Материалы по истории астрономии

Глава первая. Вера в судьбу и научное предвидение

В 1524 г. во многих немецких, французских и итальянских городах произошла ужасная паника: горожане оставляли дома и переселялись в горы. Жители приречных земель продавали свое имущество за бесценок, покупатели были, по-видимому, более рассудительны, чем продавцы! Бедные запасались лодками, а в Тулузе страх был настолько велик, что богач Ориоль построил себе даже нечто вроде «Ноева ковчега», о котором говорится в Библии. Люди в тревоге и молитве ожидали наступление великого бедствия — «второго всемирного потопа».

Вызвал эту панику астролог Штефлер. Он объявил, что в феврале 1524 г. планеты Сатурн, Юпитер и Марс окажутся в созвездии Рыбы, а потому, мол, потоп неизбежен. Однако предсказание не сбылось, хотя эти три планеты действительно «соединились» в созвездие Рыбы. Год прошел благополучно: не только не случилось наводнения, но лето было на редкость сухое и знойное.

За короткое время, только между 1500 и 1543 гг., звездочеты не менее 26 раз поднимали всеобщую панику своими предсказаниями конца мира. Астрологи пытались связать его с появлением «хвостатых звезд» — комет, утверждали, что комета в созвездии Овна предвещает кровавые войны, в созвездии Скорпиона — нашествие вредных насекомых, в созвездии Рыбы — эпидемию чумы и т. д.

В настоящее время в буржуазных странах многие астрологи так же, как и в средние века, предсказывают конец мира, причем эти предсказания вызывают у суеверных людей большую тревогу. Так, западногерманские астрологи заявляли, что в марте 1949 г. следует ожидать светопреставление. С целью предотвращения паники астрономы обратились с воззванием к населению. В нем было указано, что всякая форма астрологии представляет собою только смесь суеверий, шарлатанства и надувательства, так как вся система астрологических предсказаний ничего общего с наукой не имеет. Нечто подобное произошло в Индии: в феврале 1962 г. там астрологи предсказали конец света. Индийскому правительству во главе с Неру пришлось принять меры для разоблачения этого нелепого прорицания. Несмотря на то что все предсказания западногерманских и индийских астрологов оказались обманом — ни в 1949, ни в 1962 гг. не произошло «конца мира», в буржуазных странах звездочеты продолжают распространять веру будто бы существуют «правила», при помощи которых по положению небесных светил, особенно планет, якобы возможно предвидеть судьбы народов и отдельных людей.

Все ухищрения астрологов основаны на аналогиях между названиями небесных светил, не имеющими никакого отношения к их действительной природе. Например, предсказание астролога Штефлера о «втором потопе» было «основано» только на том, что три планеты должны были одновременно сойтись в «водяном» созвездии Рыбы. А между тем это созвездие, как и все другие, получило свое название в достаточной мере произвольно. Если бы оно было названо иначе, у этого астролога и не появилось бы мысли о потопе.

До сих пор многие суеверные люди верят в истинность старинного поверья: «родился под несчастной планидой». Эта «планида» и есть не что иное, как та или иная планета, которая фигурирует в предсказаниях всякого астролога. И в наше время некоторые люди избегают начинать важные дела в понедельник, так как считают его «тяжелым днем». Но вряд ли они догадываются, что это суеверие происходит от звездочетства.

Астрология неразрывно связана с фатализмом (от латинского «фатум» — судьба, рок), согласно которому все в жизни будто бы предопределяется «свыше» какой-то таинственной силой — судьбой, или роком. Это ложное учение обрекает человека на неверие в свои силы, на бездеятельность, так как оно исходит из положения «чему быть, того не миновать». Получается, что «расписание» жизни народа или человека дано свыше, и поэтому фаталисты обычно твердят: «такова судьба», «от судьбы не уйдешь», «судьба придет — по рукам свяжет» и т. д. Слово «судьба» имеет корень «суд». Человек, веривший в судьбу, видел в себе подсудимого, над которым какая-то сверху естественная сила — рок, фатум, всевышний — чинит неведомый суд.

