|
§ 3. Сомнения в неподвижности Земли и геоцентризме. Жан Буридан
Наиболее глубоким мыслителям средневековой Европы самым уязвимым в аристотелевско-птолемеевой астрономической картине мира представлялось утверждение о полной неподвижности Земли. Быть может, не без влияния дошедших от древних греков знаний начинал заново осмысливаться кинематический принцип относительности движения. На этом основании уже некоторые астрономы и философы на Востоке (Бируни, например), а затем и западноевропейские ученые высказывали сомнения в неподвижности Земли и даже в ее центральном положении во Вселенной. Так, в своем сочинении «Вопросы к четырем книгам о небе и о Вселенной Аристотеля» французский философ и математик, ректор Парижского университета (Сорбонны) Жан Буридан (ок. 1300—ок. 1358) писал, что «этот вопрос крайне труден» и что «прежде всего имеется серьезное сомнение в том, что Земля находится прямо в центре Вселенной и что ее центр совпадает с центром Вселенной». Он считал также, что «имеется сильное сомнение о том, не перемещается ли Земля как целое... поступательно».
Буридан был явно знаком с рассуждениями древнегреческих философов об относительности движения. «Многие люди, — писал он, — как известно, считали невероятным, что движение Земли по кругу определенным образом не противоречит общепринятому и что каждый обычный день она совершает полный оборот с запада на восток... Тогда необходимо допустить, что звездная сфера была бы в покое, и тогда ночь и день меняли бы друг друга, благодаря такому вращению Земли, так что это движение Земли было бы суточным движением». И далее Буридан приводит широко известный ныне пример из древнегреческой литературы: «Если кто-либо движется в корабле и воображает, что он покоится, то при виде другого, действительно покоящегося корабля, ему покажется, что этот другой корабль движется».
|