|
След тянется в прошлое
Космосу нужен свой Тур Хейердал
Норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал хорошо известен своими исследованиями трансокеанских контактов древних цивилизаций Земли. Тайным вдохновителем его экспедиций является банальность современных путешествий с континента на континент. Теперь же человечество приступает к колонизации Луны. Пришло время ставить старые вопросы на новом уровне. Не было ли у нас предшественников на Луне подобно викингам в Америке? Не приплывали ли из небесного «океана» некие космические «полинезийцы»? Не прибудут ли оттуда однажды и безжалостные «конкистадоры»?
Эти возможности пока не интересуют астрономов. Так, 51 комиссия Международного Астрономического Союза, курирующая поиски внеземных цивилизаций у других звезд, избегает даже ставить вопрос о Луне. Там наш спутник рассматривают лишь как место для строительства очередного радиотелескопа для приема до сих пор неуловимых радиосигналов далеких братьев по разуму. Но за 4 млрд лет они могли уже побывать на Земле и попутно наследить на стратегически важной Луне!
Наша планета, окруженная живительной кислородной атмосферой, выглядит желанным оазисом в безбрежной пустыне космоса. Она заметна издалека — даже с других звезд — и могла бы привлечь внимание существ иных миров. За последние 4 млрд лет порядка 120 звезд пролетели практически через Солнечную систему. Так что космическим пилигримам или их разведывательным устройствам вовсе не обязательно было преодолевать межзвездные расстояния. Луна — идеальное место для размещения аппаратуры долговременного слежения за Землей. На нашем спутнике, например, можно получить меньшую дозу радиации, и здесь меньше вероятность аварии из-за столкновения с метеоритом, чем на орбите. Там нет ливней, гроз, снегопадов, молний, зверей и прочих факторов риска. Зато есть сырье для добычи кислорода и всегда доступна энергия солнечного излучения. Но без кратких исследовательских визитов на Землю обойтись было бы трудно. А на возможность таких визитов указывает целый ряд данных.
Легенды о лунном рандеву
Во-первых, в древних памятниках письменности и в фольклоре встречаются недвусмысленные описания спуска с Луны неких существ.
Так, антрополог доктор Х. Волф, много лет проработавший с коренным населением Австралии, пишет:
«Древнее предание аборигенов крайнего юга Австралии сообщает о человеке, который прибыл на Землю с Луны. На Земле он жил в пещере. В конце концов он возвратился на небо, покинув свою пещеру через дыру в потолке. На стене этой пещеры, где он жил, остаются старые и выцветшие рисунки. Один из них все еще изображает круглый объект с лучами, исходящими из одной его стороны».
Рис. 38. Оттиск месопотамской цилиндрической печати, возможно изображающий встречу с лунными существами.
Еще на хеттских глиняных табличках II тыс. до н.э. обнаружен рассказ о том, как «Бог Луны упал сверху с неба. И упал он на рыночную площадь». Видимо, это событие сопровождалось оглушительным грохотом, поскольку даже бог грозы был перепуган, а затем все же помог опасному пришельцу вознестись обратно на небеса. О подобном событии повествует и вавилонская клинопись: «Син (бог Луны), господин всех богов и богинь, обитающий в небе, сошел вниз с неба». По-видимому, такое событие изображено на оттиске месопотамской цилиндрической печати (Британский музей). Изображена встреча человека с легендарным мудрым учителем Оаннесом, представленным в виде полурыбы. Видимо, Оаннес как-то связан с Луной, изображенной перед ним. Надлунным серпом помещен летящий предмет, стилизованный в виде крыльев и хвоста птицы, на котором восседают три божества. На предмете даже виден символ — лунный серп с огнем на темной стороне Луны. Древнегреческие авторы Ахилл, Геродор Гераклейский, Эпименид утверждали, что когда-то с Луны «упало» ужасное существо с как будто металлической шкурой. Монстр известен как «Немейский лев» и был якобы убит самим Гераклом.
У Диогена Лаэртского также есть любопытное высказывание: «Впрочем, Гераклид всюду такой любитель диковинок — он ведь писал даже о человеке, упавшем с Луны». Глухие упоминания о таком событии можно обнаружить и у других античных авторов. Например, Геродор Гераклейский писал: «Женщины-селенитки кладут яйца». А Неокл Кротонский уверял, что однажды такое «яйцо» упало с Луны.
Фантазия? Но легенда о падении с неба металлических «яиц» (летательных аппаратов?), из которых выходили люди, сохранилась в фольклоре перуанских индейцев, не знакомых с античной литературой. Более всего же этот сюжет был популярен в средневековой Корее. Например, в старинной книге «Самгук юса» говорится, что с неба упало на берег яйцо, превратившееся в человека. Согласно тому же источнику, в 69 г. до н.э. небесное яйцо спустилось у горы Янсан в клубах светящегося пара. Пришедшие на место происшествия старейшины племени чинхан обнаружили в яйце отрока. Книга сообщает, что через 61 год этот «человек» вознесся обратно на небо. Древнетибетская традиция также сохранила рассказ о летающем, сияющем и говорящем небесном яйце, из которого «вышел человек, обладатель магической силы». А появлению на Земле в середине III тыс. до н.э. героя древнекитайских мифов Чжуансюя предшествовало удивительное знамение: «Ослепительно сияющая звезда пересекла лунный диск, словно радуга». Известен и старинный рисунок индейцев майя, изображающий спуск с лунного серпа трех божеств...
Легенды о населенной Луне и лунном «яйце», возможно, существовали еще в Древнем Египте. В пользу этого свидетельствует так называемый «дендерский зодиак» — каменный барельеф неба, обнаруженный в храме Хатор египетского поселения Дендера. Хотя время его создания известно плохо (до 30 г. до н.э.), характер изображений созвездий вполне архаичен и отражает древнеегипетскую традицию. Здесь мы видим большой диск, в пределах которого восседают 8 человеческих фигур (рис. 39). Скорее всего это Луна, которая считалась в Древнем Египте обиталищем мертвых землян. Например, во второй главе «Книги мертвых» описаны представления древних египтян, связывающие небесное царство смерти с Луной. Упомянут и визит с неба на Землю:
«Привет, сияющему с Луны! Позволь чтобы этот Осирис Ани [то есть душа умершего. — А.А.] мог пройти дальше среди этих толп которые снаружи; и позволь ему стать жителем среди обитателей небес... И вот, Осирис, Осирис Ани, сойдет днем делать все, что он пожелает, на земле среди живых».
Рис. 39. Фрагмент дендерского зодиака, изображающий Луну как населенный мир (диск слева) и круглоголовую фигуру (третья слева).
На дендерском зодиаке, недалеко от Луны помещена загадочная фигура с телом человека, но с шаром (яйцом?) вместо головы. Рядом шагают божества с телами людей и головами животных. Древние египтяне даже жука-скарабея изображали с телом человека.
Новое — это хорошо забытое старое
При всей неоднозначности и спорности интерпретаций древней мифологии вряд ли разумно изначально отвергать возможность реальных событий, отраженных в легендах о визитерах с Луны. Ведь априорно скептическая установка не позволит заметить следы посещений Земли, даже если они были. По крайней мере, возможность палеовизитов внеземных существ стоит проверить. Например, имеет смысл поискать в древних источниках некие сведения о Луне, которые стали доступны нам лишь недавно в результате научных исследований.
Этот путь ведет к ряду интереснейших находок. Так, без телескопа невозможно выяснить истинную природу Луны. До XVII в. Луну считали чем угодно: глазом бога, чашей, зеркалом, облаком, бумерангом, живым существом, лодкой и т. п. Но еще в античности многие авторы (Орфей, Анаксагор, Фалес, Эпименид, Ксенофан, пифагорейцы) считали Луну земноподобной, то есть гигантским шаром с неровной поверхностью. Вопреки астрономам начала XVII века, считавшим лунные моря водными бассейнами, не знавший телескопа Анаксагор писал лишь о сухих впадинах Луны, состав которых отличается от состава лунных гор. Лукиан называл Луну сыроподобной — удачное сравнение, популярное в современной литературе. Но наиболее любопытно сочинение Плутарха «Беседа о лице, видимом на диске Луны». Там можно прочитать о «гладких возвышенностях» Луны.
Характерная сглаженная форма лунных гор, покрытых толстым слоем обломков породы и пылью, стала известна лишь в результате космических полетов к Луне. То же можно сказать и о «пламенеобразных горах» Плутарха, хорошо видимых на панорамах «Сервейора-7» и «Лунохода-2». У него же упомянуты и какие-то «пурпуровые пояса» Луны. Лишь американские астронавты, высадившись на спутник, обнаружили на практически однотонной лунной поверхности полосу оранжевого грунта на валу небольшого кратера.
Писал Плутарх и о меньшей силе тяжести на Луне — попавшие туда души «проводят весьма легкую, но однако не блаженную и не божескую жизнь», — и даже о... массе Луны: «Египтяне, помнится, утверждают, что Луна есть семьдесят вторая доля от Земли». Только в конце XVIII в. крупнейший специалист по небесной механике П.С. Лаплас вычислил, что Луна по массе равна семьдесят пятой доле Земли.
