|
М.И. Шахнович. Астрология в наши дни. (Предисловие)
Советскому читателю может показаться странным, что в век космических кораблей и ракет издана книга, посвященная критике астрологии (от греческого astron — «звезда» и logos — «учение») — древней лженауки, основанной на вере в то, что расположение звезд на небе будто бы оказывает неотразимое влияние на судьбу как отдельной личности, так и целого народа и даже всего человечества.
В древности и средние века астрологи-звездочеты, претендовавшие на умение читать небесные знамения, составляли гороскопы, т. е. определяли положение, в каком находились в момент рождения того или иного человека планеты относительно знаков зодиака (12 созвездий), воображая, что с помощью истолкования этой группировки светил смогут определить дальнейшую судьбу данного человека, его характер, здоровье, счастье и всевозможные поступки. Астрология была широко распространена в западноевропейских странах в эпоху средневековья, когда при королевских и княжеских дворах имелись звездочеты. В XVI в. астрология была одним из обязательных предметов преподавания в некоторых университетах, но в XVII в. окончательно похоронена наукой. «То, что астрология на основании наблюдения звезд или гороскопа берется предсказывать, — писал английский философ Гоббс, — не имеет ничего общего с наукой, а есть лишь ловкий маневр для того, чтобы разбогатеть и опустошить карманы глупой толпы».1
Возможно, что история астрологических заблуждений и представляет интерес для изучения древней астрономии, скажет читатель, но как это далеко от современности, какое актуальное значение может иметь книга, направленная против астрологических суеверий. Подождем с такими выводами.
Советский читатель должен знать о распространении суеверий в современном капиталистическом обществе. Мистика принимает там поистине чудовищные формы и масштабы. Когда-то известный английский писатель Честертон с тревогой предупреждал о возможности «наводнения», которое угрожает затопить завоеванную человечеством твердыню рационального мышления. «Этот зловещий поток, — писал Честертон, — надвигается, и имя ему суеверие... Вы перестаете видеть вещи такими, какие они есть, вы говорите: "тут что-то нечисто" и все становится смутным, растяжимым, спутанным, как в ночном кошмаре». В настоящее время мы являемся свидетелями этого «наводнения». Журнал «Тайм», издающийся в Нью-Йорке, меланхолически писал в сентябре 1968 г. в статье «Новая черная магия»: «Современная жизнь на Западе полна средневековых предрассудков, которые, возможно, так никогда и не будут изжиты».
Кто бы поверил, что звездочетство, которое расцвело в период разложения феодализма, снова воскреснет, в эпоху буржуазного общества. Американский ученый В. Таубе жаловался, что в США нет четкой границы между наукой и псевдонаукой и наряду с научными представлениями об астрономии широко распространена астрология.2 Проповедники оккультных суеверий имеют издательства, где печатаются астрологические книги, журналы, календари и пр. В США издается около 20 астрологических журналов с огромными тиражами. Так, например, тираж журнала «Гороскоп» возрос с 2 млн экз. в 1962 г. до 4 млн в 1965 г. По данным американской полиции, в США насчитывается 5 тыс. профессиональных астрологов и 25 тыс. чел., занимающихся астрологией, так сказать, «по совместительству». 30 астрологических школ готовят дипломированных звездочетов. Всей этой деятельностью по внедрению астрологии в духовную жизнь и повседневный быт американцев руководит «Всеамериканская федерация астрологов».
Проповедники астрологических суеверий и их покровители в США оправдывают эту разнузданную пропаганду мракобесия и невежества избитыми ссылками на «свободу печати», «свободу убеждений» и прочие «свободы» буржуазного общества. В этой связи интересно напомнить, что В.И. Ленин в статье «О значении воинствующего материализма» указывал, что для нас чрезвычайно важны все те сведения, из которых становится ясно, что так называемая «современная демократия» «представляет из себя не что иное, как свободу проповедовать то, что буржуазии выгодно проповедовать, а выгодно ей проповедовать самые реакционные идеи, религию, мракобесие, защиту эксплуататоров и т. п.».3
Астрология — это прибыльное коммерческое предприятие, которое не могло бы получать доходов, если бы его не поддерживали современные средства массовой коммуникации. В распоряжении звездочетов XX в. колоссальная машина информации и рекламы, которая используется для бессовестной спекуляции, для того чтобы отравить сознание людей мистической отравой. В книге «История бессмыслиц о природе» Берген Иване писал, что в Америке астрология распространяется при помощи ежедневных газет, которые печатают объявления: «Если вы хотите что-нибудь выгодно продать или купить, то посмотрите на небо и избегайте тех дней, когда сочетание созвездий неблагоприятно», «Если вы больны, то посоветуйтесь со звездами» и т. д.
В США в настоящее время гороскопы публикуются в 1200 газетах, их читают 40 млн американцев. За последние 20 лет в 10 раз выросло число американских газет, помещающих гороскопы. Они печатаются под названиями «Ваши звезды сегодня», «Звезды и Вы», «Звезды призывают» и т. д. Зная, под каким знаком зодиака вы родились, вы находите в этом гороскопе свое созвездие и читаете советы на каждый день недели. Так, например, газета «Нью-Йорк миррор» помещает гороскопы под названием «Звезды призывают». Гороскоп сообщает: «Созвездие Овена (для родившихся в период с 21 марта по 19 апреля). Соблюдайте законы, иначе будет плохо для вашего бизнеса. Ведите свои дела осторожно. Созвездие Быка (с 20 апреля по 20 мая). Управляйтесь с делами, которые у вас имеются, ибо ваш завистник хочет причинить вам ущерб. Будьте аккуратны. Созвездие Близнецов (с 21 мая по 21 июня). Не обращайте внимания на тех, кто рассматривает текущие события в слишком мрачном свете. Будьте жизнерадостны» и т. д.
Из таких «мудрых советов» состоит большинство гороскопов, помещаемых в газетах и журналах или передаваемых радиовещательными компаниями. Обычно они стараются информировать читателей, что сулят звезды по части бизнеса и служебной карьеры, здоровья и счастья, дружеских связей и любовных утех. Звездочеты играют на жажде наживы, на темных инстинктах и эротических вожделениях. В американских журналах и газетах часто публикуются гороскопы отдельно для мужчин, отдельно для женщин. Гороскопы для мужчин сообщают, что «сегодня луна входит в созвездие Льва. Не совершайте серьезных поступков», «любителям футбола скоро предстоят приятные неожиданности» и т. п. Гороскопы для женщин информируют о наиболее подходящем для данного дня цвете платья, о том, когда следует ждать приятного знакомства. Газеты и журналы помещают гороскопы президента, кинозвезд, принцесс, тореадоров, певцов, спортсменов. Банальные прорицания перемешаны с побасенками о любовных приключениях, с советами из области моды и «ухода за красотой тела».