Вера в судьбу возникла в далеком прошлом у людей в результате их гнетущей зависимости от стихийных сил природы и общества. Человек был рабом обстоятельств и это порождало у него неуверенность в завтрашнем дне. Вера в некое предопределение жизненного пути, с которой связано представление о счастье, удаче, доле, уделе и т. д., восходит к времени глубокой древности — тогда женщина была главой рода. Обязанность дележа военной добычи и раздачи припасов, лежавшая тогда на женщине, получила олицетворение в образе богини судьбы. В Древней Греции на пирах каждый стол находился под особым наблюдением женщины, раздававшей кушанья. Словом «мойра» в то время обозначали порцию, получаемую гостем во время пиршества. Впоследствии это слово «мойра» стали употреблять в значении доли, участи, которая суждена каждому человеку. Постепенно число мойр было сведено к трем богиням человеческой судьбы, дочерям бога Зевса и Фемиды. Мойр представляли в виде сестер, старух, беспрерывно прядущих нить человеческой жизни: Клото прядет нить, Лахесис проводит ее через все превратности жизни, а Атропа, перерезая нить, обрывает жизнь. В Риме мойры назывались парками. В Древней Руси верили в сверхъестественных «девушек-рожениц», якобы определяющих жизнь человека: «что на роду написано, того не избежишь». Христианская церковь заменила представление о судьбе понятием божественного провидения, которое также приучало трудящихся принимать с покорностью «удары судьбы».

Представление о том, что «судьба играет человеком», и сейчас в буржуазном обществе усиленно насаждается. В ФРГ издано много книг: Конрада «Судьба и бог», Мюллер-Фрейенфельза «Судьба и случай», Бадена «Человек и судьба» и др., в которых проповедуется рабская покорность и смирение перед судьбой, как промыслом бога. В буржуазных странах трудящийся ставит себе вопрос: «Что день грядущий мне готовит?», ибо знает, что он не является хозяином своей «судьбы», что в любой момент он может потерять работу, неожиданно остаться без пищи и крова, стать пушечным мясом в грабительской войне и т. д. В капиталистическом мире все это толкает трудящихся к фатализму, что используется аферистами, дурачащими доверчивых людей различными гаданиями. Русское слово «гадание» происходит от слова «год». В старину обычно гадали в канун Нового года. Словом «год» когда-то обозначали понятие рока, таинственной, сверхъестественной силы, от которой будто бы зависели жизнь и смерть людей. Все без исключения астрологические предсказания являются лишь одним из видов мантики (гадания). По существу звездочеты гадают по звездам так же, как другие гадают на картах, бобах, кофейной гуще и т. п.

В древности люди были беспомощны перед грозными силами природы. Производственного опыта и навыков к труду у человечества было недостаточно, а вследствие этого люди слишком мало знали об окружающем мире. Они не могли знать действительных закономерностей явлений, не видели естественных, материальных причин того, что происходит вокруг. Не зная настоящих, древние люди выдумывали мнимые «закономерности», верили в ложные, фантастические связи явлений.

Тогда еще не умели как следует отличать причину от следствия, причем маловажное, случайное не отделяли от существенного и необходимого. Люди считали, что внешнее сходство между двумя (в действительности разнородными) явлениями означает их внутреннюю связь. Например, встретишь с полным ведром человека — жди «полноты» — удачи, исполнения желаний. Наоборот, встретишь кого-нибудь с пустыми ведрами — жди неудачи. От этого суеверия и пошло выражение: «чтоб тебе пусто было».

Незнание реальных связей, причинной зависимости между явлениями когда-то привело людей к тому, что самые случайные признаки или совпадения они стали принимать за существенные, за «закономерности», будто бы имеющие отношение к судьбе людей. Так возникли разные виды гаданий по случайным сочетаниям предметов — игральных костей, камешков и т. д. Отсюда же происходит гадание на картах: разные сочетания карт истолковываются как предсказание будущего людей, как намеки на предстоящие события, как обнаружение «воли судьбы». А так как сочетания карт очень различны, то перед гадалками открыта возможность говорить все, что им взбредет в голову.

В капиталистических странах к вере в гадание особенно склонны «деловые люди», так как они всегда испытывают неуверенность в завтрашнем дне, боясь разорения вследствие непредвиденных обстоятельств. Поэтому их чаще всего можно встретить в приемных известных гадалок — «торговцев надеждами». М. Горький справедливо отметил: «Буржуа охотней обращается за утешением не к философам и мыслителям, а к шарлатанам, предсказывающим будущее. Газеты Европы испещрены объявлениями хиромантов, астрологов, сочиняющих гороскопы, факиров, ясновидящих, графологов, спиритов и прочих фокусников, еще более невежественных, чем сама буржуазия».1

Наиболее известными (т. е. наиболее ловкими) гадалками являются те, которые умеют говорить самыми общими, бессодержательными фразами. «Тайна» успеха этих шарлатанок заключается прежде всего в их способности говорить так туманно, что клиенты всегда будут понимать их неясные выражения как угодно. Гадалки знают, что к ним обычно обращаются чем-то взволнованные люди, очень нуждающиеся в утешении, и потому «предсказывают», как правило, хорошее будущее.

До сих пор довольно распространена хиромантия — гадание по линиям и другим особенностям кожи ладони. Еще в глубокой древности возникла вера в то, что по линиям, складкам и бугоркам на ладонях рук можно определить характер человека и угадать его судьбу. В буржуазных странах и сейчас имеется много хиромантов, которые, подобно всем вообще гадальщикам, являются ловкими шарлатанами.

Складкам и морщинам на ладони хироманты дали совершенно произвольные, фантастические названия: линия жизни, линия ума, линия сердца, линия здоровья и т. п. Также произвольно бугорки получили названия планет, и тем самым хиромантия связала себя с астрологией. Каждой линии и каждому бугорку ладони хироманты произвольно приписывают связь с той или иной психической чертой. Однако в действительности внешний вид ладони не имеет никакого отношения ни к душевным свойствам, ни к судьбе человека. Хиромантия лишена научных оснований и ничем не отличается от прочих видов гадания. Это видно хотя бы из того, что, когда хиромантам предложили сделать свои заключения по фотографическим снимкам ладоней многих лиц, они не сумели отличить ладонь женщины от ладони подростка и предсказывали долгую жизнь покойникам.

В течение тысячелетий человеческая мысль, затуманенная различными суевериями, тщетно пыталась найти путь к познанию будущего. Широко известная народная поговорка «поживем — увидим» выражает сомнение в возможности человека своим умом предвидеть будущее, заранее знать ход событий. Эта поговорка сложилась под влиянием веры в «божью волю», из которой следует, что человеку остается лишь терпеливо ждать, «чего бог пошлет». Отголосок этой поговорки слышен в старой студенческой песне «Бог знает, что с нами случится впереди».

Между тем необходимость хотя бы недалеко заглядывать в будущее обусловлена не праздным интересом, а насущнейшими потребностями жизни. Ведь не только в личной, но и в общественной жизни необходимо иметь в виду, что именно может «случиться впереди». Нельзя ограничиваться только сегодняшним днем, необходимо думать и о завтрашнем дне, о нашем будущем. Чтобы руководить, надо предвидеть, а это значит — своевременно разгадать смысл развертывающихся событий, смысл новых процессов и потом умело ими пользоваться — управлять в соответствии с общей тенденцией развития. Людей, живущих без перспективы, обычно сравнивают с гребцами, которые гребут не покладая рук, но не знают, куда их несет течение, не видят, что их несет течение, не видят, что их может прибить волной к скале.

Такими гребцами обычно и бывают верующие, так как религия учит, что все в природе и обществе происходит только по воле «владыки мира» — бога. «Ни один волос с головы человека не падает без божьей воли», — говорят служители культа, причем добавляют, что об этой воле человек ничего знать не может, ибо, мол, «пути господни неисповедимы». В результате религиозные проповедники в один голос твердят о том, что «человек предполагает, а бог располагает», вследствие чего невозможно предвидение явлений природы и общественной жизни. Но тем самым религия обедняет и обессиливает людей, лишая их всякой уверенности в том, что можно, опираясь на опыт, с достаточной достоверностью предвидеть будущее.

