Материалы по истории астрономии

б) О бывшем великом тому недавно северном сиянии1

(1)

Те удивительные обстоятельства, которые при бывшем тому недавно великом северном сиянии как здесь ныне, так и на других местах примечены, дают нам повод о том такожде и в сих наших примечаниях упомянуть. Мы хотим вначале некоторое историческое объяснение и о протчих сему подобных воздушных сияниях, сколко мы о том в книгах ученых авторов нашли, наперед сообщить, а потом и причины оных естествословий (т.е. природу этих явлений. — Н.Н.), как оные по самым новейшим ученым правилам произведены, вкратце объявить. Аристотелес2 есть из всех авторов первым, который об оном упомянул. Он описует нам нетокмо северное сияние зело изрядно, но такожде и еще изследует, от чего оное происходит, но сие не сюда принадлежит. Потом находится у римского историка Левия3 великое множество следствиев, из чего такожде испанское суеверие увидеть можно, от котораго из таких воздушных сияниев чудесные знаки учинились, и из того весма нещастливые предобъявления (предсказания? — Н.Н.) производить хотели. А имянно, как скоро оных поганов4 мечтание при смотрении таких северных сияниев обуяло, то произошли всякие опасные фигуры, которые по являющимся оным паганам многим разностям зело различно пременялись. Иногда объявляли: «На небе видены якобы карабли». Времянем: «Небо видели горящее иногда». «В Фрузине возшел в ночи свет», времянем: «Некоторою ночью видено на воздухе много горящих факеярль»5. В иное время: «В Анагнии виден на небе факел». Иногда же: «В Минтурне горело небо яко огонь».

Разновидности северных сияний. Зарисовки М.В. Ломоносова

Плиниус6 объявляет паки о том нечто разсудительнее. Оный имянует оное, как тогда обыкновенно было, «хасма» — «зияющая бездна»7 и описует цвет онаго красным и на подобие огня. Но о неосновательном толковании, якобы чрез то великое нещастие предобъявлялось, неупоминает он ничего. В лето от Рождества Христова 502 нашел я из всех подлинно там именующихся историков самое древнейшее северное сияние, которое со обстоятелствы описано. В писании Сирийской хронике Иосии8 описано стилитисма,9 писано оное следующим образом: «22 августа тогож года, который по греческому годовому счислению 813 год был (понеже начатом времяни Селевцидов10 с 311 лет наше начатие времяни от Рождества Христова превосходит), примечен в Северной стране огненный шар, который на розсвете паки пропал». Таким же образом описано оное такожде и в другой Сирийской хронике Дионисия,11 а в хронике Эдессеновой12 описано оное по Ассеманову13 переводу тако: «В 568 годе упоминает Карл Сигоний14 о некотором северное сиянии, при котором копии (копья. — Н.Н.) и огненные баталии на небе к северной стране видимы были». Такожде описывает Григорий Туронензис15 такие же и в 584 и 585 годах бывшие.

(В предбудущих примечаниях имеет о сем еще упомянуто быть).16

(2)

Что незадолго до преставления Кесаря Каролуса Великого,17 как он последний поход против Саксонцов восприял, около 813 года некоторое северное сияние на небе яко факел видно было, сие описует нам Эгингардус18 в описании жития сего Великого Кесаря. В 859 лето от Рождества Христова было на небе чрез целые 3 месяца, а имянно в Августе, Сентябре и Октябре месяцах, такое великое северное сияние, что от онаго между севером и востоком так светло было, как в день. Такожде объявляют, якобы при том и красные столпы, и поставленные порядочно одно против другаго войска примечены были, какое последнее явление сиречь войска в те же времяна, такожде еще и в последующих времянах простый народ за сущее признавал. В 993 годе находится такожде, что в ночи пред рождением Святаго Великомученика Стефана19 от севернаго сияния вдруг так светло стало, якобы разсветать хотело, которое однакож вскоре по полуночи чинилося. Такожде имеется у монаха Роберта20 о 1097 годе некоторое свидетельство, а имянно, что в некоторую ночь на небе между севером и востоком огненная зоря видима была. Маркус Сиварциалупус21 приметил в Октябре месяце 1575 года зело ясное сияние, и объявил со онаго рисунок с описанием, которое с умершего здесь тому недавно господина профессора Мейера22 диссертации «О северном иянии»23 находится. Какие сему подобные воздушные явления в 1585 до 1590 года видимы были, оные объявил бывший тогда славный астроном Тихо де Браге в своих делах. В 1606 годе примечен при церемониях крещения бывшего потом Короля Лудвига XIII24 и его двух сестер за день до того и три дни потом, как в Фонтенебле25 того ради некоторый особливый фейерверк зазжен был, на небе почти такий же огнь с многими лучами и огнь испущающими колесницами, о чем знаемый историк Иов Лудольф26 тако пишет, что оне якобы игрою духов, которые в воздухе суть, быть казалось, хотя оные французские историки от натуралных причин производят. Гассендус27 учинил во время своей жизни примечания о некотором северном сиянии, которое 12 дня Сентября 1621 года было. Такожде учинил и Кеплерус28 примечания о других северных сияниях, которые в 1625 и 1629 годех приключились. О 1628 годе написано в историях, что в Померании на небе показалось, яко бы оное отверзлось, потом вышло от севера копиями и мушкетами, после пушки и фурманы,29 а потом конница пришла и к югу пошла, где оное войско с другим, которое от юга пришло, великую баталию возымело, и оное все от севера с великою силою в южную страну, по котором огненный столп следовал, который от себя страшный огнь испускал, и несколко часов продолжался.30 Что же сие иное было, как северное сияние, но простой народ признавал сие за всякие опасные и страшные фигуры?31