Для социальной психологии гороскопы, публикуемые в американской прессе, поучительный материал, показывающий, почему в стране с большими достижениями науки и техники так распространены суеверия и предрассудки; какие страхи и тревоги, надежды и иллюзии волнуют граждан «великого общества».
В условиях буржуазного мира, где царят волчьи законы, разобщенность, одиночество, взаимная отчужденность, духовная нищета, безрадостное существование, у людей возникает стремление уйти от невыносимой действительности, найти утешение в суевериях. Технический прогресс, который должен был бы способствовать, раскрытию глубочайших потенциальных возможностей человека, в условиях банкротства «западной цивилизации» приводит к дегуманизации общества. «Главная болезнь нашего общества — моральная пустота, которая образовалась от того, что мы затоптали в грязь все светлое в человеке, — пишет доктор социологии Карл Янг. — В нашей духовной жизни нет ни одного светлого луча. Барометр упорно показывает дождь. Мы уничтожили все моральные ценности, накопленные нашим народом, не дав ему взамен абсолютно ничего». Поэтому люди начинают интересоваться любыми суевериями, в том числе и астрологией.
Гороскопами увлекаются под влиянием социальных условий капитализма, порождающих настроения пессимизма, разочарованности, тревоги и беспокойства. Неуверенность в завтрашнем дне, боязнь разориться или потерять работу способствуют процветанию деятельности звездочетов. В послании бывшего президента США Линдона Джонсона конгрессу США о положении страны в 1965 г. указывалось, что «слишком много американцев по-прежнему живут в бедности, в страхе и не имеют работы». Страх перед «черным днем» — вот что заставляет людей верить в гороскопы. Звездочеты используют страх как психологическую основу мрачного, пессимистического мироощущения в условиях капиталистического общества. Американский психолог Норман Коупленд заявляет в книге «Психология и солдат»: «Всю свою жизнь — от рождения до смерти — человек пребывает в состоянии страха. Он страшится нужды, боли, смерти. В наиболее впечатлительные детские годы его учат бояться темноты, оспы, болезни, автомобилей, острых предметов, огнестрельного оружия... В молодости он боится среднего возраста, в среднем возрасте — старости и все время — смерти». Другие психологи — Р. Ньютон и Ф. Никольс — свидетельствует, что «страх есть, пожалуй, наиболее универсальное из наших переживаний. Посмотрите вокруг себя, и вы увидите людей, работающих и живущих в состоянии страха. Учитель боится потерять свою работу. Глава делового предприятия боится за свой бизнес, фермер — что цены упадут до того, как он успеет продать урожай».
Многие американки интересуются «расположением светил», садясь за руль машины. Американцы боятся «неблагоприятных сочетаний звезд» перед полетом на самолете, перед операцией в больнице.
Постоянные тревоги и страх ведут людей в трясину мистицизма. Каждые 20—30 мин. в США кто-то стреляется, травится, бросается из окна, под колеса, в воду. Сенатор Эдвард Кеннеди заявил 10 декабря 1968 г.: «Страх перед преступностью являемся самым большим страхом, который мы сегодня переживаем. Он преследует нас повсюду — когда мы работаем, ходим, спим». Люди живут в постоянном страхе, пугая друг друга рассказами о зверских, садистских убийствах. С 1950 г. в США количество только крупных преступлений выросло в пять раз больше, чем численность населения, вдвое больше стало несовершеннолетних преступников. Каждый год совершается больше 2 млн крупных преступлений: по одному на каждые 90 чел., по одному каждые 15 сек., в том числе 9200 убийств, 20 500 изнасилований; кражи автомобилей перешагнули за тысячу в день. Венерическими болезнями заболевает сейчас больше 400 тыс. чел. в год, причем это лишь зарегистрированные случаи. Алкоголиков в США насчитывается в настоящее время примерно 5 млн От психических заболеваний страдает один американец из десяти. Душевнобольные занимают почти половину всех больничных коек в стране. Миллионы, а может быть, десятки миллионов американцев привыкли полагаться на медицинские таблетки, чтобы уснуть, развеять нервное напряжение и тревогу. «Каждый второй рецепт, выписанный в нашей стране, рекомендует лекарства, затрагивающие сознание», — говорит Джон Гриффит, психиатр из университета Вандербильта. Обычно в год выписывается 150 млн рецептов на лекарства, поднимающие настроение, расслабляющие нервы, снимающие бессонницу. Каждый год производится 13 млрд таблеток такого назначения, почти по 70 штук на душу населения.
Все это способствует вере в гороскопы. Помимо социальных причин, объясняющих увлечение гаданием по звездам, существуют и психологические причины доверия гороскопам. Вера в них объясняется очень просто: если сбывается то, чего долго ждешь, — это не скоро исчезает из памяти. Если не сбывается, об этом быстро забываешь. Несбывшиеся предсказания гороскопов никто не помнит, а случайно сбывшиеся запомнились и принесли астрологам славу и богатство. В 1941 г. было проведено соревнование трех известных астрологов. Один астролог правильно угадал 12 раз из 100 случаев, другой только 9 раз, а третий 4 раза. Таким образом, 12, 9 и 4% верных «предсказаний» способствуют вере в астрологию. Старые газеты обыватель не читает, а поэтому не проверяет предсказания астрологов. Если бы он это сделал, то узнал бы, что гороскоп Д.Ф. Даллеса, составленный известной звездочеткой Хиггинс и опубликованный в «Нью-Йорк геральд трибюн», предрекал этому государственному секретарю США цветущее здоровье, многолетнюю политическую деятельность, а он умер от рака в год составления гороскопа. Американские астрологи весной 1968 г. предсказывали полное поражение Никсону и уверенно сулили победу Джонсону, не предвидя его отказа баллотироваться. В 1965 г. в США была опубликована огромным тиражом брошюра «Бобби Кеннеди, следующий президент Соединенных Штатов». В ней опубликованы гороскопы Джона и Роберта Кеннеди. Едва ли нужно указывать, что в гороскопе Роберта Кеннеди не было никакого намека на его трагическую гибель. Согласно гороскопу Жаклины Кеннеди, составленному Золтаном Масоном, знак Скорпиона, который восходил в момент ее рождения, «предвещает постоянство. Люди, родившиеся под этим знаком, не меняют своих эмоциональных привязанностей. Для миссис Кеннеди муж не умер». Известно, что Жаклин Кеннеди в 1968 г. вступила во вторичный брак с престарелым миллионером Онасисом.
Бразильская печать сообщает, что уже три года вынужден скрываться от разъяренных болельщиков футбола известный в этой стране астролог Кардос. А избегать их ему приходится из-за того, что в своих гороскопах он допустил две непростительные ошибки. Кардос утверждал, что звезды предсказывают Бразилии победу на чемпионате мира в Англии. А этого, как известно, не случилось. По предположению звездочета, в семье знаменитого футболиста Пеле должен был родиться сын, а родилась дочь.
Разоблачения звездочетов и несостоятельность их предсказаний не смущают торговцев надеждами. Они имеют много возможностей для того, чтобы объяснить доверчивым людям, почему тот или иной гороскоп не сбылся. Оказывается, для их составления большое значение имеет исчисление времени рождения ребенка в минутах, а так как это вообще невозможно, да и никто не фиксирует это время, то ошибки в предсказаниях астрологи объясняют тем, что не знали точно, в какую минуту родился данный человек.
Несмотря на все разоблачения астрологов, к их советам прибегают 10 млн американцев, которые оставляют им за «консультации» миллионы долларов. Астрология — доходный промысел для шарлатанов, особенно в связи с американской интервенцией во Вьетнаме. Проповедуя в своих журналах необходимость создания «военной астрологии», так как в военных операциях следует «прежде всего руководствоваться предначертаниями звезд», торговцы гороскопами успешно продают их родителям, беспокоящимся о судьбе сыновей, находящихся во Вьетнаме.
Астрологи берут деньги за предсказания международных событий, удачной биржевой игры, благоприятного времени для того или иного дела, за составление «гороскопа исцелений». Нью-Йоркская корпорация «ТБС Компьютер сектрс» выпускает объемистые «индивидуальные гороскопы» по 15 долларов за штуку, которые штампуют счетно-решающие машины. Наиболее видный американский астролог Брюс Кинг, известный под псевдонимом Золар, стал богачом, благодаря гороскопам. Его фирма ежегодно продает 5 млн экз. книг (около двух дюжин названий) по астрологии, успешно торгует индивидуальными гороскопами, обеспечивает астрологическими советами биржевиков. «Файнэншл тайме» сообщал в октябре 1968 г., что в США консультациями астрологов пользуются десятки крупных компаний. Как правило, астрологов, обслуживающих мир большого бизнеса, приглашают лично члены совета директоров той или иной фирмы. Некоторые астрологи получают от компаний постоянный гонорар и фигурируют в качестве консультантов в платежных ведомостях. Чаще всего к советам астрологов прибегают при решении вопроса о замещении вакантных должностей и подборе руководящих кадров. Астролог Кэйтина Теодоссия, специализирующаяся на экономических и финансовых прогнозах, использует электронно-вычислительные машины. Ее «творческий коллектив» в Нью-Йорке состоит из двух математиков и шести программистов-операторов вычислительных машин «Ай-Би-Эм». Звездочетка Джейн Диксон, которая якобы предсказала самоубийство киноактрисы Мэрилин Монро, приглашена на работу в вашингтонский банк «Ферст нэйшнел бэнк». Она будет находиться в непосредственном подчинении директора банка и давать ему деловые советы.
В 1968 г. кризис валютной системы капиталистического мира, сложные процессы, происходящие в недрах экономики США, Англии, Франции, вызвали повышенный интерес к тому, «что написано в звездах». Гороскопы полны сообщениями о падении и подъеме курса различных валют, о «золотой лихорадке» и девальвации фунта и франка, о том, что планета Юпитер покровительствует биржевым маклерам. Рекламы астрологов в газетах сообщают, что у американского миллиардера Джона Пирпонта Моргана был свой личный астролог, что одна крупная химическая фирма ничего не предпринимает без предварительной консультации с астрологом, успех другой фирмы обеспечен строгим соблюдением астрологических советов и т. п.
Американские астрологи проникают даже в Англию. В 1968 г. одно американское издательство, специализирующееся на опубликовании астрологической литературы и изготовлении амулетов, открыло свой филиал в Лондоне. Годовой оборот филиала составил 40 тыс. фунтов стерлингов.
Но в Англии и без участия американцев астрология получила широкое распространение.
Английский «журнал популярного оккультизма и астрологии» «Предикшн» («Прорицание») печатает множество объявлений звездочетов. Они предлагают не только гороскопы, но даже указывают дни и часы, особенно полезные для приема лекарств. Астролог Морис Вудраф держит собственную контору, служащие которой организуют его выступления по телевидению, договариваются о частных консультациях, а также принимают заказы на астрологические прорицания, публикуемые в периодической печати. В Англии профессиональные астрологи получают примерно 20 тыс. фунтов в год за свои консультации. Об Эдварде Линдоу, астрологе лондонской газеты «Пипл», не раз писали, как о «фантастически богатом человеке».
Особенно распространено звездочетство в Западной Германии,4 где к нему официально существует благожелательное отношение, как к «Доброй старой традиции». В политической истории Германии астрологи часто играли особую роль. Немецкие политические деятели не раз обнаруживали склонность при решении важнейших государственных вопросов доверяться скорее звездам, нежели разуму. От Валленштейна до Гитлера действиями многих из них часто руководила вера в сверхъестественную силу. Официальным астрологом Гитлера считался Р. Краффт, составлявший для него гороскопы о грядущем господстве нацистских разбойников над всем миром. Во время Нюрнбергского процесса Гесс рассказал американскому врачу-психиатру Келли, что один из его астрологов предсказывал ему, что он, Гесс, «должен кое-что предпринять для заключения мира». Судя по воспоминаниям У. Черчилля «Вторая мировая война», этим астрологом был Карл Гаусгофер, связанный с английскими политическими деятелями и дипломатами. Летом 1940 г. этот «личный астролог» Гесса рассказывал последнему о «вещем» сне: он, Гаусгофер, «трижды видел во сне, как Гесс управляет самолетом, который летит куда-то в неизвестном направлении», недвусмысленно намекая на то, что звезды указывают на необходимость полета в Англию.
В бумагах Магды Геббельс, хранившихся в подземелье имперской канцелярии в Берлине, где скрывались Гитлер, Геббельс и их подручные, был обнаружен гороскоп фюрера и всей «третьей империи». Этот гороскоп был заверен подписями и печатью нацистских руководителей Берлинского округа. Он предсказывал: «В апреле 1945 г. Германия окажется в состоянии все свои ударные силы перебросить на Восточный фронт, и по истечении пятнадцати месяцев Россия окончательно будет завоевана Германией. Коммунизм будет искоренен... Россия распадется на маленькие государства». 13 апреля 1945 г. в логове фашистского зверя в бункере имперской канцелярии Геббельс говорил Гитлеру: «Звезды указывают, что вторая половина апреля станет для нас поворотным пунктом». Описывая сцены в этом подземелье, американский журналист Ширер рассказывает: «Гитлер и Геббельс послали за двумя гороскопами, хранившимися в архивах одного из бесчисленных "исследовательских учреждений" Гиммлера... Это была атмосфера сумасшедшего дома. Члены кабинета ... возлагали надежды на предсказания звезд». Гороскопы предсказывали, что в августе 1945 г. «третий рейх» одержит «окончательную победу». На деле же в мае 1945 г. бесславно кончил свои дни бесноватый фюрер, а в августе, вопреки всем предсказаниям звездочетов, состоялась Потсдамская конференция глав правительств стран антигитлеровской коалиции, одержавших победу.
Пропаганда астрологии была неотъемлемой частью фашистской идеологии, преследовала цель внушить с помощью ловко составленных гороскопов необходимость безропотно подчиняться диктатуре Гитлера. Астрологи уверяли в предначертанности кровавого фашистского режима. В брошюре «Астрология и культ политического вождя» астролог Рейсман внушал, что немцы должны почитать Гитлера, которым «повелевают звезды». В 1936 г. в Дюссельдорфе даже была созвана всемирная конференция астрологов, на которой они провозгласили Германию ведущей страной в области звездочетства.
После разгрома фашизма астрология стала процветать в ФРГ. В феврале 1967 г. западногерманский журнал «Дер Шпигель» опубликовал множество фактов, показывающих, что боннская республика, как и ее предшественник — гитлеровский рейх, настоящий рай для астрологов и других прорицателей. Короли западногерманского бизнеса пытают судьбу на спиритических сеансах. Помощник Круппа Бертольд Зейц систематически заказывает свои гороскопы. Биржевик Курт Браун, прежде чем совершить крупную сделку, советуется с прорицательницей.
В ФРГ астрология связана с политической реакцией, с пропагандой реваншизма. Реклама гороскопов совмещается с реваншистскими претензиями. Журнал «Констанца» сообщает, что его «собственный компьютер только за пять марок гарантирует непревзойденное по точности предсказание», если читатель заполнит бланк заказа и перешлет в редакцию эти пять марок. Поскольку для индивидуальных предсказаний необходимо знать место рождения клиента, журнал печатает разделенную на пронумерованные квадраты карту Центральной Европы — читатель должен указать свой квадрат. В квадрате под № 18 советский город Калининград значится под названием Кенигсберг, а под № 27 указан польский город Гданьск под немецким названием Данциг.
В ФРГ в условиях военного психоза, запугивания населения термоядерной войной, антикоммунистической травли передовых деятелей немецкой культуры, оживления расистских настроений, разжигания религиозного фанатизма под лозунгом защиты христианства могут процветать любые суеверия. В Западной Германии издаются астрологические календари и журналы, в которых помещаются статьи такого содержания: «О чем сегодня говорят звезды?», «Какие счастливые и несчастливые дни в этом месяце?» и т. д. В магазинах имеется множество таких книг, как «Ты и твоя счастливая звезда», «Техника астрологии», «Астрологическая картина мира», «Психология астрологического символизма», «Старая и новая астрология», «Система расчета гороскопа» и т. д. Здесь можно приобрести «Астрологические часы — пособие для составления гороскопов», «Астрограф» — «прибор для установления связи с потусторонним миром» разного типа и любой стоимости.
Боннские власти не препятствуют распространению астрологии, потому что она воспитывает веру в предопределенность судьбы человека. В «Философском словаре» Г. Шмидта, изданном в 1957 г. в Штутгарте, откровенно объясняется, что астрология пользуется в ФРГ большой популярностью потому, что отвечает желанию людей узнать свою судьбу и утверждает, что люди не могут нести полную ответственность за свои поступки, которые якобы зависят от звезд. Такая «философия» очень выгодна господствующему классу. В результате пропаганды звездочетства по данным, опубликованным 27 января 1958 г. в «Зюддейтшен цейтунг», 22 млн чел. ежедневно читают гороскопы, которые печатаются во многих западногерманских газетах и журналах, 15 млн верит этим гороскопам, 8 млн гадают по звездам. Анкетные опросы показали, что в ФРГ каждый четвертый верит, что его судьба зависит от расположения звезд на небе. Западногерманский институт общественного мнения опубликовал другие данные: 30% взрослых людей в ФРГ верит предсказаниям астрологов, 20% считает «абсолютно возможным влияние звезд на личную жизнь».
Профессор Сорбонны Пьер Вилар справедливо отметил, что даже в технически передовых странах в нашу эпоху научное мышление отнюдь не доминирует. Наука и техника, конечно, добились огромных успехов, но донаучное сознание гнездится глубоко в психике многих и многих людей. Вот почему из мусорной ямы суеверий иногда воскресают давно, казалось бы, забытые предрассудки.
Астрология получила широкое распространение не только в США, Англии, ФРГ, но и в других капиталистических странах. Во Франции газеты и журналы пестрят астрологическими предсказаниями, 15% площади некоторых французских газет занимают гороскопы. В 1964 г. французская газета «Франс суар» провела опрос населения и установила, что 53% французов ежедневно читает гороскопы, опубликованные в журналах и газетах, 43% уверены, что астрологи — ученые, 58% верят в «свой знак зодиака», 37% полагают, что их характер полностью соответствует тому знаку, под которым они родились, а 23% утверждают, что предсказания, читаемые ими в гороскопах, «сбываются поразительным образом». 20 млн французов более или менее регулярно читают литературу по астрологии.
Во Франции издается около десятка астрологических журналов: «Дестэн», «Астр», «Гороскоп», «Сажиттэр» и др. В стране имеется 34 тыс. звездочетов, из них 6 тыс. только в одном Париже. Французская газета «Либерасьон» назвала астрологию «настоящей промышленностью со своими законами и методами». Во Франции астрологи пользуются диктофонами, объемистыми картотеками, даже электронно-вычислительными машинами. В Париже имеются астрологические автоматы, которые за мелкую монету сообщают желающим, о чем «говорят звезды».
В современной Италии насчитывается 10 тыс. профессиональных звездочетов. В конце 1961 г. в Риме состоялся общенациональный конгресс астрологов. Собравшиеся на нем «прорицатели» поставили даже вопрос о создании специального профессионального союза звездочетов.
Треть населения тщательно следит за гороскопами, которые публикуются в печати. Примерно из 5 млн взрослых жителей Австрии 50 тыс. заказывает себе ежегодно индивидуальные гороскопы, на которые расходует около 5 млн шиллингов в год. Немало сторонников звездочетства имеется в Швеции, Швейцарии и других капиталистических странах. В Голландии министерство просвещения, искусств и наук в 1963 г. официально признало «институт», который заочно обучает всех желающих «самостоятельно составлять и истолковывать гороскопы».
Гороскопы, опубликованные в газетах или журналах разных стран, зачастую противоречат друг другу. Так, например, родившимся под созвездием Близнецов еженедельник «Жур де Франс» в отделе «Тайна звезд» предсказывает: «Ваши коммерческие сделки находятся на верном пути. Скоро вы получите солидную поддержку, разумные советы и, быть может, финансовую помощь», а западногерманский журнал «Ревю», напротив, пугает тех, чья судьба связана с Близнецами: «Остерегайтесь катастроф. Ваше положение очень неустойчивое, избегайте всяких советов».
Психологи давно установили, что публикация астрологических «бюллетеней» о благоприятных и неблагоприятных днях для того или иного вида деятельности приносит много бед суеверным людям. На конгрессе психиатров, который состоялся в Филадельфии в начале 1960 г., американские эксперты пришли к заключению, что «постоянное чтение гороскопов представляет собой серьезную опасность для здоровья многих людей». Больные обращаются за помощью не к врачам, а к астрологам, надеясь исцелиться с помощью гороскопа. Закон, воспрещающий деятельность астрологов, позволил бы оградить население от шарлатанов, сэкономить немало денег, но власти заинтересованы в оглуплении народных масс гороскопами. Шекспир писал в «Гамлете»: «В этом безумстве есть своя система». Увлечение гороскопами — дело далеко не столь малозначащее и безобидное, каким оно может показаться на первый взгляд. На общем психологическом фоне пустоты и безыдейности обыденной жизни буржуазного общества гороскоп служит своего рода наркотиком, отвлекающим людей от действительности, якобы помогающим преодолеть трудности, приучающим людей с безразличием относиться к политике.
Астрологическое шарлатанство используется буржуазией для одурманивания масс, для внушения им, что жизнь людей определяется не законами общественного развития, а расположением звезд на небе. Сочетание светил якобы раз и навсегда предопределяет жизненный путь человека, и нет никаких возможностей это предопределение изменить. Под внешней оболочкой обманчивых превращений, внушают звездочеты, ничего в сущности не меняется в судьбе человечества. Оно подвластно неумолимым законам сочетания звезд, которые предопределяют его трагическую судьбу, омраченную несправедливостями, войнами, насилием.
Целая свора обманщиков воспевает в своих предсказаниях «западный образ жизни», уверяет в жизнеспособности и безмятежном будущем капитализма. Звездочеты приучают человека покоряться существующим порядкам, внушают, что рост цен и налогов будто бы зависит от временно неблагоприятного сочетания звезд, которое скоро изменится. В политических предсказаниях астрологов, публикуемых в газетах, как правило, нет ничего такого, что противоречило бы взглядам реакционных правящих кругов. Прорицания звездочетов — это часто международные обзоры, составленные в духе холодной войны, но украшенные астрологическими словечками. Современные звездочеты стараются оправдать «велениями планет» агрессивную политику империалистов, привить массам чувство пассивности и обреченности. Зачем бороться за мир, проповедуют астрологи, если все предопределено Марсом и Нептуном, Козерогом и Скорпионом.
Пропаганда астрологами самого махрового суеверия, презрение к науке и здравому смыслу сопровождается наглыми вымыслами антисоветских клеветников. В США была издана книга некоего проходимца Холла «Тайная судьба Америки», в которой ссылками на астрологию обосновывается претензия империалистической Америки на мировое господство. Американская звездочетка Констелла составила гороскоп для Джонсона, из которого видно, что президент, мол, жаждет мира, но расположение звезд наглядно доказывает необходимость гонки вооружений и дальнейшей эскалации войны во Вьетнаме. Издательница французского журнала «Добрый астролог» Жанна Дюмансо уверяла, ссылаясь на расположение светил на небе, в тщетности борьбы против новой войны. Штатный астролог западногерманского журнала «Ревю» Вилли Бишофф всегда пророчит успехи правящим кругам ФРГ.
Обработанные гороскопами и прочими оглупляющими средствами люди становятся неспособными разобраться в политической действительности. Буржуазия давно стала использовать различные виды суеверий для того, чтобы приобщить население к «идиотическому мышлению», отучить людей думать. Модный американский психосоциолог Маршалл Маклюэн заметил однажды, что человек подчас вынужден «носить мозг за пределами черепной коробки». Для таких людей астрология становится основой их миросозерцания.
Шарлатаны пытаются влиять на психологию людей, на их умонастроение с помощью гороскопов, которые составляются с расчетом успокоить человека «советами неба», внушить ему веру в сверхъестественное. Астрология воспитывает людей в духе веры в бога — «случай», в таинственную силу «а вдруг», в чудо, которое вот-вот да случится. Традиционные религиозные верования теряют способность быть универсальными средствами утешения, а поэтому «предсказатели судьбы» стараются дополнять священников.
Библия поддерживает веру в небесные знамения, сопоставляет необычайные явления природы с грозными событиями в обществе. Астрологические заблуждения, возникшие в древности, сохранились впоследствии, в частности, потому, что в священных книгах иудеев, христиан и мусульман солнечные и лунные затмения, появление комет и падение метеоритов принимаются за знамения войн, болезней и голода. В Библии говорится, что бог создал «светила на тверди небесной для определения дня и ночи и для знамений» (Бытие, 1, 14), «представляю тебе знамение», «сбудется это знамение» (Втор., XIII, 1—2), «выступает звезда от Якова и поднимается ветвь (комета? — М.Ш.) от Израиля и поразит она края Моаба» (Числ., XXIV, 17), «явилось на небе великое знамение» (Откр., XII, 1) и т. д. В книге Еноха говорится, что знание астрологии люди получили от ангела Кокабиель (от кокаби — звезда).
В талмудической литературе рассказывается, что патриарх Авраам всегда носил на груди большую астрологическую таблицу, на которой можно было прочесть судьбу любого человека. В Талмуде Ханина поучал: «От планеты зависит богатство» (Шаббат, 156а). Равва учил: «Долголетие, хорошие дети и средства к жизни зависят не от заслуг человека, а от его звезды» (Моэд Катан, 28а). В Талмуде приводятся два гороскопа. Один пытается определить характер человека в зависимости от того, в какой день недели он родился: «Кто родился в первый день недели, будет либо очень хороший, либо очень дурной, так как в этот день бог создал свет и тьму... Кто родился в субботу, будет святым человеком». Другой гороскоп определяет будущее людей в зависимости от их рождения под планетами: «Кто родился под Марсом, будет человеком, проливающим кровь: либо хирургом, либо разбойником, либо могелем (совершающим обряд обрезания), либо шохетом (резчиком скота); кто родился под Солнцем, тот будет человеком светлым и ясным» и т. д.
Каббалистическая литература, особенно книги «Зогар» и «Разиель», полны астрологических суеверий. В средние века многие евреи-астрологи пытались определить дату пришествия Мессии по звездам. В еврейском быту пережитком астрологии были пожелание счастья: «Мазал тоб» (дословно — «хорошей планеты»), запрещение свадеб в определенные дни недели или месяцы и нежелание приступать в такие дни к каким-либо новым делам.
Древние астрологические верования сохранились в христианстве, в представлениях об «отце небесном», «царствии небесном», «сидении одесную отца», «сошествии с небес», «восшествии на небеса» и т. д. В евангелиях говорится, что когда родился Иисус Христос на небе появилась вифлеемская звезда, которая привела волхвов на поклонение к новорожденному младенцу. Католические астрологи ссылались на Фому Аквинского, утверждавшего, что небесные сферы приводятся в движение ангелами, которые тем самым оказывают влияние на земные события.
Коран, так же как Библия, внушает веру в небесные знамения: «Сколько знамений на небесах и на земле» (12, 105), «Звезды служат вам по его велению: в этом знамения для людей рассуждающих» (16, 12), «Мы установили на небе созвездия зодиака, и сделали его красивым для зрителей; охраняем его от всех диаволов, прогоняемых каменьями. Если который из них будет подкрадываться для подслушивания, то его преследует яркий зубчато-мелькающий пламень» (15, 16—18).
Поэтому на арабском Востоке в средние века благосклонно относились к астрологии. Еще в XIX в. в Иране шах по целым дням ожидал за стенами столицы, чтобы созвездия дозволили ему войти в нее, а в дни, назначенные звездами для кровопускания, кровь буквально текла потоками из лавок цирульников на улицу.
Весьма популярно астрологическое шарлатанство в наше время и в капиталистических странах Дальнего Востока. В Индии звездочетство играет большую политическую роль в современном быту многих суеверных людей. Можно было бы привести много примеров того, как индийские реакционеры используют астрологию в своих политических целях. Укажем, в частности, на то, что некоторые органы индийской печати, отражающие интересы монополистической буржуазии, рекламировали в 1964 г. предсказания астрологов о «счастливом» сочетании звезд для карьеры бывшего министра финансов Морарджи Десаи — ставленника крупного капитала. По заказу буржуазных политиканов астрологи предрекали, что Десаи скоро займет почетное место в руководстве государством. Однако все попытки этого реакционера добиться политической власти не увенчались успехом.
В Японии существует астрологическая календарная система, в которой годы объединены в циклы, каждый из которых охватывает 60 лет. Каждый год цикла будто бы обладает своими особенностями. Так, например, японские астрологи объявили, что 1950 г. будет «годом пяти желтых тигров», когда неизбежны всякие бедствия. Звездочеты предрекали несчастную судьбу девочкам, родившимся в этот год. 1966 г. в Японии считался «годом коня и огня», который бывает раз в 60 лет. Девушки, родившиеся в этом году, будто бы склонны к тому, чтобы убивать своих мужей, а поэтому мужчины должны бояться жениться на них. В 1966 г. увеличилось число абортов, так как женщины опасались, что родятся девочки, которые останутся старыми девами. В Японии многие люди, встав утром, перед тем как что-нибудь предпринять, справляются с календарем, можно ли это совершить и в какой именно благоприятный час. Японские астрологи стараются придать этим древним астрологическим суевериям наукообразную форму. Легковерные обыватели попадаются на удочку шарлатанов всех мастей именно из-за их псевдонаучной мишуры.
Астрология основана на магии, а поэтому стремление очистить звездочетство от нее есть попытка создать квадратный круг или шар с углами. Принять астрологические суеверия за науку казалось бы могут только люди, не имеющие ровно никакого понятия ни о предмете науки, ни о приемах научного исследования явлений, но парадокс состоит в том, что астрологические идеи иногда поддерживают не только невежественные люди. Видный американский ученый Роберт Уокоп пишет: «К сожалению, в Америке и за ее пределами становятся все более модными всевозможные мистические идеи, особенно если они расцветают на почве оккультных наук... Подобные увлечения переходят в магию, порой религиозную... Среди подобных исследователей встречались и явные шарлатаны и дельцы, их волновали не поиски истины, а легкий заработок и дешевая слава — плоды сенсационных выступлений в печати и аудиториях».5 Шарлатаны используют для пропаганды своих вымыслов самые разнообразные приемы — от ссылок на «откровение свыше» до апелляции к «математическим методам», одновременно обвиняя «официальную» науку в консерватизме и догматизме. Уокоп сообщает, что среди таких людей бывают одержимые навязчивыми идеями, но издатели готовы оказать финансовую поддержку самым невероятным их теориям, в особенности если они изложены цветистым языком. Уокоп отмечает, что «в последние годы религиозно настроенные ученые охотно облекают свои воззрения в форму научных гипотез, причем в поисках аргументов часто прибегают к экспериментальным методам».6
Во всех буржуазных странах, помимо так называемой «коммерческой» астрологии, представители которой торгуют гороскопами, существует еще астрология, замаскированная под науку. Хотя между сторонниками «коммерческой» и «научной» астрологии бывают ссоры, но чаще всего они друг друга поддерживают.
Наиболее беззастенчивые шарлатаны пытаются придать чудовищной смеси астрологических суеверий и предрассудков ученый вид, стараясь превратить астрологию чуть ли не в отрасль естествознания, жонглируя в своих рекламах ссылками на электронную технику. В Цюрихе (Швейцария) находится штаб-квартира «Международного общества по изучению биоритмов», имеющего свои филиалы во многих зарубежных странах. «Общество» возглавляет Ганс Фрю, который именует себя профессором, хотя он не имеет никакого образования. «Я никогда не ходил в школу, — откровенно сообщил Фрю корреспондентам западной печати. — Я самоучка и переменил много профессий, пока не вступил в долгие беседы с духом умершего великого биолога Вильгельма Флисса, изложившего мне свое учение». Теория Флисса сводится к тому, что всякое живое существо подвержено «биологическому ритму». «Ритм» включает в себя три периода: положительная фаза, критический день, отрицательная фаза. Надо только научиться предсказывать заранее «критические дни» и учитывать их в своих действиях. Некая 16-летняя девушка, сообщает Фрю, умерла через 5 мин. после того, как ей сделали самую безобидную инъекцию. Виновник — критический день. «Сейчас я достиг того, — извещает "профессор", — что могу за несколько секунд с помощью электронно-вычислительной машины получить карточку судьбы для каждого, кто сообщит мне день своего рождения (плюс, желательно, дни рождения родителей, а также деда и бабки)... Дайте мне дни рождения всех членов семьи жениха и соответственно невесты, и я представлю вам точный прогноз судьбы брака!». Такса: 20 швейцарских франков. Основная клиентура — женихи и невесты из ФРГ, Швеции и США.
В книге Р. Эмбера «Оккультные науки — не науки», изданной в Париже в 1959 г. «Союзом рационалистов», опубликовано много данных, разоблачающих современных оккультистов, пытающихся превратить астрологию в отрасль «новейшего естествознания». Эмбер приводит множество цитат из статей оккультистов, опубликованных в астрологических журналах, в которых проповедуется, что «астрология — самая древняя и самая точная наука», что она «открывает бесконечные возможности для познания прошлого, настоящего и будущего». Эмбер высмеивает заявление Л. Волгина, провозгласившего в статье «Эзотеризм астрологии», что «только астрология способна дать объяснение всех тайн жизни, только эта великая наука может стать синтезом, спасающим все науки из их хаоса разобщенности», а также призывы А. Марашона, утверждающего в статье «Новейшая астрология», что пришло время считать звездочетство экспериментальной наукой.7 Американский астролог Эд Вагнер призывает в «Гороскопе», чтобы «астрология вновь вернулась в университеты, где она и была раньше». Немецкие звездочеты хлопочут о создании «академии астрологии», которая будет выдавать дипломы звездочетам.
Пропаганда «научной астрологии» ставит цель внушить необходимость «синтеза науки и религии», создания «космической философии», которая освободит людей от материализма. В буржуазных странах регулярно созываются съезды астрологов, на которых они провозглашают звездогадание единственной универсальной и истинной философией, устанавливающей «аналогию человека и космоса», говорят о необходимости тесного союза религии и астрологии, исходя из того, что судьба человека зависит от бога, управляющего звездами, рассуждают о том, что «критически мыслящий философ не должен относиться к астрологической науке с предубеждением», напротив того «астрологию надо считать имманентным рычагом человеческой мысли».
Нет необходимости излагать всевозможные астрологические суеверия, которым ученые шарлатаны пытаются придать наукообразный вид.
Современная астрология состоит из учений о предопределении судьбы рождающихся младенцев, об «инициативах», т. е. благоприятных или неблагоприятных моментах для того или иного дела, из воззрений о влиянии небесных светил на человеческое тело, на здоровье и болезни людей («астромедицина»), на животных («астрозоология»), растения («астроботаника»), минералы («астроминералогия») и т. д. Есть даже астрологоморфоскопия, которая определяет связи между звездными влияниями и внешним видом органов тела. Например, родившийся под знаком созвездия Быка должен иметь круглую голову, широкий лоб, большой нос, толстые губы и т. д. Существует теория «космопсихического коррелятивизма», «согласования космического разума и психики человека» и т. п.
Звездочеты пытаются повлиять на читателей статистическими исчислениями, установлением закономерностей на основе «чистого опыта». Еще в 1896 г. немецкий профессор Р. Мевес опубликовал книгу «Военные и мирные периоды человечества». Он составил таблицы выдающихся исторических событий до начала XX в. и пытался доказать, что на каждые 111 лет и 4 мес. приходится два военных и два мирных периода. Каждый из них сменяется через 27 лет и 8 мес. Затем он взял таблицы засух и многоводий и у него получилось, что период мира — это время многоводия, а период войн — пора засух. Мевес стремился доказать, что войны определяются не законами социально-экономического развития, а метеорологией; он даже называл даты наступления войны и мира. В противовес марксистскому объяснению законов развития капиталистической экономики, лжеученые пытались истолковать экономические явления на основе их «связи» с... вращением Венеры вокруг Солнца, с солнечными пятнами и т. д. В 1927 г. в серии книг «Метафизика и мировоззрение», издававшихся в Германии под редакцией Г. Дриша, было опубликовано сочинение Г. Клеклера «Астрология как опытная наука», с предисловием редактора серии. Клеклер разработал методику, при помощи которой звездогаданию можно придавать вид наукообразных «исследований». В капиталистических странах по рецептам Клеклера издано множество книжек, объясняющих общественные явления воздействием звезд; от этих же звезд якобы зависит разделение людей по категориям умственного и физического труда, распределение по профессиям и т. д. На международных конгрессах астрологов обсуждаются доклады «Об эволюции цен в связи с расположением планет», «О связи между астрологией и мировыми катастрофами» и т. д. Сущность всех таких астрологических исследований состоит в статистическом подсчете тех или иных событий (например, рождение мальчиков) и небесных явлений и в попытках найти между ними соответствие. Это равносильно поискам зависимости между ростом производства самолетов и рождением бабочек.
В буржуазных странах астрологи рассматривают многие такие проблемы, которые никакого отношения к астрологии не имеют, например находят во влиянии солнцедеятельности на атмосферные, биологические и другие явления примеры, подтверждающие магические суеверия. Шарлатаны хватаются за данные гелиобиологии, изучающей влияние солнечной активности на живые организмы, с целью обосновать астрологические домыслы.
Не отвергая статистическую методику, которая применяется в исследовании связей между солнцем и земными явлениями, американский астрофизик Дональд Мензел призывает к большой осторожности в этих изысканиях. Он рассказывает в книге «Наше солнце», что несколько лет назад какой-то ученый проделал подсчеты и заключил, что в ясные дни рождаемость выше, чем в пасмурные. Оказалось списки, какими пользовался ученый в своих подсчетах, содержали не запись дней рождения, а даты, когда родители приходили регистрировать новорожденных. Статистика показала: люди не любят выходить из дому в плохую погоду.
В 40-х годах нашего века Американская ассоциация научных работников создала специальную комиссию по исследованию астрологии. В комиссию вошли известнейшие астрономы, математики, физики, психиатры. Председателем комиссии был выбран выдающийся астроном Барет Бок из Гарвардского университета. Комиссия провела обширные исследования по проверке астрологических предсказаний, методики деятельности профессиональных астрологов и т. д. Из отчетов комиссии следует, что она не обнаружила никаких следов влияния планет на жизнь людей. Комиссия заявила, что астрология не имеет никакого отношения к науке, а является суеверием.
Французский ученый Поль Кудерк пишет в брошюре, посвященной разоблачению астрологии: «Существуют ли факты, доказывающие домыслы астрологов? Их нет. Все исследования астрологии доказали, что ее достижения равны нулю. Астрология не имеет никакого права называться наукой».8
Духовная зараза мистицизма по каналам, услужливо прокладываемым из буржуазного мира, просачивается подчас и в нашу страну. Строительство коммунистического общества, рост просвещения и образования развеяли туманы мистики, но и у нас есть еще люди, которым, как писал один поэт, «таинственность нужна вроде радужного дыма, вроде бреда или сна». Часть этих людей удовлетворяет свою жажду чудесного в церкви. В 1967 г., например, в г. Люберцы шарлатаны очень быстро продали 12 тыс. «охранных поясов, спасающих от всех болезней». Пояса были изготовлены из атласных и шелковых лент с молитвенными надписями: «Да погибнут бесы от лица любящего бога».9
Однако современному образованному человеку верить в столь примитивные чудеса очень трудно, и вот тут приходят на помощь «открытия Западной Европы». Оказывается, можно видеть «духовными очами» через стену, отыскивать подземные клады при помощи «волшебного прутика». В наши газеты и журналы иногда проникают под видом научных «сенсаций» необоснованные домыслы, которые способствуют распространению суеверий. В декабре 1967 г., например, газета «Водный транспорт» опубликовала заметку «Собака-прорицательница». Автор заметки серьезно сообщал о некоей собаке, «имеющей удивительную способность предсказывать судьбу». «Стоит задать псу вопрос, как он начинает лаять». Известно немало и других примеров неуважения к советскому читателю и смешения научной информации с фантастической дезинформацией.
В современных условиях атеистическая пропаганда в СССР должна быть направлена не только против различных религиозных культов, но и против пережитков вневероисповедной мистики, против попыток проникновения в нашу страну всевозможных мистических представлений о природе и обществе, загримированных под науку. Воспитание в духе воинствующей непримиримости ко всяким религиозным суевериям — неотъемлемая составная часть коммунистического воспитания. 27 июля 1968 г. газета «Правда» в передовой статье «За действенность атеистической пропаганды» указывала: «Очень важно увеличить издание популярной антирелигиозной литературы». Поэтому следует широко распространять рассчитанные на массового читателя книги, критикующие религиозно-мистические заблуждения.
За рубежом опубликовано немало статей и брошюр, опровергающих звездогадание. Однако авторы их чаще всего ограничиваются рационалистической критикой астрологии, не рассматривая ее как социальное явление. Впервые глубокий марксистский анализ астрологических суеверий был дан в нашей стране в 1940 г. Г.А. Гуревым в яркой интересной книге «Астрология и религия».
Григорий Абрамович Гурев — известный деятель антирелигиозного просвещения, книги и брошюры которого сыграли большую роль в 20—30-х годах в распространении естественнонаучных знаний и в критике религии в нашей стране. Он родился 2 января 1891 г. и уже в 1909 г. начал пропаганду естествознания на страницах тогдашних журналов. Гурев писал в 1913 г. в «Свободном журнале», что новейшие научные открытия «нисколько не ослабляют позиции философского диалектического материализма, так как нисколько не поколеблено то основное "свойство" материи, с признанием которого связан последний, — свойство быть объективно реальной, существовать вне нашего сознания. Наоборот, диалектический материализм всегда настаивал на относительном характере всякой научной теории строения вещества, так как объект науки, будь то самый маленький атом, бесконечен и неисчерпаем».
После Великой Октябрьской социалистической революции Гурев начал систематическую антирелигиозную пропаганду, ведя ее в Красной Армии, в которую вступил добровольцем в 1919 г. Коммунист Гурев успешно выступал на диспутах с такими видными церковниками, как митрополит Введенский и епископ Антонин. Стенограммы речей Гурева на диспуте с Введенским опубликованы в 1924 г. в книге под названием «Спор о боге». Перу Гурева принадлежит свыше ста книг и брошюр, многочисленные статьи в газетах и журналах. Из его книг наиболее известны «Коперниковская ересь в прошлом и настоящем», «Системы мира от древних времен до наших дней», «Наука и религия о строении Вселенной», «Дарвинизм и атеизм», «Чарлз Дарвин как мыслитель», «Великий конфликт» и др.
В книге «Астрология и религия» Гурев не только показал ненаучность и реакционность астрологии, но и выяснил связь астрологических заблуждений с антропогеоцентризмом, установил, что именно великие астрономические открытия XVI и XVII вв. подорвали веру в астрологию, рассеяв таинственный мрак, которым было окружено движение планет. С тех пор, как Николай Коперник установил, что Земля вращается вокруг Солнца, а Галилео Галилей доказал, что планеты представляют собой отдельные миры, стала особенно очевидной нелепость утверждений, будто движение планет способно предопределять судьбы людей. Астрологи совершают ту же самую ошибку, которую делают дети, едущие по железной дороге и воображающие, что мимо них бегут дома и деревья, тогда как на самом деле движется поезд. Гелиоцентрическое учение Коперника и открытие Ньютоном закона всемирного тяготения наиболее убедительно доказали несостоятельность астрологии.
Книга Гурева получила положительную оценку в журнале «Наука и жизнь», материалы из нее широко использовались в антирелигиозных брошюрах, лекциях и докладах. Она и сейчас служит оружием в борьбе против суеверий. Так, например, профессор д-р физ.-мат. наук А.И. Китайгородский вспомнил в 1967 г. в книге «Реникса», посвященной критике антинаучных сенсаций, проникших в нашу печать, полезное сочинение Гурева против астрологии.10
«История одного заблуждения» представляет собой переработанную автором книгу «Астрология и религия», изданную четверть века назад и ставшую давно библиографической редкостью. Сочинение Гурева будет полезно для всех, кто интересуется борьбой научного знания против религиозных суеверий. В истории человеческой мысли борьба материалистической философии и астрономии против астрологии всегда имела и все еще имеет немаловажное значение. Автор предисловия к этой книге попытался в послесловии осветить новые данные о происхождении астрологии, занимавшей большое место в воззрениях народов древнего мира.
М. И. Шахнович
Примечания
1. Т. Гоббс. Избранные сочинения. М., 1926, стр. 206.
2. В. Таубе. Вычислительные машины и здравый смысл. М., 1964, стр. 125.
3. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 45, стр. 28.
4. G. Zwerens. Magie, Sternglaube, Spiritismus, Urania-Verlag, Leipzig, 1956. S. 177—209; W. Freidrich und G. Kolbe. Horoskop. Verl. «Neues Leben», Berlin, 1961; H. Schwendmann. Horoskopie, Astrologie, ein Aberglaube. Gallen, 1944; Ph. Schimtt. 1) Astrologische Plaudereien. Bonn, 1950; 2) Astronomie gegen Astrologie. Baden-Baden, 1955; P. Bauer. Horoskop und Talisman. Die Mächte des Hentigen Aberglaubens und die Macht des Glaubens. Stuttgart, 1963.
5. Р. Уокоп. Затонувшие материки и тайны исчезнувших племен. М., 1966, стр. 17—18.
6. Там же.
7. R. Imbert-Nergal. Les sciences occultes ne sont pas des Sciences. Editions rationalistes. Paris, 1959, pp. 30—31, 261—262.
8. P. Couderc. L'astrologie contre la raison. Paris, 1954, p. 77.
9. Газ. «Правда», 21 февраля 1968 г.
10. А. Китайгородский. Реникса. Изд. «Молодая гвардия». М., 1967, стр. 146—158.
|