Материалы по истории астрономии

Они знали слишком много

С вершин научно-технического прогресса жизнь древних людей кажется примитивной, их познания о Вселенной — убогими. Нашим предкам традиционно отводится роль сочинителей мифов о плоской Земле на трех китах, о твердом небе, о светилах, разъезжающих на лодках или колесницах. Но среди заблуждений древности порой встречаются поразительно точные прозрения. Для историков науки такие знания, слишком «выпирающие» из устоявшихся концепций, все равно что опасный камень на дороге — его лучше «объехать». Однако на поверку «камень» может оказаться бесценным памятником древних эпох.

Неведомые землемеры

Согласно учебникам, окружность Земли впервые измерил Эратосфен в 240 году до н.э. Но веком раньше Аристотель в труде «О небе» недвусмысленно упомянул более ранних землемеров: «И наконец, те математики, которые берутся вычислять величину земной окружности, говорят, что она составляет около четырехсот тысяч стадиев». Как считает видный специалист по истории астрономии А.В. Клименко, Аристотель писал о результатах измерений, полученных от египтян или из Вавилонии. На приобретенные в других странах результаты научных трудов греки смотрели как на свою собственность. В пораженном рабовладельческой психологией обществе не было принято ссылаться на труды «варваров»... Однако в арабских рукописях IX—XI вв. все же сохранились следы древних знаний.

Например, выходец из Хорезма аль-Бируни в труде «Геодезия» писал, что древнеегипетский мудрец Гермес (отождествляющийся с богом Тотом) измерил окружность Земли в «9000 фарсахов при том, что фарсах — 12000 локтей». Действительно, и в древнеегипетских текстах фигурирует Тот — «бог, измеривший эту Землю».

Проанализировав данные исторической метрологии, А.В. Клименко пришел к интересному выводу: все размеры земной окружности, упомянутые Аристотелем, Архимедом, аль-Идриси, аль-Бируни, по-видимому, являются лишь попытками пересчета 9000 фарсахов Тота в другие единицы длины. Кроме того, аль-Бируни писал: «В соответствии же со словами Гермеса, один градус (на поверхности Земли. — А.А.) будет равным 25 фарсахам, что составляет 75 миль...». Величина римской мили хорошо известна и равна 1481 м. Отсюда следует, что длина окружности Земли по Тогу равна 39987 км, что лишь на 0,05% (!) короче истинной величины, если Землю измерять по меридиану. Не исключено, что в действительности ошибка еще меньше из-за неточного знания длины мили.

Заметим — даже с помощью оптических инструментов и различных ухищрений В. Снеллиус в 1617 г. измерил длину одного градуса дуги земной окружности в 6 раз менее точно, чем легендарный Гермес.

Осколки допотопной географии

Существуют и другие примеры неожиданных истин древней географии.

Лишь в 60-х годах прошлого столетия ученые с помощью эхолотов и подводного бурения установили, что 5—6 млн лет назад на месте Средиземного моря простиралась суша, а вместо Гибралтарского пролива вздымались горы. Но 5 млн лет назад воды Атлантики хлынули сквозь образовавшийся Гибралтарский пролив и за какую-то сотню лет затопили гигантскую ванну. И хотя человека тогда еще не существовало, та катастрофа описана в древней литературе... Так, у Помпония Мела читаем: «...Затем следует очень высокая гора Абила, прямо напротив которой на испанском берегу возвышается другая гора — Кальпе. Обе горы называются Геркулесовыми столпами. Согласно преданию, горы эти были когда-то соединены сплошным хребтом, но Геркулес разъединил их, и океан, который до той поры сдерживала эта плотина, залил водой ту территорию, которая ныне составляет бассейн Средиземного моря».

То же сообщали и Плиний Старший, Эратосфен, Масуди, ибн Якут... А аль-Бируни даже описал Средиземноморье до потопа: «Некогда между Александрией и Константинополем была соленая и смрадная земля...». Интересно, что под морским дном буровые установки действительно выявили залежи ископаемой соли.

