Особенности научной школы Делиля
Подводя некоторый итог сказанному, очень важно сформулировать основные особенности Петербургской астрономической школы Делиля.
1. Беспощадная борьба с остатками картезианства за создание новой науки, основанной на системе мира Коперника, законах Кеплера и учении Ньютона. С этих позиций разрабатывался ряд приложений к астрономии: теория движения маятников, необходимая для регулировки хода часов обсерватории; теория движения небесных тел — небесная механика; теория фигуры Земли; методы измерения расстояний до Солнца, Луны и других небесных тел с целью выяснения строения Солнечной системы и подтверждения идей Коперника — Кеплера — Ньютона; разработка проблем оптики Ньютона и применение ее к теории атмосферной рефракции, а также к исследованиям явлений дифракции и рефракции света; разработка теории ахроматических телескопов и микроскопов для повышения точности астрономических наблюдений.
2. Всестороннее изучение геометрии, алгебры и других разделов математики и разработка ряда математических приложений к различным астрономическим проблемам, убеждение в том, что «...астрономия, обогащенная... новыми открытиями, почерпнутыми из геометрии и алгебры, может развиваться в дальнейшем только при сочетании этих отвлеченных наук с полным овладением астрономическими наблюдениями...» [61, с. 111].
3. Глубокий интерес к физической природе небесных тел. Разработка методики астрофизических исследований, сочетающих астрономические наблюдения с лабораторными экспериментами. Разработка модели земной атмосферы и атмосфер других небесных тел на основе экспериментов в земной атмосфере (попутное создание основ кинетической теории газов), открытие на основе этой теории атмосферы Венеры. Разработка основ будущей астрофизики — фотометрии, зачатков спектроскопии. Осознание цели и задач астрофизики и даже введение ее названия в научную терминологию.
4. Большое внимание к истории науки, особенно к истории астрономии, изучение которой «способно вдохновить гения». Интерес и к истории общества.
5. Внимательное изучение философии П. Гассенди и других материалистических воззрений. Борьба против засилья религии и суеверий, за полное освобождение науки от контроля церкви, атеизм.
6. Пропаганда идей передовой науки XVIII в. — учений Коперника, Кеплера, Ньютона. Вера в неограниченные возможности науки в деле усовершенствования отдельного человека и всего общества. Разработка ряда положений, близких к идеям французского Просвещения.1
Примечания
1. В книге В.Н. Кузнецова «Французский материализм XVIII в.» (М.: Мысль, 1981) доказана неправомерность общепринятого ранее сведения понятия французского Просвещения лишь к его второму, «открыто материалистическому» этапу, начавшемуся в 40-х годах XVIII в. Идеи французских просветителей первого, «деистического», этапа, начавшегося в 20-х годах XVIII в., очень близки к взглядам петербургских астрономов XVIII в.
|