Правильно упомянут Плутархом и самый легкий путь по Луне к краю ее диска, в области спутника «то обращенные к небу, то наоборот, к Земле». Лишь с помощью телескопа Г. Галилей после специальных поисков установил, что на краю видимого полушария Луны Земля действительно то восходит, то скрывается за лунным горизонтом. Этот феномен практически невозможно обнаружить невооруженным глазом с Земли, но трудно не обратить на него внимание с лунной поверхности.
У Плутарха безжизненная, стерильная Луна удивительно точно охарактеризована как царство мертвых, где, однако, нет «ничего испорченного и гнилостного». Кстати, еще до космических полетов был записан архаичный миф африканского племени догонов, в котором говорится: «Луна... — сухая и безжизненная, подобно высохшей крови». Упомянем и поверье различных народов (Древняя Индия, Древняя Корея, энцы и др.) о том, что Луна необычайно холодна. Только в середине нашего столетия методами радиоастрономии было установлено, что на Луне действительно очень холодно. На глубинах от 50 см до нескольких метров царит вечный мороз в 50 градусов по Цельсию.
Плутарх ссылался на некоего чужестранца и на какие-то пергаменты, найденные в земле у развалин Карфагена. И Диоген Лаэртский писал: «Демокрит говорит об Анаксагоре, что его воззрения о Солнце и Луне не свои, а древние: он их, дескать, украл». Не имеем ли мы дело с древними, почти забытыми знаниями о нашем спутнике? Разумеется, древним мудрецам было не под силу построить ракету и слетать на Луну. Но это не означает, что люди не могли посещать ближайшее небесное тело. Вспомним многочисленные рассказы о путешествиях на небо людей, взятых небожителями: Адапу и Этана из шумеро-аккадского фольклора, древнегреческого Эндимиона, библейского Еноха, Авраама и Варуха, древнекитайского «небесного наставника» Чжан Тяньши, древнеиндийского Арджуну из «Махабхараты»...
Согласно легендам, вернувшись на Землю, небесные путешественники делились с соплеменниками впечатлениями и какими-то знаниями. Конечно, часть таких историй вымышлена. Но все ли? По крайней мере, существование в древности неправомерных знаний о Луне выглядит не так противоестественно, если допустить, что хотя бы один из небесных вояжеров говорил правду. Тем более что в одном из камней, привезенных с Луны экспедицией «Аполлона-14», американские специалисты Л.А. Хескин, Б.Л. Джоллифф и Р.Л. Коротев обнаружили явно земную глину. Авторы находки практически исключают возможность загрязнения образца уже на Земле...
Литература
1. Wolfe H. Australia's aborigines have long known about UFOs // Flying Saucer Review, 1994, vol. 39, № 3, p. 22—23.
2. Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии. М.: Худ. лит-ра, 1977, с. 50.
3. Sitchin Z. The 12th planet. N.Y.: Avon Books, 1978, p. 115.
4. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989, 576 с.
5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. ML: Мысль, 1979, с. 352.
6. Фламмарион К. Жители небесных миров с точки зрения строго научной, философской и фантастической. Санкт-Петербург: А. Траншель, 1876, с. 334.
7. Мифологический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991, 736 с.
8. Лисевич И.С. Древние мифы глазами человека космической эры // Советская этнография, 1976, № 2, с. 139.
9. Рынин Н.А. Межпланетные сообщения. Вып. 1. Мечты, легенды и первые фантазии. Ленинград: Печатня, 1928, с. 108.
10. Wallis Budge E.A. The Book of the Dead. London: Arkana, 1985, p. 49—50
11. Архипов А.В. Бывали ли древние на Луне? // Наука и религия, 1994, № 2, с. 50—51.
12. Архипов А.В. Проблема поиска разумной жизни на Луне // Радиоастрономический ин-т АН Украины. Препринт № 70. Харьков: РИАН, 1994, с. 13—16.
13. Arkhipov A.V. Anomalous ancient knowledge about the Moon // Ancient Skies (USA), 1994, vol. 21, № 1, p. 2—3.
14. Плутарх. Беседа о лице, видимом на диске Луны // Филологическое обозрение, т. 6, Приложение. 1894, 41 с.
15. Greale M., Dieterlen G. The Pale Fox. Chino Valley: Continuum Foundation, 1986, p. 509.
16. Haskin L.A., Joliff B.L., Korotev R.L. Fragment of terrestrial origin in regolith breccia sample 14313,108 // Lunar and Planetary Sciences, 1990, vol. 21, Pt. 1, p. 469.
|