Правда, церковнослужители уверяют, что иногда предвидение возможно, так как якобы бывают случая «чудесных пророчеств». Эти предвидения происходят через посредство пророков, ясновидцев и пр., которым бог открывает «завесу будущего». Так, у древних греков и римлян были «оракулы» — специальные «священные» места, где жрецы пророчествовали, давали вопрошавшим верующим ответы об их будущем, якобы исходящие от божества. В истории каждой религии мы встречаемся с прорицаниями, причем от них ведут свое начало разные виды гаданий.

Однако лишь вздорной фантастической выдумкой является утверждение, будто бог сообщает о грядущих событиях. Способность предвидеть явления природы и общественной жизни дает нам только подлинная наука, так как только она вскрывает закономерность этих явлений, их глубочайшую связь и зависимость, их естественные причины. Эта способность в какой-то мере предвидеть будущее появилась у человека, только благодаря его сознательному труду. Ибо, что бы ни делали люди, они ставят себе цель, т. е. рассчитывают, что за определенными их действиями последует определенный результат. Поэтому в повседневной жизни каждый постоянно «заглядывает в будущее». Например, засевая поле чистой пшеницей, мы предвидим, что семена прорастут и что вырастет именно пшеница, а не крапива или бурьян.

Конечно, житейский опыт есть у всех людей. В меру своего опыта и воспитания люди разбираются в том, что происходит вокруг них, умеют более или менее точно рассчитывать, предугадывать результат своих действий или различных явлений. Без этого люди не могли бы целесообразно трудиться, производить жизненные блага, изменять в своих интересах природу.

Для того чтобы предвидеть, надо знать взаимную связь, причинную зависимость разных явлений. Это знание дается наукой, которая не свалилась с неба, а возникла из потребностей производства. Ее развитие прежде всего и главным образом определяется потребностями материальной жизни общества. На протяжении тысячелетий люди накапливали знания о природе и обществе, и эти знания легли в основу науки. Наука раскрывает тайны природы, и бесспорно, что всех своих огромных успехов в изменении и покорении сил природы человечество достигло, опираясь на данные науки.

Наука порождена практикой, но и практика в свою очередь совершенствуется с помощью науки. Наука и производство зависят друг от друга, влияют друг на друга. Фридрих Энгельс указывал, что если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десять университетов.

Крупнейшие научные открытия сделаны в связи с решением практических задач и опираясь на практику, опыт, факты. Непреоборимая сила науки именно в том и состоит, что она построена не на химерах, не на фантазии, а на знании, на фактах, накопленных опытом поколений. А о чем же прежде всего говорит огромный фактический материал, собранный людьми науки?

Он приводит к неоспоримому заключению, что в мире все закономерно, подчинено определенным естественным законам. В природе, так же как и в человеческом обществе, все явления неразрывно связаны друг с другом причинной связью, зависят друг от друга. В ходе и смене явлений обнаруживается определенная правильность, последовательность, повторяемость. Не бывает так, чтобы за весной следовало то лето, то зима; чтобы реки замерзали то зимой, то летом; чтобы из семян ржи вырастали то рожь, то крапива.

Мир представляет собою не груду разрозненных вещей, предметов, а неразрывное, единое целое. Это обстоятельство учитывает прежде всего марксистская диалектика — единственно верный научный метод познания природы и общества. Диалектика учит, что предметы и явления существуют не только совместно с другими, но и благодаря другим, так как они находятся во взаимосвязи. Поэтому диалектика рассматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и независимых друг от друга. Для нее природа — связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.

Если бы не было этой взаимозависимости, т. е. если бы не было закономерного чередования явлений, действительность представляла бы собою сумбур, хаос, неразбериху. Никакой произвольности в явлениях природы и общества мы не видим, ибо в мире все, решительно все закономерно, причем никаких чудес, никаких нарушений закономерности нет и быть не может. Вера же в возможность чудес просто нелепа, вздорна, так как из нее вытекает, что для бога нет ничего невозможного: он даже способен сделать так, чтобы дважды два — не было четыре.

Задача науки и состоит прежде всего в открытии законов развития мира, вскрытии причинной связи между предметами и явлениями. Закон выражает взаимозависимость предметов и явлений: познать какое-либо явление — значит найти его естественную, материальную причину, его связь с другими явлениями. Вскрывается же закономерность только потому, что связи между явлениями более или менее устойчивы, прочны, т. е. явления повторяются. Они не повторялись бы, если бы не было относительной устойчивости связей между ними.

Следует иметь в виду, что повторяемость явлений относительна, абсолютной, полной повторяемости не бывает. Ведь повторяется только типическое — то, в чем выражается глубокая сущность явлений. Всякое явление имеет свои особые черты, индивидуальные оттенки, которые не повторяются. Так, каждый человек имеет свой рост, свой цвет глаз, свой характер и т. д., но не это главное, не это самое существенное. Существенное то, что все люди живут в обществе и благодаря обществу.

Очень трудно выяснить связь сложных явлений, открыть законы их развития. Это возможно только в результате долгого, терпеливого, пристального изучения действительности, и поэтому наука еще не все знает. Но это не может опорочить ее: о силе науки надо судить не по тому, чего она еще не знает, а по тому, что она уже знает.

Какой же вывод следует из факта закономерности и всеобщей взаимозависимости явлений?

Всякое явление обусловлено какими-нибудь естественными, материальными причинами, и само оно является причиной других явлений. Одни явления влияют на другие, и поэтому каждый факт есть звено в длинной цепи причин и следствий. В одних условиях данная причина приводит к такому-то следствию, а в других условиях та же причина вызывает другое следствие. Например, если вода при нормальном атмосферном давлении (на берегу моря) закипает при температуре 100°, то при пониженном давлении (в горах) она начинает кипеть и при более низкой температуре.

Значит ли это, что закипание воды при различной температуре есть явление совершенно случайное или произвольное, протекающее сегодня так, а завтра иначе, и при том ни с того ни с сего, без всякой материальной причины? Конечно, нет: здесь все вполне закономерно зависит от того атмосферного давления, при котором происходит подогревание воды. Следовательно, как бы ни менялось явление в зависимости от условий, всякий раз оно происходит определенным образом, строго закономерно для данных условий. При одинаковых условиях однородные явления протекают одинаково, так как в одинаковых процессах одинаковыми причинами при одинаковых условиях всегда и всюду вызываются одинаковые последствия.

Законы природы не имеют ничего общего с юридическими и прочими законами, устанавливаемыми людьми, так как законы природы не могут быть ни созданы, ни уничтожены, ни даже преобразованы людьми. Поэтому выражение «закон природы» не надо понимать в том смысле, что природе кем-то предписаны ее законы. То, что принято называть законом природы, никем природе не навязано, а внутренне присуще ей, является ее неотъемлемым свойством. Природа не есть нечто мертвое, неподвижное, чему может придать движение лишь какой-то извне предписанный закон. Движение, саморазвитие — это способ существования материи, природы, это то, без чего ее нельзя себе представить. Без законов природы не было бы последовательности и повторяемости явлений, а значит, не могло бы быть ни науки, ни техники, ни правильного предвидения.

Итак, учитывая это, нужно признать, что в мире нет места для бога и других сверхъестественных сил, которые вмешивались бы в явления природы и общества и диктовали бы им свои законы. Природа и общество развиваются по законам, не навязанным им извне, а внутренне им присущим.

На противоположной точке зрения стоит религия: она признает существование бога, якобы создавшего мир и управляющего миром. Основой основ всякой религии является вера в сверхъестественное, так что нет религии без этой веры. Религия учит, что все происходит по божьей воле, которая неисповедима, никому не известна. Все явления жизни: бедность и богатство, могущество и падение государств, победы и поражения армий и т. д. — все это религия объясняет «промыслом божьим», «провидением».

Иудейская религия утверждает, что бог раз в год точно определяет, что случится с каждым человеком в будущем году. Тому же по существу учат и все другие религии, так как для них бог — единственная причина всего. Все они считают, что бог управляет миром совершенно произвольно: он будто бы может изменить по своей прихоти течение явлений, т. е. творить чудеса.

«Священные» книги всех религий состоят из рассказов о чудесах, которые будто бы творились и творятся богами и их любимцами. В этих книгах много рассказывается и о чудесных пророчествах. Так, иудаизм и христианство утверждают, будто библейский пророк Исайя предсказывал завоевание Палестины ассирийцами и что они действительно завладели этой страной; якобы другой пророк, Иеремия, предвидел завоевание Иудеи царем вавилонским, и это исполнилось. Но в исполнении этих «пророчеств» нет ничего удивительного: наука доказала, что книги, приписанные Исайе, Иеремии и другим пророкам, составлены много позже того времени, когда они жили, много позже событий, о которых упоминается в этих книгах.

Религиозные пророчества не имеют ничего общего с научными предвидениями. Предсказания, основанные на религии, лишены достоверности, так как религия не исходит из естественных закономерностей, она все «объясняет» непостижимой волей бога.

В сущности религия даже и не пытается найти действительную причинную связь явлений, так как причинное объяснение происходящего ведет к разоблачению самой религии. Вместо правильного объяснения природы и общества религия внушает извращенно фантастическое толкование их. Наука же дает на каждом шагу примеры блестяще оправдавшихся предвидений. Укажем лишь на некоторые из них.

Астрономия настолько хорошо изучила причины небесных явлений, что давно заранее предвидит многие из них с поразительной точностью на многие годы вперед. Так, мы твердо знаем, что ближайшее полное солнечное затмение, видимое в Москве, будет наблюдаться лишь 16 октября 2126 г. Особенно интересно заключение астронома Галлея о комете, наблюдавшейся в 1682 г.: он заявил, что эта «хвостатая звезда» не раз появлялась и еще будет появляться, так как она обращается вокруг Солнца с периодом около 76 лет. И действительно, она наблюдалась в 1758 г., затем в 1835 г. и, наконец, в 1910 г. (следующее появление ее будет в 1986 г.).

На примере открытия планеты Нептун видно, что астрономия способна предвидеть наблюдение таких тел, о которых ранее ничего не было известно. Например, астрономы Леверье и Адамс, независимо друг от друга, изучая отклонения (неправильности) в движении планеты Уран, пришли к заключению, что они вызваны притяжением неизвестной дотоле планеты, находящейся далеко за орбитой Урана. Они даже вычислили местонахождение и движение этой «заурядной» планеты, которая вскоре и была обнаружена телескопом на указанном ими месте.

Величайшим образцом научного предвидения является запуск искусственных спутников Земли, начавший эру космонавтики. Ведь каждому из этих тел заранее придают определенную скорость движения, причем астрономы с большой точностью предсказывают их положение в пространстве и время их видимости на различных участках нашей планеты.

Великий русский химик Д.И. Менделеев, установив соотношение свойств химических элементов с их атомным весом, пришел к заключению, что некоторые элементы еще должны быть открыты, причем он предсказал их атомный вес и описал их важнейшие свойства. Вскоре эти элементы (германий, галлий, скандий) были действительно открыты, и сам Менделеев мог убедиться в том, что все его предвидения блестяще оправдались.

Немало таких предвидений было в физике, биологии, геологии, географии и других науках о природе. Возможность научных предвидений — это неизбежный результат раскрытия закономерностей, естественных связей и зависимостей в природе. Невольно вспоминается меткое замечание В.И. Ленина: «Чудесное пророчество есть сказка. Но научное пророчество есть факт».2

Научные предвидения возможны не только в области естествознания, но и в общественных науках, основанных на марксистско-ленинском учении. Религия учит, что бог управляет не только природой, но и общественной жизнью людей. Деление общества на классы, эксплуатация человека человеком, экономические кризисы, войны и другие общественные явления — все это религия объясняет божьей волей. Буржуазия заинтересована в сохранении этих взглядов, так как она старается скрыть от народных масс истинные, коренящиеся в самом капиталистическом строе причины классового неравенства, нищеты, социальной несправедливости и т. п.

Буржуазные ученые оказались неспособны вскрыть действительные законы общественного развития. Оно и понятно: современные буржуазные ученые — это представители класса, гибель которого неизбежна. Удивительно ли, что многие из них проповедуют ложные мысли о полнейшей хаотичности общественной жизни, об отсутствии каких бы то ни было социальных закономерностей. Наиболее реакционные буржуазные ученые убеждают народ в абсолютной невозможности что-нибудь предвидеть в области общественных отношений. Некоторые ученые мракобесы, желая заглушить борьбу масс против капитализма, даже заговорили о будто бы предстоящей скорой гибели всего мира. Например, они создают антинаучные «теории» о взрыве Солнца, о столкновении земного шара с астероидом и тому подобных ужасах.

Явления общественной жизни отличаются чрезвычайной сложностью, поэтому открыть законы общественного развития было очень трудно. Открыты они были великими учителями пролетариата Марксом и Энгельсом, которые тем самым и создали настоящую науку о человеческом обществе. Их гениальное учение о законах развития общества развито Лениным и называется историческим материализмом, или материалистическим пониманием истории.

Согласно историческому материализму, общество находится в процессе постоянного изменения и развития, зависящего прежде всего от изменения производительных сил. Все стороны общественной жизни: способы производства, формы собственности, государственная власть, борьба классов, научные теории, религиозные представления, нравственные понятия и т. д. — все это находится во взаимной связи. Маркс и Энгельс впервые вскрыли действительную связь общественных явлений, их влияние друг на друга, их взаимную зависимость, т. е. их закономерность. Они выявили причины смены одного общественного строя другим, вследствие чего стали ясны сущность государства, роль классовой борьбы и материальные корни общественных идей; тем самым была окончательно подорвана вера в то, что в общественных явлениях виден якобы какой-то «промысел божий», какая-то «надмировая воля».

Общественная жизнь гораздо сложнее явлений природы, ибо она складывается из стремлений и поступков классов, партий, людей, имеющих волю, сознание. Поэтому невозможно предвидеть сроки и другие подробности предстоящих общественных событий с математической точностью, можно лишь предсказать общие тенденции, общее направление и результат развития событий. Марксистско-ленинская наука об обществе дает поразительные примеры исполнившихся предвидений, которые относятся ко всему человечеству и к отдельным государствам, классам и партиям. Мы отметим лишь некоторые их этих примеров.

Маркс и Энгельс не только предсказали неизбежность замены капиталистической системы коммунизмом, но и предвидели основные этапы, через которые пройдет развитие коммунизма. Особенно замечательно то, что после разгрома Парижской Коммуны в 1871 г. Маркс и Энгельс предсказывали создание «Российской Коммуны». Они говорили, что революция на этот раз «начнется на Востоке», что Россия явится «революционным авангардом Европы» и что русская революция не только «обновит Россию», но и «чрезвычайно ускорит западноевропейскую историю».

Энгельс за много лет до первой мировой войны с поразительной точностью предсказал не только ее возникновение, но и ее ход и результаты. Еще в 1887 г. он писал: «...Для Пруссии — Германии невозможна уже теперь никакая иная война, кроме всемирной войны. И это была бы всемирная война невиданного раньше размера, невиданной силы. От восьми до десяти миллионов солдат будут душить друг друга и объедать при этом всю Европу до такой степени дочиста, как никогда еще не объедали тучи саранчи. Опустошение, причиненное Тридцатилетней войной, — сжатое на протяжении трех-четырех лет и распространенное на весь континент, голод, эпидемии, всеобщее одичание как войск, так и народных масс, вызванное острой нуждой, безнадежная путаница нашего искусственного механизма в торговле, промышленности и кредите; все это кончается всеобщим банкротством; крах старых государств и их рутинной государственной мудрости, — крах такой, что короны дюжинами валяются по мостовым и не находится никого, чтобы поднимать эти короны...».3

Исход первой мировой войны показал, что в основном все произошло именно так, как это предвидел Энгельс. Уже в середине 1918 г., когда война еще продолжалась, Ленин напомнил эти замечательные слова Энгельса, справедливо назвав их пророческими словами. Ленин тогда писал: «Кое-что из того, что предсказал Энгельс, вышло иначе... Но удивительнее всего, что столь многое, предсказанное Энгельсом, идет, "как по писанному". Ибо Энгельс давал безупречно точный классовый анализ, а классы и их взаимоотношения остались прежние».4

Такой же анализ всегда давал и сам Ленин и именно поэтому он в своих предвидениях никогда не ошибался. Уже в начале своей революционной деятельности, до возникновения Российской социал-демократической рабочей партии, он предвидел, что революционный союз рабочих и крестьян явится главным условием уничтожения царизма, уничтожения господства помещиков и буржуазии; при возникновении партии эсеров Ленин предсказывал, что она превратится в кулацкую, типично контрреволюционную партию; при расколе российской социал-демократии в 1903 г. Ленин предсказал будущую антипролетарскую, контрреволюционную роль меньшевиков; при самом зарождении Советов рабочих депутатов в 1905 г. он предвидел их великую революционную роль; в этом же году он предсказал неизбежность перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую; при возникновении первой мировой войны Ленин предрек, что она будет «прологом войны гражданской», т. е. вступлением в социалистическую революцию; тогда же Ленин гениально предвидел возможность построения социализма в одной, отдельно взятой стране в условиях капиталистического окружения; он предсказывал быстрое втягивание многих народов в борьбу за свое освобождение и указывал на то, что народы будут приходить к социализму не совсем одинаково.

Жизнь подтвердила правильность этих и многих других его предвидений, и в этом нет ничего удивительного, нет ничего чудесного: все они опирались на науку, т. е. они оправдывались потому, что были основаны на подлинном знании общественных закономерностей, раскрытых историческим материализмом.

Возможно ли предвидеть будущее отдельного человека, все события его жизни? На этот вопрос следует дать отрицательный ответ, так как человек часто не знает, как в деталях сложится его жизнь в течение даже короткого времени. Вызвано это, конечно, лишь тем, что личная жизнь каждого человека необычайно сложна: она связана с жизнью других людей, т. е. с обществом, множеством видимых и невидимых нитей. Явления личной жизни человека зависят от скрещивания, столкновения, соотношения многих фактов, событий, из которых иные случайны.

Не следует забывать, что случайность — это то, что может быть, но может и не быть, т. е. то, что не необходимо, не неизбежно. Случайность, подобно необходимости, существует объективно, т. е. независимо от нашего сознания. В мире нет ничего беспричинного, и поэтому случайность, как и необходимость, тоже причинно обусловлена, т. е. имеет свое естественное обоснование. Несмотря на это, случайность все же остается случайностью, которую предвидеть невозможно, которая наступает неожиданно, так как она может не быть, но все же бывает, т. е. она является чем-то несущественным, не подпадающим под общее правило. Поэтому нельзя предугадать, предвидеть во всех подробностях, что именно случится с тем или иным человеком, как сложатся все события на его жизненном пути.

Что же касается разных видов гаданий, то они обычно связаны с верой в судьбу, а тем самым с религиозным мировоззрением. В основе их лежит сближение вещей и явлений, не имеющих между собою ничего общего, и поэтому они антинаучны. Видный немецкий психолог А. Молль, изучив приемы гадалок, сообщил итоги проверок их предсказаний за довольно значительное время. Он заявил: «Во всех методах ясновидения мы имеем такую массу фантазий, поверхностных наблюдений и ошибочных выводов, что можно заключить: точным образом, путем доказательных опытов, никогда еще не удавалось установить наличность ясновидения».5

Примечания

1. М. Горький. Сочинения, т. 26. М., 1953, стр. 254.

2. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 472.

3. Цит. по: В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 473.

4. Там же.

5. А. Молль. Прорицание и ясновидение. Л., 1926, стр. 114.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку