|
Борьба влияний на Руси
Тринадцатый век пришел в цивилизованный мир не только возрождением науки и культуры, но и топотом татаро-монгольских коней, свистом стрел и арканов, пожарами и разрушениями...
В 1207 году войска Чингисхана покорили Южную Сибирь. В 1211 ими завоеван Китай. Древняя столица империи — Пекин — разграблена и сожжена. Подошла очередь Туркестана, Афганистана и Персии. В 1220 году пал Самарканд. Хива, Термез и Бухара полегли в развалинах. Прекрасно обученные, дисциплинированные войска татаро-монгол повернули на север.
В 1224 году половцы, теснимые татарами, обратились за помощью к Руси. И вот войска русских воинов в союзе с извечными врагами своими, половцами, встретились на реке Калке с бесчисленной татарской ордой. Закипела битва. И трудно сказать, чем кончилась бы эта сеча, если бы не предательство половцев. Преданные союзниками, русские войска понесли такое поражение, «какого не бывало еще от начала русской земли».
Страшной казни подвергли победители князей, попавших к ним в плен. «А князей покладаша под доски. И седоша верху их обедати. И тако князи издохнушася», — писал летописец.
Впрочем, татаро-монголам победа досталась тоже не задаром. И на время они оставили в покое русскую землю.
В 1227 году умер великий Чингисхан. Легенда рассказывает, что незадолго до смерти собрал он своих сыновей, роздал всем по стреле и велел переломить. Легко хрустнули тонкие древки в сильных руках. Тогда хан предложил каждому сломать пучок из нескольких стрел. На это не хватило сил никому.
— Видите, — сказал мудрый полководец, — если вы всегда будете действовать сообща, никто вас не сломит. Если же разъединитесь, то, как и стрелы эти, каждого из вас легко уничтожат поодиночке враги ваши.
В 1236 году, переправившись через Яик-реку, полчища кочевников разорили и покорили Волжскую Болгарию. Но это была всего лишь разведка. Главный поход — второе нашествие — начался зимой 1237 года. Во главе татаро-монгольских войск встал хан Батый, внук грозного Чингисхана.
Разрозненные княжества русские, раздираемые междоусобными спорами, не сумели сплотиться, чтобы противостоять врагу.
В 1237 году после жестокой битвы пала Рязань, спаленная и разрушенная дотла. За ней — Владимир... Москва... Конница татар не дошла малого расстояния до Новгорода. «Рассеялись та-тарове по земле русской, по городам и селам, посекая людей как траву».
В 1239 году татары захватили Киев, вторглись в Галицию и Волынь, огнем и саблей прошли по Польше и Силезии, опустошили Моравию, Венгрию и в 1241 году появились под стенами Вены, сея вокруг себя смерть и разорение.
Трудно сказать, что сталось бы с европейскими государствами, маленькими по территории и слабосильными в военном отношении, если бы на пути татаро-монгольских орд не легла великая Русь. В ней захлебнулось нашествие, в ней застряли полчища кочевников.
Нашествие на долгие годы затормозило развитие культуры нашей Родины.
Развитие русской культуры до тринадцатого столетия идет примерно такими же темпами, как и прогресс Западной Европы. Но начиная с XIII века этот процесс резко затормаживается. Накануне татаро-монгольского нашествия у нас появляются знаменитые новгородские фрески в живописи, Владимиро-Суздальское зодчество — в архитектуре, летописи и замечательное литературное произведение «Слово о полку Игореве». В 1136 году появляется и первый астрономический трактат, посвященный летоисчислению. Сочинение озаглавлено: «Учение им же ведати человеку числа всех лет» и написано монахом новгородского Антониева монастыря по прозвищу Кирик. В трактате рассматривались различные календарные системы и давались наставления, как следить за временем. Задача хранения времени с древнейших времен была привилегией жрецов-астрономов. Не отступает от этого правила и Древняя Русь. А после принятия христианства кому, как не монахам, блюсти сроки церковных праздников и по ним соблюдать и регулировать распорядок мирской жизни?
За первым трактатом должен был последовать второй, потом третий, но... Начались годы «томления и муки» под тяжким гнетом татаро-монгольского ига. Наука уступила место суеверию. Еще в год битвы под Калкой в небе появилась огромная хвостатая звезда — комета, предвестница ужаса. В 1230 году волхвы пророчили конец света, указывая на солнечное затмение. Еще страшнее казалось затмение 1237 года...
Монастыри, в которых скапливались грамотные люди, были разорены. Книги сожжены, и пепел их развеян по ветру. Не в силах противиться насилию, люди искали помощи у сверхъестественных сил, у бога. В это трудное время особенно усилились на Руси власть и авторитет церкви. И поскольку погасить интерес к окружающим человека явлениям нельзя даже в самую черную пору, а истинная наука, особенно в период накопления фактов, требует мира, толковать картину мироздания, едва ли не единолично, принялись церковники. На много лет вперед научные трактаты уступили место псевдонаучным измышлениям, толкующим мир с позиций мифов священного писания. Судьба, уже знакомая нам по Европе в начале мрачного средневековья.
В XV веке появился на Московской Руси перевод сочинения Козьмы Индикоплова под названием «Книга о Христе, обнимающа весь мир». В течение XVI и XVII столетий списки этой книги множились и расходились не только по монастырям, но и по рукам частных лиц. Взгляды, изложенные в сочинении Козьмы, «отрицающие закономерность в природе и выдвигающие в управление его личное начало, — как пишет профессор Б.Е. Райков, — пришлись по вкусу Московской Руси XV—XVI веков, пропитанной церковным духом, и пустили в ней глубокие корни».
Еще раньше сочинения Козьмы Индикоплова проникла на Русь ветхозаветная история сотворения мира, изложенная в «Толковой Палее». Составитель этого сборника неизвестен. Но в него вошли отрывки из сочинений самых разнообразных древних авторов и из сочинений византийских писателей. А начинается сборник Шестодневом, то есть библейской историей сотворения мира за шесть дней. Здесь же, соответственно каждому дню, даются сведения о географии, животном и растительном мире, о строении Земли и Вселенной. По мнению «Палеи», Земля, конечно, плоская. Выдумка о шарообразности Земли принадлежит нечестивцам, которые строили во время вавилонского столпотворения высокую башню. Оттуда, с вершины постройки, им-де и показалось: Земля кругла. «Палея» тоже учит, что над Землей находится твердь, которая получилась из льда — отвердевших на холоде небесных вод. Твердь уменьшает жар Солнца, Луны и звезд. Дальше идет описание планет, названных греческими именами, которые приводятся в движение ангелами.
В общем, в «Толковой Палее» можно разглядеть знакомое уже нам учение и схему Аристотеля, приспособленные к христианскому учению. Но если учение Аристотеля для своего времени было последним словом науки, то искаженные отрывки, составившие библейскую картину, в XV веке характеризовали собой уже полное невежество.
Постепенно, несмотря на церковную поддержку, византийское мировоззрение перестает удовлетворять любознательность русского читателя. И тогда наряду с рукописными книгами восточного происхождения начинают проникать к нам с Запада переводы и переделки с латинского языка, с немецкого, с польского. Так, наравне с библейскими вымыслами «Палеи» и Козьмы Индикоплова знакомятся русские читатели со взглядами Аристотеля и других философов, толкованием и перетолковыванием идей которых занимались западные схоласты. Конечно, церковь не одобряла этих сочинений. И тем не менее они получили весьма широкое распространение. В XVI веке появилась у нас книга под названием «Луцидариус» — нечто вроде краткого курса мироведения и географии, составленного в занимательной форме вопросов и ответов.
Начинается «Луцидариус» изложением вопроса о сотворении мира и устройстве Вселенной.
«Учитель рече — Мир сей около облиян водами, сиречь морем венделским по округа... а земля в водах морских силою божию устроена посреде и плавает на воде, яко желток в яйце, но не может двинутися, понеже ни на чем же стоит...
Ученик вопроси — Како земля ни на чем, а не може колебатися, сие мя ужасает слово.
Учитель рече — Посему разумей — Богу вся суть возможно... тако разумей и о земле; како стоит ни на чем: и никто ея не держит, кроме силы божией — и вправду мир сей кругол».
Здесь мы видим прямое утверждение шарообразности Земли. Далее учитель рассказывает ученику о том, что на обратной стороне Земли тоже живут люди и они не падают с нее, хоть и ходят кверху ногами, ибо «держит их сила божия». Вообще ссылки на божественное участие здорово выручали древних писателей. Учитель рассказывает ученику о трех небесах: о первом, простирающемся от Земли до Луны, о втором — от Луны до звезд и о третьем — самом верхнем, которое служит седалищем бога.
Так в сочинении Козьмы Индикоплова доказывалась невозможность существования антиподов
В «Луцидариусе» описываются тоже семь планет и добавляется, что это по количеству дней в неделе. Там же разбирается вопрос о происхождении мира и прямо говорится, что мир произошел из хаоса «слиянием вещей». В хаосе слиты четыре элемента Аристотеля: огонь, воздух, земля и вода.
И когда все эти элементы выделились из хаоса, мир был сотворен.
Происхождение мира без божественного участия особенно расстраивало деятелей православной церкви. И они считали «Луцидариус» книгой безбожной. Церковники всеми силами пытались уменьшить западное влияние на просвещение Руси, посеять недоверие к «елинским философам» и обратить взоры российских грамотеев к византийским книгам. Так, еще в XVI веке наметилась в Московском государстве борьба между двумя направлениями: восточным — византийским и западным — латинским. Оба они одинаково проповедовали геоцентрическую систему. Но тем не менее между ними была очень большая разница. И если византийское направление, опирающееся на авторитет библии, мы смело можем назвать догматическим, то латинское содержало в себе возможности прогресса, признавая самодвижение небесных сфер и отрицая участие бога в происхождении мира.
«Братие, не высокомудрствуйте, — призывали отцы православной церкви, — но во смирении пребывайте». Однако русские грамотеи, обнаружившие, что, кроме церковной «правды», существует и другая, смиряться не хотели.
|