Литовский биолог и палеогеограф А. Сейбутис обратил внимание на тот факт, что ряд античных карт мира некоторыми своими фрагментами изображают географическую реальность... конца Ледникового периода, за 13 тысяч лет до возникновения письменности. Так, Гиперборейские горы Птолемея и Гесиода, протянувшиеся в широтном направлении по Русской равнине, не соответствуют современному рельефу, но тот хребет «точно совпадает с краем ледникового щита валдайского оледенения». Более того: «Гидрографическая сеть Восточной Европы на карте Птолемея напоминает восстановленную Д. Квасовым схему стока талых ледниковых вод. Поразительным сходством отличается птолемеевская река Ра и водноледниковая Волга. На карте Птолемея Азовское море именуется Меотийским болотом. Знаменательно, что болотом названо единственное море, которое в валдайском ледниковье из-за пониженного уровня Мирового океана было полностью спущенным. Ледниковая картина Земли еще более отчетлива на карте Гесиода (VIII—VII вв. до н.э.)». Добавим, что ледниковое происхождение могут иметь и мифические Рифейские горы, протянувшиеся с востока на запад и рисуемые Гомером, Гесиодом и Птолемеем то у северных берегов Черного моря, то севернее Каспия, но южнее Гиперборейских гор.

Весьма интересен и глобус Кратеса из Маллоса (II в. н.э.), на котором, кроме Азии, Африки и Европы, крайне схематично изображены еще 3 материка, как бы смутные отголоски сведений об Америках и Австралии. Складывается впечатление, что древние географы пользовались какими-то давно утраченными картами, относящимися к прошлым геологическим эпохам.

Откровения о вселенной

Неправомерные знания древних не ограничиваются поверхностью Земли. Так, Аристотель в «Метеорологике» описал то, что было обнаружено лишь после полетов ракет в ближний космос. Вопреки обыденному опыту, что чем выше, тем холоднее, Аристотель писал о сфере огня, расположенной выше воздуха, но ниже Луны. Действительно, на высотах в несколько сот километров температура околоземной среды оказалась порядка тысячи градусов по Цельсию. А на расстояниях в несколько радиусов Земли температура уже достигает 10 тысяч градусов и выше! Кроме того, Аристотель совершенно правильно замечает: «...Воздух около земли влажен..., а выше горяч и сух».

В «Книге вразумления начаткам науки о звездах» аль-Бируни в XI в. оставил рисунок сферы огня вокруг нашей планеты Там изображен тор с серповидным сечением, удивительно напоминающий структуру радиационных поясов Земли (области концентрации горячей солнечной плазмы, удерживаемой магнитным полем планеты). Рассуждения Аристотеля и аль-Бируни о легкости пламени и о воспламеняющем трении небесных сфер выглядят лишь наивными попытками объяснения физической реальности.

Не менее удивительные сведения встречаются в старинной литературе о небесных светилах. Ограничимся перечислением лишь наиболее удивительных из них, недоступных без телескопа.

Азербайджанский ученый Г. Мамедбейли обратил внимание на то, что его великий земляк Низами за полтысячелетия до официального изобретения телескопа два раза упомянул в стихах о кольце Сатурна. Аль-Бируни в «Каноне Mac Уда» пишет о неких наблюдениях покрытий планет друг другом. Из этих данных он выводит порядок расположения планет по мере их удаления от Земли. Ясно, что разобраться в этом без телескопа невозможно. О тех же древних наблюдениях писал другой хорезмский астроном — Румми, а в XVI в. — иранец Ансари. В 1980 г. авторитетное издание «историко-астрономические исследования» опубликовало сенсационные результаты исследований Г. Георгобиани, показавшего, что крохотные спутники Марса, открытые в 1877 г., были известны еще до изобретения телескопа. Среди его доводов — грузинская рукопись, копия документа 1564 г. Из нее следует, что около Марса имеется еще одна звезда, длина орбиты которой в пересчете на современные единицы равна 24019 км (всего на 2% длиннее истинной орбиты Деймоса!). Та же информация содержится и в толковом словаре Сулхана-Саба Орбелиани 1716 г. Для столь точного определения параметра орбиты Деймоса нужно было знать расстояние от Земли до Марса. Но его измерили только в конце XVII в. и то с погрешностью в 14%.

Откуда же столь точные познания, пересказанные древними авторами?

Помощь с неба?

Вряд ли стоит удовлетворяться всеобъясняющей «теорией» случайных совпадений. Такой подход ведет в никуда — даже летающую корову можно истолковать всего лишь как простую случайность хаотического движения молекул и проигнорировать. Обратившись же к старинным рукописям и фольклору, мы встретим множество ссылок на неких мудрецов, живших в незапамятные времена. Хорошим примером такого рода является эпос гватемальских индейцев киче «Пополь-Вух», созданный еще до прибытия европейцев в Америку. Там сообщается о первых людях:

«Они преуспевали в видении, они преуспевали в знании всего, что имеется на свете. Когда они смотрели вокруг, они сразу же видели и созерцали от верха до низа свод небес и внутренность земли. Они видели даже вещи, скрытые в глубокой темноте; они сразу видели весь мир, не делая (даже) попытки двигаться; и они видели его с того места, где они находились... Они были способны познать все, и они исследовали четыре угла неба, четыре точки неба, свод небес и внутренность земли».

Это описание весьма напоминает возможности современной цивилизации с ее наукой, телевидением, телескопами, спутниками и прочей техникой... Эпос утверждает, что тем людям светила какая-то другая звезда — не Солнце. «И зной его был непереносимым... То, что осталось в настоящее время, — это только лишь отражение в зеркале. Конечно, это было не то самое Солнце, которое мы видим; как об этом говорится в их древних сказаниях», — читаем в «Пополь-Вух». Покидая Землю, мудрецы сообщили людям: «Мы отправляемся назад к нашему народу, уже находится на месте Владыка оленей, он виден там, в небе... Идите своим путем, вы увидите снова ту страну, откуда мы пришли!» И далее: «Вот так они прощались и немедленно после этого исчезали там, на вершине горы Хакавиц. Они не были похоронены их женами или их детьми, потому что не было видно, когда они исчезли. Было ясно видно лишь их прощание».

Сюжеты о древних мудрецах известны и в Старом Свете — в мифологии Древнего Египта (Тот — бог Луны) и в Шумере (Оаннес и аналогичные полулюди-полурыбы). И не исключено, что удивительные знания древности — это путевая нить к иным мирам.

Литература

1. Клименко А.В. О происхождении упоминаемых Аристотелем и Архимедом результатов определения размеров Земли. // В сб.: Историко-астрономические исследования. Вып. 15, М.: Наука, 1980, с. 189—197.

2. Кондратов А.М. Атлантиды моря Тетис. Л.: Гидрометеоиздат, 1986, с. 131—133.

3. Сейбутис А.А. Индоевропейцы: палеоэкология и природные сюжеты мифов // Природа, 1987, № 8 (864), с. 98—106.

4. Вейле К. Исследование земной поверхности // Вселенная и человечество. Т. 3, С.-Петербург: Просвещение, 1896, с. 356—357.

5. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 3, М.: Мысль, 1981, с. 445—449.

6. Беруни А.Р. Избранные произведения. Т. 6, Ташкент: Фан, 1975, с. 52.

7. Мамедбейли Г.Д. К итории телескопа // Ученые записки Азербайджанского государственного университета им. С.М. Кирова, 1955, № 11, с. 71—74.

8. Архипов А.В. Телескоп в древности? Вполне вероятно... // Время искать. М.: Молодая гвардия, 1990, с. 80—83.

9. Георгобиани Г.Г. Из истории открытия спутников Марса // Историко-астрономические исследования. Вып. 15, М.: Наука, 1980, с. 199—206.

10. Пополь-Вух. Родословная владык Тотоникапана. М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1959, 252 с.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку