|
«Зерцало естествозрительное» и Брюсов календарь
В конце XVII века в Москве было основано первое высшее учебное заведение на Московской Руси — Московская академия. Образованные монахи преподавали науки на латинском языке. Срок обучения был неопределенным. В любом из восьми обязательных классов ученики могли «сидеть» по нескольку лет. Известны случаи, когда из академии выходили, проучившись лет двадцать...
Тем не менее, из стен этого старейшего высшего учебного заведения, учрежденного по образцу Киевской академии, вышли замечательные русские просветители, ученые и государственные деятели.
Даже в то предрассветное время, не озаренное еще гением Михаила Ломоносова, не в одних монастырях да среди иноземных специалистов развивалась наука Все громче звучали голоса тех, кто тянулся к знаниям и жаждал перемен. Даже среди такого консервативного слоя, как купечество российское, встречались прогрессивно настроенные люди.
Жил, например, в Москве купец крашенинного ряда Иван, Иванов сын, по прозванию Короткий — «человек умный и торговец знатный, и летами не старый». В 1698 году заказал он для себя перевод с греческого учебника риторики. А позже дал деньги на издание философского учебника, который появился под названием: «Зерцало естествозрительное». Это был едва ли не первый на русском языке систематический курс учения о природе. А ведь издание книг прибылей не принесло!
В 1706 году в Москве с медной гравировальной доски был отпечатан большой лист с картой звезд на небе обоих полушарий. По углам карты расположились чертежи четырех систем мира с изображениями их творцов: «Птоломея, Тихобрахе, Дескарта и Коперника». Рядом, по бокам, шли вирши, поясняющие каждую систему. При этом о Птолемее было написано следующее:
Птоломей систему или свет предлагает,
В ней же землю посреди небес утверждает,
Прочее убо о планетах рассуждает —
Их же кажду на своём небе поставляет,
О земле рассуждает недвижимой быти,
А планетам окрест движение творити.
Об остальных системах стихи были также беспристрастными. Читателям, словно на выбор, представлялись четыре равноправных взгляда на мир. О системе Коперника говорилось так:
Коперник общую систему являет,
Солнце в середине всея мира утверждает,
Мнит движимой земле на четвертом небе быть,
А Луне окрест ея движение творить,
Солнцу из центра мира лучи простирати,
О убо землю, луну и звезды освещати.
Авторами и издателями этого листа были два соратника Петра I: прославленный Яков Брюс и один из образованнейших людей того времени, великолепный рисовальщик и гравер Василий Киприянов.
Способный юноша из мещанского сословия, взят был Василий из семьи и указом царя Петра I определен к навигацкому делу. Выучившись, Киприянов становится начальником типографии гражданских книг, служит библиотекарем московской навигацкой школы, пишет, рисует, сам гравирует и издает пособия для петровских навигаторов. Перу Василия Киприянова принадлежат многие математические и астрономические труды, наставления и учебные пособия. Имя этого широко образованного деятеля Петровской эпохи незаслуженно забыто историей отечественной науки. А его главнейшая работа — знаменитый Брюсов календарь на сто лет, вышедший впервые в 1709 году, долгое время даже приписывался другому автору, а именно — Якову Брюсу. Этот календарь, ставший впоследствии образцом для всех подобных изданий, впервые был составлен и отгравирован на меди в 1709 году Василием Киприяновым и его ближайшим помощником Алексеем Ростовцевым. Полностью календарь был издан за шесть лет, начиная с 1709 по 1715 год. Причем, последний его лист был отпечатан, по-видимому, еще позже. Даты выпуска на нем нет.
Что же представляет собой Брюсов календарь и чем он был столь знаменит? Первый лист, или первая часть, календаря посвящался целиком астрономическим сведениям. Во второй части, выпущенной через полгода, были напечатаны святцы — длинный список святых и церковных праздников, следующих в календарном порядке. Это и был, собственно, календарь. Там же помещались различные церковные справки. Третья и последующие части календаря содержали предсказания погоды по фазам Луны и положениям планет относительно знаков зодиака. Согласно календарю, каждые 19 лет погода повторялась, потому что каждые 19 лет одни и те же фазы Луны, такие, как полнолуние, новолуние и т. д., приходились на одни и те же числа месяца.
