Зарождение астрономии в России
Сотни лет назад в древней Руси особенной популярностью пользовалась система мира, созданная в VI веке византийским монахом Козьмой Индикопловым. Он предполагал, что Земля — главная часть вселенной, имеющая форму прямоугольника, омывается океаном, а по четырем ее сторонам возвышаются отвесные стены, на которые опирается хрустальный небосвод. По учению Козьмы, все небесные светила приводятся в движение ангелами и созданы для освещения и обогревания Земли.
Мировоззрение Козьмы Индикоплова было геоцентрическим мировоззрением (слово «ге» значит «земля»), так как основным его положением было утверждение, что Земля — центр всей вселенной.
Это наивное антинаучное представление о мире поддерживалось церковью, так как и по библейскому учению Земля — это средоточие мира, а человек — «венец творения».
Наряду с этим на Руси в XIV—XV веках получила развитие занесенная с Запада лженаука — астрология.
Астрологи утверждали, что небесные светила могут оказывать влияние на судьбу людей. По наблюдениям небесных светил они брались составлять так называемые гороскопы, т. е. предсказания о будущей жизни того или иного человека.
Однако вместе с тем еще в XI столетии на территории современной Узбекской ССР впервые в нашей стране зародилась научная астрономия.
Знаменитый Хорезмский ученый Аль-Бируни (973—1048) разработал новый оригинальный способ определения длины окружности земного шара, который дал возможность получить результаты, весьма близкие к современным. Им же подробно описано явление сумерек и зодиакального света. За много веков до Коперника Аль-Бируни высказал смелые идеи о возможности движения Земли, что свидетельствует о гениальности и смелости мысли этого великого узбекского ученого.
Позднее, в XV в., Улуг-Бег (1394—1449) построил в Самарканде (1420 г.) одну из крупнейших обсерваторий того времени. Эта обсерватория была оборудована весьма точными астрономическими измерительными инструментами.
Улуг-Бег был опытным наблюдателем, и одной из его важнейших заслуг является создание обширного звездного каталога, включающего в себя многие сотни звезд. Положения звезд на небе указаны в этом каталоге с необычайной для того времени точностью (до минут дуги), значительно превышающей точность последующих наблюдений Коперника и других астрономов. Кроме этого, Улуг-Бег обнародовал новые планетные таблицы, в которых указывались положения на небе планет на большой период времени.
В XVII столетии в Россию проникает передовое коперниканское мировоззрение. Известный русский просветитель того времени Епифаний Славинецкий в 1657 году опубликовал первое на русском языке переводное сочинение под названием «Зерцало всея вселенныя», где излагалось прогрессивное учение великого славянского ученого Николая Коперника (1473—1543).
Согласно этому учению, Земля — это не центр мира, а рядовая планета, обращающаяся вокруг Солнца. Пламенный последователь Коперника мученик науки Джордано Бруно (1548—1600), развивая далее его учение, высказал гениальные догадки о том, что каждая звезда — это далекое солнце, подобное нашему, что вокруг многих из этих солнц кружатся планеты, населенные, как и Земля, мыслящими существами.
Учение Коперника и его последователей полностью противоречило догматам православной церкви. Вот почему православная церковь весьма враждебно отнеслась к пропаганде коперниканства на Руси.
Вселенная по представлению Козьмы Индикоплова.
В России, в эпоху петровских преобразований, вместе с общим ростом культуры коперниканство стало широко распространяться и на смену прежних наивных религиозных представлений пришло новое научное мировоззрение.
Петр I всячески способствовал распространению астрономических знаний в России. По его инициативе в Москве, в Сухаревой башне, были созданы в 1700 году «навигацкая школа», готовившая офицеров для русского флота, и первая в России астрономическая обсерватория. Петр, интересуясь астрономией, неоднократно сам производил астрономические наблюдения. Его наставником в области астрономии был один из ученейших людей того времени Яков Брюс (1670—1735).
Брюс был не только сторонником учения Коперника, но и его пропагандистом. В те годы большой популярностью на Западе пользовалась книга известного астронома Христиана Гюйгенса «Космотеорос», в которой автор весьма понятным и простым языком излагает учение Коперника. В отличие от других авторов этой эпохи, Гюйгенс, будучи крупным астрономом, открывшим кольцо и спутников планеты Сатурн, смело и горячо защищает учение Коперника, опровергая его противников. В этой же книге излагаются идеи Джордано Бруно о многочисленности обитаемых миров. Книга Гюйгенса вышла в переводе Брюса в 1717 г. под названием «Книга мировоззрения или мнение о небесноземных глобусах и их украшениях». Снабженная предисловием, редактированным Петром I, эта книга значительно способствовала распространению учения Коперника в широких слоях русского общества. В заслугу Брюсу следует поставить также и то, что он, с согласия Петра, впервые в России начал систематически издавать астрономический календарь, в котором давались различные сведения астрономического характера.
Однако Брюс, как и Петр, не были простыми пропагандистами Коперникова учения. Они живо интересовались всеми новейшими достижениями астрономии и сами производили астрономические наблюдения с исследовательской целью. Сохранившаяся до наших дней переписка Брюса с Петром свидетельствует о том, что Петр и Брюс наблюдали Солнце, Луну, планеты и в особенности солнечные и лунные затмения.
Весьма интересны наблюдения Брюса над солнечными пятнами, которые показали, что в конце XVII и начале XVIII столетия число солнечных пятен было очень мало; этот результат и в наши дни имеет научное значение.
В годы царствования Петра в России появился и первый планетарий, прообраз современного Московского планетария. Это был огромный металлический глобус, внутри которого могли помещаться до 10 человек. Внешняя сторона его изображала земной шар, а внутренняя — небо с созвездиями обоих полушарий, причем звезды изображались позолоченными гвоздиками. Весь шар особыми механизмами приводился в движение, и наблюдатели внутри него могли наблюдать движение звезд. Этот первый планетарий был установлен в Петербурге и служил делу пропаганды астрономических знаний.
Пропаганда коперниканского учения, хотя и поддержанная правительством Петра, встретила сопротивление со стороны реакционной части русского общества. Сторонники русской старины и православия, противящиеся петровским реформам, сразу раскусили атеистический, безбожный характер нового мировоззрения, и один из ярых защитников церковного мировоззрения характеризовал учение «проклятого Коперника, богу суперника», как «умственный разврат», приводящий к «духовной погибели».
Но сопротивление церковников не остановило распространения в России нового прогрессивного мировоззрения. Созданные Петром Академия наук с обсерваторией стали центром научной пропаганды в России, в частности пропаганды научных астрономических знаний.
Роль Петра I и Якова Брюса в распространении астрономических знаний в России в начале XVII столетия настолько велика, что мы их по праву можем считать первыми русскими астрономами.
|