|
§ 3. Роль астрономического фольклора в истории науки. Картина мира
Некоторые историки науки подчеркивают, что фольклорная астрономия, отражавшая явления фрагментарно и поверхностно, выражала связь человека со Вселенной через чувства и эмоции и потому не сделала четкого вклада в сумму астрономических знаний [100; 119]. Однако роль этого этапа развития астрономии с точки зрения развития науки заключается в ином. В космолого-космогонических сказках и мифах отразились не отдельные астрономические сведения, а целостная картина мира, хотя и опиравшаяся на очень небольшую сумму сведений о Вселенной, но уже представлявшая ее как закономерную систему явлений и сил. Это и было самым ранним космологическим открытием человека. Такая точка зрения в последнее время находит очень серьезных защитников (например, К. Леви-Строс).
В стремлении понять, объяснить весь мир в целом как систему причинных взаимосвязанных явлений проявилась коренная особенность формировавшегося человеческого интеллекта. В гипотетических реконструкциях связей во Вселенной человек не действовал, по крайней мере непосредственно, ради выполнения трех главных задач всего живого: добыть пищу, укрытие и продолжить род. Человек (уже подготовленный к этой фазе творческим трудом) проявил себя, возможно, впервые истинным исследователем: задал вопрос «Почему»? и стал искать ответ на основе аналогий с известным из своего жизненного опыта. Это и было первым шагом, по существу, к научному исследованию окружающего мира. Ведь при всей «наивности» и произвольности гипотез первобытного человека о мироздании в них уже учитывались определенные реальные закономерности — цикличность большинства небесных явлений, мощь природных сил, а вместе с тем формировалось ощущение, что человек — важнейшая часть окружающего мира.
Конечно, стимулом к возникновению интереса к небесным и вообще природным явлениям было далеко не только любопытство,, а прямая необходимость, жизненно важная связанность существования самого человека с закономерностями Вселенной (зависимость от тепла и света Солнца, от дождя и бурь, от смены теплых, холодных, засушливых сезонов...), равно как и ложная, иллюзорная зависимость от появления комет, затмений, метеоритных дождей, падающих звезд... Отсюда можно сделать общий вывод: одной из особенностей начальной «астрономической деятельности» было то, что формирование целостной, хотя и мифологической по форме, астрономической картины мира предшествовало зарождению дифференцированного и специализированного исследования явлений (в чем и состоит в основном современный этап научного познания).
Важным переходным этапом между начальной (фольклорной) и современной (аналитической) стадиями осознания мира был» натурфилософское, также целостное, хотя и умозрительное еще осмысление Вселенной.
|