(3)

В 1630 годе 25 дня Генваря и в последующую ночь видено паки на разных местах в Германии и Боэмии32 некоторое северное сияние, от котораго ради многих онаго опасных фигур, которые во оном сиянии, по их мнению, еще тогда изображались, каждый в ужас пришел. (Тогдашний Тюбингский профессор Вилгелм Шикард был единым, который о сем деле так, какое оное суще было, разсуждал и оное в некотором особливом писме по всем обстоятельствам описал. Из которого в Абелина «Феатре Европейском», такожде и в его «Исторической хронике»33 Экстракт находится, где по оному множество помянутых неоснователных мечтаниев уже прибавлено. В «Европейском Феатре» имеются такожде еще и другие описания, а именно, как сие и в Штутгарде,34 Франкфурте, Силезии, Австрии и Боэмии видено было).35

Л. Делиль де ла Кройер

Какое сияние еще в том же годе и при Штетине в Померании видено было, где по общему объявлению в некоторый день по утру в 5 часу незадолго до бывшей тамо между Цесарскими и Шведскими войсками баталии на небе огненный меч виден был, который и по прошествии несколко времяни от непрестаннаго прекрещения турецкой или полской сабли подобен стал. В 1631 годе объявляют, что при Сонненвалде в Нидерлауснице36 в воздухе такое стреляние из пушек палили. Все сие с тем чудесным знаком сравнить невозможно, который, как объявляют, в 1633 годе в Медине, в Аравии, где турецкий пророк Магомет37 погребен, целые три недели видим был, а именно 20 дня Сентября в полночь востала страшная погода и жестокий гром, так что небо от того все покрыто и помрачено было. Но как оная погода на Аравитском языке, как объявляется, следующие слова видимы: «Ах почто веруете лжи?». А потому в третием часу по полуночи, якобы женская персона в белом одеянии, Солнцем окруженная и книгу в руке имеющая, от северо-западной страны явилась, напротив которой якобы некакое войско в подобие Турков, Персиан, Аравитян и протчих Магометанов38 все в ордер дебатами поставлено было, якобы оное на оную вдруг напасть хотело. Но оная неподвижимо стояла и токмо имеющую в своей руке книгу роскрыла, то потом все сии войска назад уступили и в бег дались. Оное сияние видено было целые три недели еженощно равным же образом, которое от некоторой бывшей тогда Турецкой духовной особы в пространной проповеди о опровержении их закона и Алкорана39 Христианскою верою толковано было. Но понеже все сие сияние может быть, как от некоторых Турецкой вере противных людей от единого обмана, так и от подлиннаго мечтания онаго народа, ради являющегося в те времена часто севернаго сияния происходило, то сообщаем мы оное при сем токмо таким образом, как оное в последнем случае в исправности своей состоит, и причитаем оное почти к тем воздушным явлениям войск и караблей, которые в 1635, 1636 и 1638 годах в «Феатре Европейском» и в Лудолфа зрителном месте40 описаны.

(4)

Из воздушных явлениев надлежит за весма особливое то почитать, ежели оному верить, которое в 1651 году 22 дня декабря от некоторых шкиперов и ботсманов на море при устье Масы41 примечено, и об оном объявляется, а именно, якобы сперва на Небе при восходе Солнца пространно распростершаяся фигура равной земле подобная видима была, на которой множество коннаго и пехотнаго войска, которое от северной страны прибыло, вышло, и вскоре потом при светлом и изрядном воздухе все в карабелный флот премени-лось, пока напоследок и флаги от протчаго от лечить возможно было, которые трех цветов якобы принца Оранийскаго42 были. К сему флоту прибыл от Южно-восточной страны еще другой, наступать стали, и один к другому близко приступил, востал между ими густый дыму подобный пар, [из-за] которого показалось, якобы оные между собою баталию возъимели. А потом еще от другаго флота весма и блоки ясно видеть возможно было, от чего всякой, кто сие видел, в великой ужас пришел. Главное обстоятельство при сем воздушном явлении есть сие, что все пред полуднем при светлом воздухе таким же образом примечено, как в 1655 годе 18 дня февраля в Швецкой Упландской провинции недалеко от деревни Расбокиль, имянуемой при Упсале, как Шеффер объявляет, великое множество воюющих между собою салдат такожде в светлый день на воздухе видено было, причем такожде и блистание от пушечных и мушкетных выстрелов с восходящих паром, однакож без звука подлинно усмотрено, и два якобы между собою на море баталию имеющие карабелные флота примечены были. О двух войсках, которые в 1659 годе 7 дня Иуня ночью в Кюстрине на Небе видимы были, находится в «Феатре Европейском» известие, где о таких же в 1666 и 1670 годех бывших объявлено в 1682 годе 28 дня Октября приметил ученый Гданьский бургомистр Гевелиус43 некоторое обыкновенное северное сияние, которое он такожде и сим званием наименовал.

Титульный лист статьи Ф.Х. Майера «О северном сиянии»

(5)

Из всех примечаниев о помянутом северном сиянии, которые мы по ныне объявили, есть от болшей части видно, что сколь древнее те времена суть, в которые оные примечены, толь неосновательнее, суевернее и смешнее сочинены оные. Но в нынешнем секуле (веке. — Н.Н.) об оных северных сияниях так смешные дела, как прежде сего, более необъявляются, понеже ныне толь более о наследовании сущих и подлинных причин оных тщатся. В 1707 годе находятся описания о двух зело примечания достойных северных сияниях, из которых первое в ночи 1 дня Февраля, а другое 6 дня Марта видены были. Но коим образом оные в Копенгагене видены, описал славный Астроном Олаус Рёмерус44 с изображением оных сияниев в «Мисцеланиях Берлинских»,45 и нам весма неудивително есть, что оный о Норвегии и Исландии объявляет, коим образом видены бывают, понеже такожде и здесь в Санктпетербурге, как долго мы здесь обретаемся, еще ни един год не прошел, чтобы мы таких сияниев николико крат неприметили, а сверх того господин Делиль де ла Кроер,46 который ездил по императорскому указу и определению Академии наук в Лапландию, где он 3 года пробыл, и вернее объявил, что в Коле почти ни одной ночи не бывает, чтоб какое примечания достойное северное сияние с разными цветами над всем тамошним оризонтом неявилось. Другие описания, а именно Христофора Матиоса Зейделия в Шенберге в древнем Марке Бранденбургии,47 и Годфрида Кирхиа48 в Берлине находятся в помянутых уже «Мисцеланиях». В 1710 годе 26 дня Ноября приметил доктор Либкнехт в Гиссене некоторое северное сияние, которое примечание он в «Деяния ученых»49 внести велел. Но в 1716 годе возбудило всех охотников до науки естествословия50 бывшее тогда великое северное сияние к вящшему разсуждению. Оное сияние началось 17 дня Марта в вечеру и продолжалось чрез всю ночь с так великим множеством происходящих лучей, что о том годе в исторические книги весма легко паки какая басня о воюющих войсках, розгах и мечах в воздухе и протчих тому подобных явлениях внесена быть моглабы, ежели бы ученые на так многих местех в Европе подлинное состояние онаго сияния в своих описаниях и учиненных того ради изеледованиях ясно неоткрыли. В «Деяних ученых» находится великое множество учиненных того ради примечаниев. Виттенбергский профессор Математики Д. Йо. Фрид. Вейдлер51 объявил такие примечания в «Мисцеланиях Лейбцигских»,52 а от Геллтцтатскаго профессора Руд. Христ. Вагнера, такожде и от бывшего тогда Гданского Математика Павла Патра53 и от нынешняго берлинскаго Астронома Господина Христфрида Кирхена имеются особливые о том изданные трактаты. Оный Кирхен писал свой трактат токмо исторически, но первые 3 автора трудились такожде и о изследовании натуральных причин сего воздушнаго сияния, которые однако же в то время ни от кого так основательно неизследованы, как от славнаго господина придворного советника и профессора Волфа. Причем примечания достойно есть, что Голландский Математик Альбертус фан Дам, как Павел Патр объявляет в своем календаре 1716 года, у Виллема фан Бломена в Амстердаме напечатанном, о сем явлении уже прежде того провозвещал. Слова во оном календаре суть следующие: «Последняя четверть, в понеделник 16 дня Марта, в 9 часу в 85 (?! — Н.Н.) минуте, в Стрельце, с темными облаками некоторое чудное явление показуется к западной стране». О менших таких же явлениях, а именно о таких северных лучах, которые 23 дня Марта того же года в Данциге, а 11 дня в 11 часу 31 минуте в Париже видны, мы здесь упомянуть нехотим. В 1721 годе были паки два зело великие северные сияния, из которых первое 17 дня Февраля в ночи, а другое 1 дня Марта во всей Германии, Пруссии, Полше и Венгрии примечены были. Но ежели в 1716 годе многие описания о бывшем во оном годе северном сиянии изданы, то находится оных в нынешнем годе еще более. В «Деяниях ученых» имеются разные объявления, из которых изданное от Гиссенскаго профессора доктора Либкнехта более всех почитается, а в «Бреславских Собраниях» находится таких объявлениев великое множество. Но особливые писма изданы о том от здешняго профессора господина Лейтмана,54 от Виттенбергскаго профессора Мартина Готгелфа Лешера, от Кенигсбергскаго профессора Иоанна Арида, от Гданскаго медикуса Иоанна Адама Кулмуса, от Ниренбергскаго Астронома Иоанна Леонгарда Роста и от учителя Франкфуртской гимназии Иоанна Христиана Гей-зона, которой такожде и из публичных ведомостей из многих мест те артикулы вместе собрал, в которых сие северное сияние описано. Но как мы за краткостию времяни о всем том, что сии писма в себе содержат, ничего неупоминаем, то мы такожде той ради причины и виденные потом в Германии и в протчих местах северные сияния оставляем и ссылаемся токмо на учиненные здесь в последующих годех обсервации примечания, из которых изрядно сочиненная диссертация от умершаго тому недавно здесь господина профессора Меэра в первой части «Комментариев» императорской Академии наук издана, сверх которой еще и другая от оного Профессора написанная имеется, которая в изданной впредь третией части оных «Комментариев» сообщена быть имеет.55

(6)

Что нам в преждеупомянутом писме56 Норвегскаго протопопа М. Енса Христиана Спидберга неисправно быть казалось, оное состоит от части в некоторых явлениях или Феноменах, которые с нашими здесь в Санктпетербурге учиненными примечаниями несходны суть, от части же такожде и в некотором послучаю предложенном разсуждении о причине недолгаго всегда примеченнаго помрачения под линеею. А имянно: I Феноменон, что северное сияние никогда ранее неявляется, как с час по захождении Солнца. Но здесь видели мы в 1729 годе 30 дня Августа стараго штиля ввечеру в 7 часу, в которое время солнце еще сияло, к северо-восточной стране некоторую зело светлую полосу от севернаго сияния с разными ветвьми, такожде и красными и лазоревыми цветами. О II Феномене объявленное зело часто сквозь скважни из-за облаков, а еще напоследок 23 и 26 чисел Февраля месяца при веcма пасмурном воздухе приметили. О VIII Феномене не написано, что северное сияние никогда чрез тропик рака непереходит, то есть сие истинно, ежели оное о обыкновенно примеченной светлой дуге разумеется, из которой лучи простираются. Но сии лучи бывают иногда весма выше, якоже оные и прошедшаго месяца Февраля 5 дня от севернаго оризонта к Южному так далеко простерлись, что оные от онаго токмо еще на 7 градусов в разстоянии были. Недолгое помрачение под линеею, которое и половину часа небывает, хочет издатель вышеобъявленнаго писма от некотораго другаго состояния воздуха произвести, который в Норвегии такого состояния есть, что помрачения тамо с 2 часа продолжатся могут. Но подлинная причина того есть сия, понеже под линеею яко в прямом круге солнечный путь в прямых углах под оризонтом вниз, а над оным в верх восходит, что таким образом отстояние солнца под оризонтом в недолгое время зело видно есть, но в Норвегии и протчих Северных землях яко в зело непрямом круге вышеупомянутый солнечный путь зело криво под оризонт скрывается, и тако солнце немалое время, но однакож не много от оризонта в разстоянии бывает.

Мнение славнаго Картезия57 о Северном сиянии, которое он однакож, как он объявляет, не видывал, есть сие, что он надеялся, что оное от собравшихся некоторых ветряных облаков происходит, которые одно на другое упадают, и от тиснения свет чинится. Но сие очевидно, что сие изъяснение от древняго Аристотелскаго мнения о начатии молнии и грома взято, которое однакож ныне более за важно не почитается.

Л. Эйлер

Равноеже изъяснение такожде и здешний Профессор Господин Лейтман58 при случае бывшаго в 1721 годе севернаго сияния уже прежде того объявил, которое на двух согласующихся примечаниях оснуется, из которых одно оной Господин Профессор сам, а другое Эрценский обер амтман (вышний управитель) имянем Фонгт учинил, и оное чрез Гелмштатскаго Профессора Математики Господина Доктора Вагнера59 Господину Профессору Лейтману прислал. Сие изъяснение, которое без сумнения другим главнейшим противным быть может, состоит кратко в том, что материя севернаго сияния не такая есть, от которой молния бывает, которое мнение мы уже выше объявили: что оное свет есть, как видеть можно, но однакож вопрашивается, от чего такий свет или сияние, которое без огня видено бывает, происходит. Ради истолкования сего сумнения объявляет он те правила, которые он уже прежде того60 объявил, и оные достоверными свидетельствованиями подтвердил, которые то, что уже прежде того Королевский Шведский берг коллегии советник Иоанн Кункель фон Левенштерн61 о сей материи мнил, зело исправляет и подтверждает. Мы неимеем здесь причины сии правила, в чем оные до натуры света, теплоты и стужи касаются, паки повторять, но токмо мы то приемлем, что к нашему намерению удобно есть. В Северных странах есть множество снега, в котором множество легкой соли имеется, которая вверх поднимается, а понеже солнце тогда ради дальняго своего отстояния в восхождении оной вверх препятствовать неможет, то остается оная вместе, которая от ветра полосами вверх восходит, от чего тогда и восходящие светлые столпы происходят, которые тогда престают, как скоро ветр утихнет, но понеже вышеупомянутая легкая соль насквозь светится, недивно, что сквозь оные и звезды видеть можно: а понеже оная в парном круге есть, который около земли обходит, то надлежит оной и в подобие круглой дуги являтся; и по тому наше сияние ништо иное как некоторое трясущееся движение легкой соли есть, которое от снега вверх поднялась. Кто в познании света и в натуральных приключениях во оном так искусен есть, что он понять может, коим образом всю действующую натуру суще за действительный горн почесть можно, в котором почти все химические действия свои места имеют, тот против сего объявленнаго изъяснения весма ничего или немного противнаго найдет, а хотя каждый обык о свете, а особливо о нашей земле по своей науке, в которой он искусен и оную себе пред другими избрал, разcуждать, как о том некоторый великий стихотворец в нынешние времена изрядно объявляет, что Александр62 оный свет за место брани, ученый за книжный шкап, купец за ярманку, стихотворец за Парнас, астроном за планету, лекарь за гошпиталь, стряпчий за судебное место, а ремесленный человек за свою работную избу почитают, то однакож те наилутче разсуждают, которые свет за то почитают, что оный подлинно есть, к которым мы такожде и тех причитаем, которые по своему химическому искусству оный за истинный химический лабораториум почитают.63

(7)

Являющиеся здесь в нынешнем времяни года многие Северные сияния подают нам повод начатые наши о том примечания окончить. Но понеже мы во многих прежде того изданных примечаниях о большой части тех северных сияниев, которые по ныне примечены были, сперва токмо исторически объявляли, а потом фисические причины описали, которыми многие славные авторы сие Северное сияние натуралным образом изъяснить трудились, то хотим мы напоследок такое изъяснение сообщить, которое пред многими другими за важнейшее почитается. Ибо понеже оное в начале здесь в полунощной и северными сияниями Осенью и Весною почти еженощно осиявающей стране обретено, а потом от времяни до времяни исправлено, то можно надеяться, что во оном яко при непрестанном взирании на Небо сочиненном деле Северные сияния подлинно изображены. Понеже известно есть, что здесь менше как в 3 летех по малой мере 55 Северных сияниев видено, которые в себе разные обстоятелства содержат и оные в фисике искусныи, ежели он случаи имеет оные так часто примечать, без всякаго сумнения вкратком времяни доволно познавать научится может.

Г.В. Крафт

Но сие изъяснение обретено и объявлено от умершаго здесь недавно профессора Математики Мейера уже в 1726 годе,64 которое мы нашим благосклонным читателем вкратце сообщить хотим, хотя сие подлинно есть, что без знания некоторых других наук нечто трудно быть кажется в том себя самого удовольствовать. Ибо сперва Северные сияния по сему изъяснению на два разделяются, из которых единое сие есть, а имянно когда к полунощной стране низкая, но однакож ясная дуга видима есть, которая сама тихо стоит, но из себя сияющие столпы испущает; другое, которое нетак часто видимо бывает, как вышепомянутое, когда все Небо сияющими и горящими облаками и пламеньми объято бывает, какое особливо то было, которое 4 дня прошедшаго месяца Февраля стараго стиля во многих землях примечено. Но дабы разность между сими двоякими сияниями познать, то можно себе в мысли токмо облака в воздухе положить, которые, ежели они над нами стоят, нам почти всегда так разделенными быть кажутся, якобы оные на многие части разодраны были, так что сквозь их разселины светлое Небо видимо есть, но ежели оные оризонту близки суть, то удивляемся мы часто, коим образом оные в зело прямой линеи или плоскости являтся могут, а однакож в прежнем месте немало разделенными или разодранными быть кажутся: хотя оные подлинно таким образом разделены, как и те, которые над нами суть, но что те преломленными, а сии в равной линеи идущими быть кажутся, сие происходит токмо от того, понеже мы в первом случае ради стояния нашего против облаков их разселины видим, а в другом случае, понеже разделенные части одна другую покрывает, оные разселины видеть неможем. Какого состояния такожде и сии двоякие Северные сияния, а имянно Первое, которое равным и преломленным быть кажется, а однакож в действии не такое, но подобно другому есть, которое разделено, чего притчина токмо сия есть, что, понеже оное низко есть, а части той материи, из которой она состоит, одна за другою стоят, мы имеющиеся между оными порозжие места нашими глазами видеть неможем, которые мы при другом северном сиянии видеть можем: от чего такожде и сие происходит, что сколь выше дуга становится, толь непорядочнее и более разделено быть кажется. А напротив того, сколь ниже оная дуга есть, толь чище и равнее оное кажется, сиречь сколь выше оная восходит и к верхнему пункту приближается, толь более можем мы оныя разселины видеть. Но совершенное явление такого северного сияния, от которой бы страны оное ни было, есть по сему мнению следующаго состояния. Сколь долго солнце в полунощной стране над линеею обретается или когда такожде и теплый ветр веет, то восходят от того водяные малые пары, которые с имеющимися в воздухе всегда серными и соляными частицами, от чего летом непогоды происходят, смешиваются, со оными соединяются. А когда солнце от нас потом Осенью удаляется или Весною приближается, то сие натурално есть, что оное не вдруг но от времяни до времяни удаляется или приближается, стужа наступает за лучьми онаго от времяни до времяни в том месте, где теплота умаляется, а понеже оная в круг около земли с солнцем вместе умаляется, яко бы такий великий мех со оной по малу снимался (мы подаем при сем ради вящшаго выразумления некоторыи сему подобный пример), то чинится, что собравшаяся прежде того материя, яко обручи около земли стоит, а то таким образом, что сии обручи в разсуждении солнца не непорядочно стоят, но оная всегда средним пунктом оных есть, так как зажигателный пункт от какого зажигателнаго стекла средним пунктом есть от того стекла, которое в руке имеется, или кто в Астрономии искусен, тому токмо то объявить надлежит, что сия материя около земли над одною или над несколкими параллелными линиями земли собирается, а потом так продолжается. И кто сие подлинно выразумеет, тот может видеть, что пустая часть дуги к оризонту, а верхняя крайняя часть к верхнему пункту являются: что самая верхняя часть дуги всегда к северному полюсу стоит и что части дуги на оризонте восходят. Такожде когда стужа более прибывает, то разделяется собравшаяся в верху материя в облачки, а сколко при том загорающейся материи имеется, то оная от оной помалу отделяется, а когда от оной доволное множество в те обстоятелства придет, в которых такие вещи от натуры загораются, то загорится такожде и сие: а как во время сего загорения водяные части от других отделяются, становятся оные тяжелее и спускаются вниз, отчего черность происходит, которая внутри дуги при первом северном сиянии примечается: или светлые облачка весма угасают и потемне-вают, такожде, когда все сияние пройдет, бывает. Небо лежащими одно на другом облаками покрыто так, как при другом северном сиянии.

Титульный лист статьи Л. Эйлера «О наблюдении прилива и отлива моря» (немецкий вариант)

Ныне о главных обстоятелствах северного сияния ничего неосталось изъяснять, как токмо о восходящих в верх и сиюящих столпах, от которых по ныне всем тем, которые северные сияния изъяснить домогались, вящшая трудность происходила. Но в сем нашем изяснении из доволных основаниев доказуется, что оные в себе ничего собственнаго несодержат, но токмо отсвечением от вышеупомянутых зазженных облаков суть. Но доказателства сего мы при сем за неимением доволнаго места сообщить неможем, ибо мы при сем ради истолкования онаго много бы объявить принуждены были; но кто оное читать желает, находится оное в вышеупомянутых Комментариях в I части на 356 странице.65 А напротив того, искусство, в котором сие изъяснение восходящих светлых столпов оснуется, есть зело известно, которое пред некоторыми днями, в которых несколко ночей весь город иллуминован был, со удоволствием приметить возможно было: где некоторые домы при реке стояли, которая зело тиха и зеркалу подобна была, так что зазженными в окошках свечи плоскость оной реки осиявать могли, там во оной реке от отсвечения не токмо ясный пункт как свеча, но и ясная полоса видимы были, которая толь долее быть казалась, сколь более к плоскости оной реки приближишся.

Примечания

Примечания

1. Это одна из первых статей (см. «Примечания на Ведомости». 1730. Ч. 14. С. 55, 56), посвященных естественно-научной тематике в журнале «Примечания на Ведомости». Постепенно приучая своих читателей к чтению серьезной естественно-научной литературы, петербургские ученые старались не перегружать тексты непривычными терминами и именами ученых. Сперва рассказывали о величественных и грозных явлениях природы, таких как извержения вулканов Везувия и Этны. Между делом читатель привыкал к тому, что о таких явлениях природы необходимо знать заранее, чтобы уберечься от них. Рассказ же о Карле Великом, помещенный рядом, мог между прочим убедить читателя, что хороший правитель может и хорошо организовать жизнь своих подданных. После этого можно было рассказать кое-что о полярных сияниях, которые не знавшие науки люди могли истолковать как знамения, предвещавшие страшную угрозу. Однако постепенно знания о природе этого явления позволяли понять, что это всего лишь определенные процессы, происходящие в атмосфере Земли, которые ничем не угрожают людям, а лишь помогают им понять, в каком состоянии находится окружающая нашу планету атмосфера. Причем рассказ этот развивается неторопливо, с широким использованием исторических хроник, сообщений о наблюдениях, проведенных в разных странах представителями разных народов, населяющих Землю. Рассказ завершает научное объяснение этого загадочного природного явления, предложенное учеными Петербургской Академии наук.

Обычно в «Примечаниях на Ведомости» было не принято подписывать статьи, однако в данном случае мы по счастливой случайности знаем всех трех авторов этого цикла статей. Изучая переписку историка Г.Ф. Миллера, Ю.Х. Копелевич обнаружила в двух его письмах к правителю академической Канцелярии И.Д. Шумахеру от 27 января и 16 февраля 1730 г. сообщение о том, что сам Миллер писал «исторические» части статей о северных сияниях, автором центральной части с объяснением физической природы этого явления был Л. Эйлер, а заключительной части с изложением работ Ф.Х. Майера, опубликованной в трудах Петербургской Академии наук («Commentarii»), — Г.В. Крафт (см.: Копелевич Ю.Х. Забытые страницы «Примечаний на Ведомости» // Наука и культура России XVIII в. Л., 1984. С. 40—42).

2. Так здесь назван Аристотель.

3. Речь идет о римском историке Ливии Тите.

4. Поганы — от лат. paganus — «простой», «отсталый», «неуч». Так христиане называли язычников, римляне — крестьян, необразованных простолюдинов, а петербургские ученые — людей, незнакомых с наукой, неучей.

5. «Факеярль» — так названы факелы во множественном числе.

6. Речь идет о римском ученом Плинии Старшем — Гае Плинии Секунде.

7. «Хасма» — от греч. χτσμα — «пасть», «яма», «пропасть».

8. Иосия — автор Сирийской хроники.

9. «Стилитисма» — от греч. σειλη — «палочка для письма», а также «высказывание в письменной форме».

10. Это династия Селевкидов, правившая в 312—64 гг. до н. э. в крупнейшем из эллинистических государств, которое иногда называли по основной его территории Сирийским царством. Его столицей был г. Антиохия, на реке Оронте. Династия получила название по имени ее основателя Селевка I Никатора.

11. Имеется в виду Дионисий Малый, основоположник принятого в настоящее время летоисчисления от Рождества Христова, или от новой эры.

12. Эдессенова хроника — летопись Эдессы, древнего города в северной Месопотамии, важного экономического и политического центра в VII в. до н. э. Во II в. до н. э. Эдесса стала столицей небольшого царства Осроены, в Шв. н. э. — провинцией Рима. В 639 г. она была завоевана арабами, в 1031 г. отвоевана Византией. Вскоре ее захватили Сельджуки. В 1098 г. крестоносцы взяли реванш и основали там Эдесское графство.

13. И.С. Ассеман — сирийский востоковед и переводчик XVII—XVIII вв.

14. Карл Сигоний (К. Сигонио) — итальянский ученый XVI в., историк и переводчик греческих и римских древностей.

15. Григорий Туронензис — Григорий Турский (Григорий Флоренский) — историк франков.

16. Так издатели предупреждали читателей о продолжении темы в будущих номерах журнала. Здесь приводятся 7 частей, опубликованных в «Примечаниях на Ведомости», 1730 г.: 1) ч. 14, с. 55, 56; 2) ч. 15, с. 59, 60; 3) ч. 16, с. 63, 64; 4) ч. 17, с. 67, 68 (Г.Ф. Миллер); 5) ч. 21, с. 81, 82 (Г.В. Крафт); 6) ч. 35, с. 137—140 (Л. Эйлер); 7) ч. 77, с. 307—310 (Г.В. Крафт). В дальнейшем части отделяются друг от друга номером.

17. Карл Великий — Карл I Великий, король франков.

18. Эгингардус — Эгингард, автор жизнеописания Карла Великого.

19. Св. Стефан — архиепископ г. Су рожа Стефан.

20. Монах Роберт — Робер де Кларк, французский хронист.

21. Маркус Сиварциалупус — наблюдатель северного сияния в 1575 г., сделавший зарисовки северного сияния.

22. Речь идет об академике Ф.Х. Майере, скончавшемся в Петербурге в 1729 г. Работал в обсерватории вместе с Ж.Н. Делилем и Г.В. Крафтом. Он самым первым в Петербурге под руководством Делиля начал вести метеорологические наблюдения, в том числе и наблюдения северных сияний. С 1727 г. северные сияния вместе с ним начали наблюдать Крафт, Делиль и другие сотрудники Академии. Майер написал первую статью, посвященную истории наблюдения северных сияний в мире. Написанная в 1726 г., работа эта была опубликована в первом томе трудов Академии на латинском языке (том этот вышел в год смерти ученого). В том же году Майер написал вторую статью о северных сияниях, посвященную обсуждению физической природы этого явления, и предложил там свой метод определения расстояния до полярного сияния. Эта статья была опубликована в четвертом томе «Commentarii», вышедшем в 1735 г., но подготовленном в 1729 г. Статьи о северных сияниях, опубликованные в «Примечаниях на Ведомости», в русском и немецком вариантах, широко использовали обе статьи Майера.

23. Mayer F.Ch. De luce boreali // Commentarii Scientiarum Imperialis Petropolitanae (1726). Petropoli, 1729. Т. I. P. 351—367.

24. Лудвиг XIII — Людовик XIII, французский король из династии Бурбонов.

25. Имеется в виду Фонтенбло — город во Франции, старейшая загородная резиденция французских королей.

26. Иов Лудольф — немецкий востоковед XVII—XVIII вв.

27. Речь идет о П. Гассенди.

28. Имеется в виду И. Кеплер.

