|
В школе халдейского мага
Сохранились рассказы о том, что примерно лет за триста до начала нашей эры вавилонский жрец Берос основал в греческом городе Косе первую школу, в которой объяснял тайны халдейской «науки» — астрологии. Так называли раньше гадание и предсказание судьбы по звездам.
У греков сначала собственных астрологов не было, и они пользовались услугами чужеземцев, которых называли халдеями. Это название вовсе не означает, что один лишь Вавилон снабжал Древнюю Грецию звездочетами и прорицателями. Эллинская астрология была одинаково обязана своим происхождением как берегам Евфрата, так и Нила. Но между соперниками была некоторая разница. Египтяне главное внимание уделяли неподвижным звездам. Каждый день, даже каждый час, считали они, находится под покровительством какого-нибудь созвездия. А следовательно, и человек, родившийся в определенное время, автоматически получал себе звездного покровителя со всеми его возможностями. А возможности были разные. Одни созвездия должны были наделять своих подопечных добрым, великодушным и смелым характером, другие давали непостоянство и робость...
Древний арабский зодиак
Халдеи неподвижными звездами интересовались мало. Их внимание привлекали пять небесных светил, самых ярких и заметных на небе, которые непрерывно перемещались из одного созвездия в другое. Каждый вечер в одно и то же время такое светило можно было видеть на новом месте. При этом движения светил казались совершенно хаотичными. Например, какое-нибудь из них могло в течение нескольких вечеров медленно пробираться на восток среди неподвижных звезд, и вдруг — стоп! Будто вспомнив что-то или разглядев на Земле непорядок, капризный огонек останавливался на недельку, потом начинал пятиться назад, снова останавливался и, словно желая наверстать упущенное время, стремглав бросался к востоку... Никакими причинами невозможно было объяснить эти прыжки и повороты. Никаким способом нельзя было предугадать, где, в каком созвездии произойдет остановка и куда дальше двинется своенравная звезда. «Уж не колдовство ли это, — думали наблюдатели, — или это огненные письмена, предсказывающие судьбы народам и царям, и надо только научиться читать их?..»
Постепенно среди наблюдателей появились люди, которые брались именно в таком смысле толковать движения блуждающих светил, объясняя желающим судьбу. Понемногу блуждающие звезды стали в сознании людей заведовать некоторыми аспектами земной жизни. Сначала «управляли» временами года. Насылали дожди и засуху, ветры и бури, предсказывали урожай. Потом стали нести ответственность за голод и болезни, войны и успехи в торговле. Наконец, особо предприимчивые люди стали обращаться к звездам, чтобы испросить себе успеха в карьере, в судебной тяжбе, удачи в женитьбе, помощи в рождении ребенка. Скоро небо стало ведать всем: прошлым, настоящим и будущим...
Ну, а поскольку люди никогда не были равнодушны к собственной судьбе, то они стали еще тщательнее изучать небо. Так суеверия и заблуждения астрологии стали питать истинную науку астрономию, способствуя ее дальнейшему развитию.
В Вавилонии, или Халдее, блуждающие звезды называли «переводчиками», потому что они якобы переводили волю богов на язык, доступный жрецам и предсказателям. В Греции за ними оставили название «блуждающих», что на языке Древней Эллады звучало как «планетос». Отсюда и пошло название для блуждающих звезд — планеты. Всего в небесном хозяйстве астрологов насчитывалось семь планет: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Священное число семь особенно почиталось в Вавилоне.
Древние наблюдатели давно заметили, что звездное небо поворачивается вокруг своей оси немножко быстрее, чем Солнце облетает Землю. Разница небольшая, по нашим часам за сутки — немного меньше четырех минут. Но из-за нее казалось, что Солнце непрерывно скользит на фоне звезд, переходя в течение года из одного созвездия в другое. За 365 дней таких минут набегало ровно на двадцать четыре часа. То есть за год разница составляла целый оборот. Круг движения Солнца замыкался. Жрецов очень интересовало: по каким созвездиям плавает лодка бога Ра? Но когда лучезарное Солнце на небе, скромных звезд не видно. И вот за толстыми стенами храмов на бронзовые, искусно выкованные полушария небесного глобуса жрецы наносят точки, обозначающие места звезд на небе. Каждую полночь рука жреца отмечает на глобусе место полуденного Солнца. Целый год продолжается кропотливая работа. Но зато картина превосходит все ожидания. Годовая солнечная дорога оказывается наклоненной к небесному экватору. И жрецы понимают: потому-то и меняется высота подъема дневного светила зимой и летом. Потому и меняются времена года на Земле.
Путь Солнца по зодиакальным созвездиям
Со временем путь Солнца среди звезд назвали эклиптикой. А широкую полосу, которую занимают созвездия в окрестностях эклиптики, — поясом зодиака. Дело в том, что семь из двенадцати созвездий, по которым пролегает эклиптика, носят имена животных. Животные же по-гречески — зоон. Так и получился зодиак — звериный круг.
На наших рисунках вы можете увидеть древние знаки зодиака разных народов. Ну а поскольку современность тоже вмешивается в наш рассказ, последний рисунок показывает перемещение Солнца по зодиакальным созвездиям с современной точки зрения. Теперь уже не Солнце облетает неподвижную Землю, а, наоборот, Земля летает вокруг Солнца. При этом, в зависимости от положения нашей планеты на орбите, Солнце проектируется на ту или иную часть небесной сферы — на то или иное созвездие зодиака.
Итак, мы с вами познакомились с тремя великими причинами, побуждавшими наших предков наблюдать звезды.
Первая — необходимость измерять время и вести летоисчисление.
Вторая — необходимость ориентироваться на незнакомой местности, в морях и пустынях отыскивать правильную дорогу.
Третья — забота о своей судьбе. Эта последняя причина привела к созданию ложной «науки» — астрологии.
Если хочешь стать звездочетом — учи эти знаки! Можно, конечно, их и не учить, но тогда всегда придется таскать с собой целую кипу астрономических справочников
Однако даже в то апокрифическое время, о котором идет речь, кроме трех указанных причин, существовала еще одна, о которой пока не было сказано ни слова, но которой посвящена вся наша книга. Эта причина заключается в любознательности, в стремлении человека разобраться в причинах наблюдаемых явлений и в конечном счете поставить их себе на службу.
Любознательность и практическая необходимость породили астрономию — мудрую мать точных наук. Ей и будут посвящены все остальные главы этой книги.
|