|
4. Распространение в XVIII в. материалистических идей об устройстве вселенной и разработка истории астрономии
В то время как в Академии наук русские ученые развивали подлинную астрономическую науку, основанную трудами Коперника, Галилея и Ньютона, русское общество, живо интересовавшееся наукой о мироздании, встречало немало препятствий к удовлетворению своих запросов.
Однако для широкой популяризации наиболее важных научных вопросов Академия наук уже в самом начале своей деятельности начала издавать журнал «Комментарии». Академики выступали и с публичными докладами. В этой деятельности Академии большое внимание уделялось и узловым вопросам астрономии.
Выдающийся математик Д. Бернулли в 1728 г. выступил со смелой речью в защиту теории Коперника. Он утверждал, что из всех систем мира со священным писанием согласуется только система Козьмы Индикоплова, считавшего Землю плоской, а небо — колпаком, ее прикрывающим. В выступлении Бернулли смело проводилась мысль, что вмешательство церкви в решение астрономических вопросов является попыткой с негодными средствами, обреченной на неудачу; свое выступление Бернулли закончил словами: «Времена, когда нельзя было, не впадая в ересь, сказать, что Земля кругла, что существуют антиподы, что Земля движется — отнюдь не заслуживают похвал, а тем более не заслуживают их люди, которые обнаружили так много ложного усердия в преследованиях за эти взгляды».
Вместе с Бернулли с речью выступил и Делиль, также отстаивавший учение Коперника, хотя и в более осторожных тонах.
Но когда встал вопрос об издании докладов Д. Бернулли и Делиля, произнесенных на французском языке, в переводе на русский язык, этому воспротивилось академическое начальство, боявшееся препятствий со стороны православного Синода. Враждебное отношение православной церкви к учению Коперника было известно, а влияние ее, особенно в вопросах просвещения, резко усилилось после смерти Петра I и не встретило сопротивления при его преемниках. Поэтому и другие академики предпочитали выступать с такими популярными лекциями, темы которых не затрагивали вопросов мировоззрения.
В 1730 г. известный писатель-сатирик А.Д. Кантемир перевел на русский язык уже известную в Западной Европе книгу Фонтенелля, вышедшую в Париже в 1686 г. Книга называлась «Разговоры о множественности миров». В увлекательной художественной форме излагая новейшие астрономические данные того времени, автор смело фантазировал о том, что все планеты (и даже Солнце) должны быть населены существами, характер которых соответствует той роли, которую бог, чьим именем была названа данная планета, играл в греческой мифологии. При недостаточной научной обоснованности этих предположений книга Фонтенелля, привлекавшая читателей своей формой изложения, имела прогрессивное значение, так как популяризировала учение Коперника и смелую идею о множестве обитаемых миров, за пропаганду которой менее чем за столетие перед тем мученически погиб Джордано Бруно. Эти идеи шли настолько вразрез с религиозным, церковным мировоззрением, что эту книгу в России долго не решались издать, и она вышла в свет только в 1740 г.
Через 17 лет после выхода этой книги Синод официально признал ее противной церковным догмам и добился ее запрещения. Наличные экземпляры ее даже отбирали у владельцев. На защиту книги Фонтенелля встал Ломоносов и в конце концов добился того, что в 1761 г. книга эта в том же переводе Кантемира вышла в свет вторым изданием.
Смело борясь с влиянием церкви в области просвещения, Ломоносов дерзал открыто порицать и высмеивать духовенство за его реакционность и невежество, требовал свободы для широкого развития науки и устранения идеологического гнета церкви. Известно шутливое стихотворение Ломоносова, в котором излагается спор между коперниканцем и приверженцем освященной церковью птолемеевой системы. Спор разрешается поваром, утверждающим, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, так как никто не стал бы вращать очаг (т. е. Солнце) вокруг жаркого (Земли).
Успешная борьба Ломоносова за распространение правильных, материалистических знаний вдохновила и других передовых деятелей просвещения этой эпохи. Так, Богданович перевел на русский язык и издал в 1779—1781 гг. сочинение француза Монтюкла «История математических знаний», из которого русские читатели ближе узнали о борьбе западной церкви с коперниканством, о суде над Галилеем и пр. Появились и другие пропагандисты материалистического мировоззрения, хотя и прикрытого иногда такой формой, которая ослабляла формальные поводы для нападок духовенства. Важным фактором было то, что правительство в XVIII в. не могло обойтись без содействия науки вообще и Академии в частности, а потому вынуждено было смотреть сквозь пальцы на опасные для веры материалистические взгляды ряда выдающихся ученых. Духовенство жаловалось на Ломоносова и его последователей, чинило им разные затруднения, но, не обладая такой властью, как средневековая католическая церковь, не смогло значительно задержать движение науки и просвещения вперед. Правительство же заботилось лишь о том, чтобы это просвещение не распространялось в широкие народные массы.
Уже к концу XVIII в. в учебниках по географии и физике стало появляться изложение теории Коперника. С этого времени церковь в России практически прекратила борьбу с коперниканством и стала приспособляться к новым условиям.
Платон Яковлевич Гамалея (1766—1817)
В эту же эпоху появились и первые отечественные труды по истории астрономии, написанные академиком П.Б. Иноходцевым (1742—1806). Сын солдата Преображенского полка, он был учеником академиков — астронома С.Я. Румовского и математика С.К. Котельникова — и потом был на два года отправлен за границу, в 1768 г. П.Б. Иноходцев стал адъюнктом астрономии. О его астрономическо-геодезической деятельности будет сказано дальше. В 1779 г. он напечатал статью «О древности, изобретателях и первых началах астрономии», а в 1787 и 1788 гг. — работу «Об Александрийском училище и предшествовавших Иппарху астрономах». В этих трудах Иноходцев связывал возникновение и развитие астрономии с практическими потребностями людей, отмечал косность египетской астрономии и высоко ставил Аристарха как ученого, который еще в III в. до н. э. приблизился к правильному пониманию устройства вселенной и ее масштабов. Суждения Иноходцева по многим вопросам истории науки были весьма прогрессивными для его эпохи, и его сочинения, частично переизданные в 1790 г., оказали влияние на его современников. Иноходцев вместе с другими академиками участвовал под руководством Румовского в переводе на русский язык «Естественной истории» Бюффона и трудов Эйлера.
Дальнейшим этапом в изучении истории астрономии в России явился труд П.Я. Гамалея (1766—1817), вышедший в 1809 г. в Петербурге под названием «Сокращенная история астрономии». Гамалея, морской офицер, был выдающимся педагогом Морского корпуса, автором капитальных трудов по морскому делу и в 1801 г. был избран почетным членом Академии наук. Как и Иноходцев, он считал астрономию возникшей из практических потребностей людей и критически отнесся к фантазиям французского историка астрономии Бальи, строившего необоснованные догадки о древнейшей астрономии.
Гамалея высоко оценивал заслуги узбекского астронома Улугбека и его школы и подчеркивал, что подлинная наука, начало которой было положено Коперником, развивалась в борьбе с реакционной церковью. Гамалея не оставляет без внимания труды отечественных ученых и освещает их в своей книге. Пожалуй, именно он впервые ознакомил широкие круги русских читателей с материалистической гипотезой происхождения солнечной системы Лапласа, опубликованной в книге Лапласа «Изложение системы мира», вышедшей в 1796 г. Гамалея рассмотрел также космогоническую гипотезу Бюффона и гипотезу Ланселена, считавшего, что планеты возникли из кусков огненно-жидкого вещества, выброшенного Солнцем при вулканическом взрыве. В своей книге Гамалея утверждал бесконечность вселенной и множественность обитаемых миров. Его внимание к вопросам космогонии, вероятно, связано с выходом к тому времени в свет трудов И.Д. Ертова, одного из талантливых ученых-самоучек, которыми была так богата Россия и труды которых были незаслуженно забыты. О трудах Ертова мы скажем дальше.
|