29. Фура — большая военная повозка, крытая парусиной. Фурман — извозчик на фуре.

30. Возможно, что это явление не было полярным сиянием.

31. Здесь встречается типично немецкое построение фразы, где не допускается двойное отрицание: вместо того, чтобы сказать «что же сие иное было, как не северное сияние», сказано: «что же сие иное было, как северное сияние».

32. Боэмия — Богемия.

33. И.Ф. Абелен — немецкий ученый XVII в., автор «Европейского театра» (Theatrum Europeum. Francofort, 1662. Vol. 21) и «Исторической хроники» (Chronique historique. Francofort, 1662).

34. Имеется в виду г. Штутгарт.

35. Отрывок текста в угловых скобках приведен в статье в подстрочном примечании.

36. Современные названия — Зонненвальде и Нидерлаузниц.

37. Магомет — основатель религии ислама Мухаммад, не турок, а араб по происхождению (из племени корейшитов).

38. Магометане — последователи религии ислама, мусульмане. Здесь перечислены турки, персы (азербайджанцы, иранцы), арабы.

39. Имеется в виду священная книга мусульман Коран.

40. «Зрительное место Лудольфа» — книга И. Лудольфа «Всеобщий театр мира» (Allgemeine Schaubüne der Welt...: Theatre historique de ce qui s'est passer en Europe pendant le 17-е siecle. Francofort, 1699, 1701. Vol. 1,2), неоднократно переиздававшаяся (1713, 1718, 1731).

41. Речь идет о реке Маас.

42. Имеется в виду принц В. Оранский.

43. Речь идет о гданьском ученом и бургомистре Я. Гевелий.

44. Имеется в виду знаменитый астроном Оле Кристенсен Рёмер.

45. Речь идет о научном журнале, издававшемся в Берлине, «Miscellanea Berolinensia» — буквально «Всякая всячина в Берлине» (лат.).

46. Имеется в виду Л. Делиль де ла Кройер, младший брат Ж.Н. Делили, астроном Петербургской Академии наук. Л а Кройер был участником первой академической (астрономической) экспедиции, посвященной астрономическим наблюдениям для определения координат пунктов на Северо-Западе России с целью составления точных карт этого района, включая Кольский полуостров. В течение 1727—1730 гг., детально изучив район экспедиции, Делиль де ла Кройер выполнил необходимые наблюдения, собрал сведения о населении этих районов и его хозяйственной деятельности, о природе и животном мире, открыл месторождение алмазов и наблюдал очень много полярных сияний, случавшихся почти каждый день. Его наблюдения были опубликованы в книге Ж.Н. Дел и ля: Delisle J.N. Mémoires pour servir à l'histoire et au progrès de l'Astronomie, de la Géographie, et de la Physique. SPb., 1738.

47. Марка Бранденбургии — первоначально крестьянская община, в дальнейшем пограничный округ Бранденбург с военным управлением.

48. Кирх Готфрид — берлинский астроном, корреспондент Ж.Н. Делили.

49. Имеется в виду научный журнал «Acta Eruditorum».

50. Так русский переводчик пытался перевести слово «естествознание».

51. Речь идет об Й.Ф. Вайдлере — математике, астрономе и историке науки, корреспонденте Ж.Н. Делили.

52. Имеется в виду научный журнал, выходивший в Лейпциге, «Miscellanea Lipsiensia».

53. Павел Патр — профессор математики в Гданьске, по происхождению венгр.

54. И.Г. Лейтман — механик и оптик, член Петербургской Академий наук.

55. Имеется в виду последняя статья Ф.Х. Майера о северных сияниях: Mayer F.Ch. De luce boreali // Commentarii Scientiarum Imperialis Petropolitanae (1729). Petropoli, 1735. Т. IV. P. 121—130. Она была издана не в III, а в IV томе.

56. Л. Эйлер в подстрочном примечании ссылается на работу Х. Спидберга «Историческое доказательство и примечания о свойствах и причинах северного сияния» (Галле, 1724).

57. Картезий — Р. Декарт.

58. В подстрочном примечании Эйлер ссылается на рукопись И.Г. Лейтмана «Описание северного сияния» (Schediasma de Aurora boreali).

59. И.В. Вагнер — астроном и библиотекарь Берлинской Академии наук.

60. Ссылка Эйлера (подстрочно): «Vulcano Famulante». Cap. I.

61. Ссылка Эйлера на работу Левенштерна: Laboratorium Chimicum. Cap. V. Parte I. То же в его «химическом письме»: «Epistola contra Spiritum Vini sine Acido».

62. Имеется в виду Александр Македонский.

63. Замечательное заключение Л. Эйлера, который рассматривает мир, т. е. Вселенную, как химическую лабораторию. Это почти то же, что космическая лаборатория Вселенной. Именно так рассматривают Вселенную современные астрофизики.

64. См. примеч. 109, 110, 142 о работах Ф.Х. Майера.

65. Эта ссылка весьма интересна. Так петербургские ученые пытались «приохотить» своих читателей к чтению серьезных научных трудов.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку