде, Альфонс X потерял свой трон именно из-за неосторожного высказывания, что на месте бога он бы создал систему мира попроще (нежели узаконенная к тому времени церковью система Птолемея).
|