Мало того, что Брюсов календарь «предсказывал» погоду. Он содержал таблицы, по которым читатель мог рассчитывать наиболее благоприятное время, когда «кровь пущать, сев начинать, баталию творить, брак иметь» и даже «мыслить почать». Календарь давал возможность вычислить, когда, в какое время надобно «чины и достоинства воспринимать, долги платити, чтоб обсуждения не было, прение начати и в нем причины искати...» Конечно, все эти сведения никакого научного значения не имели. Многие понимали это. Тем не менее, календарь пользовался огромной популярностью в России вплоть до нашего столетия.
В 1720 году молодой русский ученый-математик и астроном Александр Изволов составил Санкт-Петербургский календарь, в который сознательно не включил никаких астрологических предсказаний. Сделал он это, как писал сам, «не по неведению», а потому, что «господа астрологисты сочиняют предсказания только ради получения побольше денег».
Но еще слишком сильно было влияние астрологии. Слишком крепко держала она в плену души человеческие. И календарь Изволова так и остался в рукописи.
Яков Вилимович Брюс родился в 1670 году, по одним сведениям — в Москве, по другим — во Пскове, в семье эмигрировавшего в Россию шотландца. Получив прекрасное домашнее образование, Яков с малых лет пристрастился к наукам естественным и математическим. Записанный с детских лет вместе со старшим братом в петровские «потешные войска», он стал неразлучным спутником молодого царя, участвовал во многих походах и баталиях, был вместе с Петром в Голландии. Брюс составлял карты и по воле Петра провел год в Англии, где под руководством английских ученых занимался главным образом математикой и астрономией. Возвратившись в Россию, Брюс фактически не только руководил, но и выполнял сам большую часть научных работ, настолько их еще было немного, а также следил за переводами и изданием научных книг. Он был, несомненно, человеком выдающимся, сочетавшим в себе качества инженера и ученого, географа, астронома и математика. Кроме того, Яков Вилимович знал несколько иностранных языков и перевел на русский книгу Гюйгенса «Космотеорос», всячески способствуя пропаганде Коперниковой системы. Книга эта под названием «Книга мирозрения или мнения о небесноземных глобусах и их украшениях» вышла в Петербурге в 1717 году. Среди историков существует предположение, что предисловие к этому труду редактировал и выправлял сам Петр. Написано оно, правда, в чрезвычайно осторожных выражениях, чтобы революционные идеи не отпугнули от книги робкого православного читателя, послушного церкви.
Брюс много занимался астрономией и был весьма сведущ в этом предмете. До сего дня сохранились его письма к царю, в которых он дает наставления, как производить наблюдения небесных явлений. Под конец жизни Яков Вилимович удалился от дел и, занимаясь исключительно наукой, жил в своем селе Глинках под Москвой, довольно часто наезжая в столицу. И тогда в верхних окнах Сухаревой башни всю ночь мерцал свет. Там находилась обсерватория московских адмиралтейских школ, в которой Яков Брюс занимался астрономическими наблюдениями... А люди, глядя на единственное освещенное окно во всей Москве, крестились. Со страхом слушали нелепые рассказы о том, как «чернокнижник Брюс сделал куклу железную в человеческий рост и научил ее ходить и говорить, и лишь недоставало в ней души, чтобы признать ее за человека...»
В 1735 году, завещав свою библиотеку и кабинет «куриозных вещей» кунсткамере Академии наук, Яков Вилимович Брюс скончался.
К сожалению, до сих пор не написана подробная история борьбы русского просвещения против суеверий, нет и полной истории отечественной науки. Но несомненно, что время этих трудных книг придет. И тогда читатели получат захватывающе-увлекательное повествование о делах и борьбе за правду многих замечательных русских ученых людей, имена которых до сей поры находятся в забвении.
|