Материалы по истории астрономии

Предисловие автора

Огромный прогресс в углублении астрономических знаний и совершенствовании методов исследования различных небесных тел, в значительной степени состоялся благодаря методам и идеям из других областей науки.

Вместе с тем все признают, хотя и часто забывают о том, что знание даже элементарной астрономии может оказать значительную помощь тем, кто занимается другими областями науки; иными словами, астрономия отнюдь не остается в долгу. Среди этих областей, разумеется, и та, что изучает первые попытки человека осознать смысл и явления окружающей его Вселенной, прежде чем в его распоряжении оказались какие-либо научные методы, прежде чем у него зародились идеи о происхождении и становлении всех вещей и явлений.

Храм Амона-Ра, вид из святилища на место заката в летнее солнцестояние (фотография сделана автором)

В данной книге я намерен рассказать о попытках, которые предпринимал, стараясь разобраться, можно ли составить какие-либо представления о взглядах древних египтян на астрономию из изучения египетских храмов и мифологии разных культов.

Постараюсь объяснить, как я пришел к этому предмету.

Так случилось, что однажды весной я отправился провести короткий отпуск в Леванте. Компанию мне составил хороший друг, и как-то раз, когда мы посещали руины Парфенона, и потом в храме в Элевсине он одолжил мне свой карманный компас. Странная ориентация Парфенона и многочисленные изменения ориентации фундаментов в Элевсине, обнаруженные французами при раскопках, настолько поразили и озадачили меня, что я посчитал нужным заметить направление по компасу и выяснить, можно ли с точки зрения астрономии как-то объяснить, откуда взялось упомянутое направление храма и изменения фундаментов. Мне тут же пришел на ум известный факт, что в Англии восточные окна церквей — если они верно построены, — как правило, выходят в направлении восхода солнца в день их небесного покровителя; вот, например, почему церкви Святого Иоанна Крестителя смотрят почти точно на северо-восток. Это направление в сторону восходящего солнца лежит в основе общепринятого термина «ориентация»1, который мы так же часто применяем и к другим зданиям, направленным на запад, север или юг. Словом, если это всего лишь пережиток древних времен, мне показалось важным установить те небесные тела, на которые ориентированы древние храмы.

По возвращении домой я постарался выяснить, насколько разработана эта тема. Я донимал расспросами своих друзей-археологов, а также, насколько мог, изучил книги. В результате оказалось, что этот вопрос не рассматривался не только в отношении древних египетских храмов, но и едва ли даже в отношении церквей в других странах, кроме Англии и Германии.

Я решил взяться за исследование этой темы, тем более что его можно было произвести не выходя из дома. Поскольку египетские храмы и их ориентация, как хорошо известно, были самым внимательным образом исследованы французской экспедицией в 1798 году и прусской в 1844 году, я решил разобраться, нельзя ли почерпнуть какие-то общие сведения по этой теме из их открытий. Вскоре я обнаружил, что, хотя ни французы, ни немцы, как видно, не обратили внимания на возможные астрономические концепции строителей храмов, все же подобные соображения явно сыграли роль в выборе направления, в котором построены эти храмы.

Как-то я получил очень любезное письмо от одного из слушателей моих лекций, где говорилось, что, по рассказу одного его друга, профессор Ниссен в Германии опубликовал несколько сочинений об ориентации древних храмов. Я сразу же их выписал. Еще не успев эти материалы получить, я поехал в Египет, чтобы на месте разобраться относительно некоторых вопросов, требовавших уточнения в связи с тем, что, когда ориентация была установлена и записана, еще не было известно, пригодится ли она для чего-нибудь, и некоторые данные, необходимые для моего исследования, отсутствовали. В Каире я тоже побеспокоил своих друзей-археологов. Там мне сказали, что этот вопрос не изучался; что, насколько им известно, эта идея новая; у меня к тому же возникло подозрение, что они не сочли ее стоящей. Однако один из них — Бругш-бей2 — очень заинтересовался темой и был так любезен, что просмотрел некоторые древние надписи и сказал мне, что нашел одну очень любопытную надпись об основании храма в Эдфу. Из этой надписи следовало, что идея не нова; ей, возможно, уже 6 тысяч лет. Потом я отправился вверх по реке и сделал некоторые наблюдения, которые укрепили меня во мнении, что в основе ориентации не только храма Эдфу, но и всех более крупных осмотренных храмов лежали астрономические идеи. Я вернулся в Англию и в течение нескольких дней после возвращения получил труды профессора Ниссена.

Я посчитал нужным рассказать об этих личных обстоятельствах, чтобы одновременно показать, как моя работа соотносится с работой профессора Ниссена, и отметить тот факт, что, насколько мне известно, честь первооткрывателя целиком принадлежит ему.

Когда я установил звезды, к которым направлены некоторые египетские храмы известных божеств, это, как я и предвидел, показало мне дорогу к изучению астрономических основ отдельных областей мифологии. В какой-то степени мне удалось выполнить это исследование, но его должен был проверить египтолог, а я не претендую на это звание. Вскоре даже такому дилетанту, как я, стало очевидно, что мифология пронизана астрономией и в ней выкристаллизовались древние идеи, возникшие из реальных наблюдений за солнцем, луной и звездами. Более того, по всей видимости, существовало две мифологии, представляющие две школы астрономической мысли.

Наконец, чтобы получить целостную картину, нужно было свести воедино сведения, полученные изо всех этих и других источников, в том числе древних египетских календарей, и сравнить выводы по Древней Вавилонии с теми выводами, которые можно сделать на основе египетских мифов и ориентации храмов.

Думаю, всем читателям этой книги понятно, что ее ограниченный объем позволил мне сделать лишь несколько предположений. Я даже не пытался до конца исчерпать какой-либо из небольшого набора поднятых вопросов; но если я хорошо сделал то, что сделал, то совершенно очевидно, что, если эти исследования продолжатся, потребуется проделать немалую работу.

Самое важное в этой будущей работе — безусловно, заново обследовать расположение храмов при помощи современных методов и инструментов. Затем астрономы должны составить таблицы восхода и захода звезд для периодов времени намного более древних, чем уже рассмотренные. Немецкое астрономическое общество опубликовало таблицу расположения многих звезд вплоть до 2000 года до н. э., но для целей нашего исследования нам необходимо вернуться в 7000 год до н. э. и включить в него южные звезды. Пока астрономы занимаются этим, египтологи, со своей стороны, должны просмотреть исторические свидетельства на предмет тех гипотез, которые лежат на поверхности исследования. Затем нужно свести вместе астрономические и сопутствующие мифологические данные. Одна часть такой работы подразумевает составление таблиц аналогов, как, например, таблицы богинь, на которые я буду ссылаться позже. Мне самому представляется, что эта работа на самом деле не так уж трудоемка, как может показаться из ее описания. В течение двух лет я пытался изучить этот вопрос, насколько позволило мне мое невежество, и пришел к мнению, что количество богов и богинь в итоге оказывается совсем небольшим и что кажущееся разнообразие мифологии обуславливается тотемизмом обитателей Нильской долины — под этим я имею в виду, что в каждом регионе у каждого обитающего там племени было свое тотемное животное и что каждый персонаж мифологии тем или иным образом должен быть связан с этими местными культами. Проделав эту работу, мы сможем попытаться найти ответ на вопросы, которые я лишь отважился задать.

Дж. Норман Локьер

Примечания

1. Ориентация — от лат. oriens — восходящий; имеется в виду восходящее солнце и вообще восток. (Примеч. пер.)

2. Бругш Генрих Карл — немецкий египтолог, в 1873 году получил от египетских властей титул бея и паши в 1881-м. (Примеч. пер.)

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку