|
Глава 1. Культ солнца и зари
Если мы зададимся вопросом, какие древние народы первыми начали развивать астрономию в какой бы то ни было форме, мы узнаем, что, по мнению большинства археологов, такими цивилизациями, насколько удалось установить на сегодняшний день, были цивилизации Нильской долины и соседних стран Западной Азии.
Имеющаяся информация об этих странах добыта из остатков тамошних городов, храмов — и даже, если речь о Вавилонии, обсерваторий и записей о наблюдениях. Исторических данных на папирусах у нас сравнительно немного.
Есть еще две цивилизации, не такие древние, как эти, но тоже до сих пор неустановленной древности, с которыми мы познакомились, прежде чем в своих поисках обнаружили сокровищницы Египта и Вавилонии. Эти цивилизации возникли в регионах, которые сейчас называются Китаем и Индией.
Что касается действительных источников информации, то эти две группы находятся в совершенно разных условиях; ибо, если говорить о Китае и Индии, у нас есть письменные документы, но — увы! — никаких памятников не вызывающей сомнения древности. Хотя в Индии по-прежнему сохранилось множество храмов, но, если положиться на авторитет профессора Макса Мюллера, они сравнительно недавней постройки.
В Египте прямо противоположная картина, поскольку тамошние памятники гораздо древнее любых письменных документов; памятники, свидетельствующие о более или менее установившейся цивилизации и познаниях в астрономии, и храмы религиозных культов, возведенные по астрономическим принципам, причем астрономы назывались «учителями небесных тайн».
В Египте мы уходим, по расчетам разных авторов, примерно на 6 или 7 тысяч лет назад. В Вавилонии письменные таблички уводят нас в темное прошлое не менее пятитысячелетней давности; но так называемые таблички с предзнаменованиями показывают, что наблюдения за затмениями и другими астрономическими феноменами велись еще за несколько тысяч лет до того. В Китае и Индии мы так же определенно возвращаемся на более чем 4 тысячи лет назад.
Что касается изучения текстов, будь то на бумаге или папирусе, на обожженной глине или вырезанных на камне, добытых археологами из всех этих источников, мы сразу же понимаем, что самые ранние наблюдения человека за небесными телами во всех упомянутых регионах можно разделить на три совершенно разные стадии. Я не хочу сказать, что эти стадии четко следуют друг за другом, а скорее, что в отдельный период одна стадия более развита, чем другая, и т. д.
Например, на первой стадии преобладают удивление и обожествление; на второй возникает потребность применить результаты наблюдений за светилами в двух направлениях: практическом — например, для составления календаря и счета лет и месяцев — и астрологическом.
Поскольку сейчас у нас есть результаты астрономических наблюдений в форме календарей, справочников и т. п., очень трудно и для большинства людей практически невозможно понять условия жизни народа лишь зарождающейся цивилизации и осознать потребности борьбы за существование в обществе, которое, по существу дела, было исключительно сельскохозяйственным. Лучше всего это получится у тех, кто хорошо знает, когда «пахать и сеять, жать и косить»; и единственным способом познания в древности было наблюдение за небесными телами. Именно это, а не случайное заселение обширной равнинной территории привело древнего человека к тому, что он стал задумываться об астрономических явлениях.
Конечно, при этом продолжалась стадия обожествления, и жрецы заботились о том, чтобы она как следует развивалась; и астрологическое направление мысли, о котором я только что сказал, постепенно переплеталось с ней, вероятно в интересах иного класса, не жреческого и не земледельческого.
Лишь относительно недавно — видимо, отнюдь не на первой стадии — какие-то наблюдения, связанные с небесными телами, стали производиться исключительно с целью получения знаний. Из открытий Штрассмайера и Эппинга следует, что этой стадии Вавилон достиг как минимум за 300 лет до н. э. и в то время там регулярно вычислялись будущие положения Луны и планет, причем с такой невероятной точностью, что их сразу же можно было применять на практике. Видимо, местоположения звезд были приближенно определены в Египте и Вавилонии примерно в одно и то же время.
Очень любопытно и интересно, что первая стадия, стадия обожествления, практически отсутствует в китайских анналах; самые ранние наблюдения в Китае говорят нам о том, что китайцы, будучи чрезвычайно практичными людьми, старались как можно больше использовать звезды для своих вполне приземленных целей.
В Вавилонии примечательно то, что с самого начала — насколько можно судить по письменным следам — знаком бога у вавилонян была звезда.
Ту же идею мы находим в Египте: в некоторых иероглифических текстах три звезды означают «боги».
Я уже отметил, что идеи древней индийской цивилизации, выкристаллизованные в священных книгах — Ведах, были известны нам задолго до того, как оказались расшифрованы египетские, вавилонские и ассирийские письменные свидетельства.
Однако нам уже известно достаточно, чтобы убедиться, что Веды могут дать нам представление об остатках идей, зародившихся в умах первых жителей Западной Азии — то есть территории между Средиземноморьем, Черным морем, Кавказом, Каспийским морем, Индом и водами, граничащими с южными берегами, — скажем, вплоть до мыса Коморин. Первыми обитателями этих земель можно считать египтян и вавилонян. Согласно Ленорману — и его поддерживают все лучшие ученые умы, — в этот регион в древнейшие времена вторглись народы из степей Северной Азии. Шаг за шагом они распространились на запад и восток. Сохранились странные разночтения в халдейских представлениях, уже известных по надписям, и тех, что дошли до нас в Ведах. Тем не менее мы находим солнечного бога1 и следующий гимн: «О Солнце, ты сияешь в самых глубинах неба. Ты отпираешь замки, что запирают высокие небеса. Ты открываешь небесные врата. О Солнце, ты обращаешь к земле свой лик. О Солнце, ты, словно мантию, раскидываешь над землей великолепие небес».
Давайте на минуту задумаемся, каковы были условия, в которых совершались первые наблюдения за звездами и Солнцем. Знаний еще не было, но было, как мы хорошо понимаем, много страха, благоговения и удивления. Тогда человек еще не владел инструментами, и у первых наблюдателей и глаза и разум были совсем не подготовлены. Более того, ночь им казалась почти смертью — работать невозможно, у них не было не то что электрического света, но и свечей; поэтому в отсутствие луны ночь царила, словно смерть, над всей землей. У нас нет необходимости углубляться, пытаясь поставить себя на место этих древних людей; нам достаточно только взглянуть на документы, они очень ясно говорят сами за себя.
Веды говорят подробно, но информация по этому конкретному вопросу из других регионов сравнительно скудна. Поэтому целесообразно начать с Индии, откуда явились первые откровения подобного рода. Макс Мюллер и другие ученые открыли перед нами безбрежное море интереснейших сведений, представляющих огромную важность для рассматриваемого нами предмета.
Они говорят нам, что за 1500 лет до н. э. существовал ритуал, собрание гимнов, которые назвались Ведами (слово «веда» означает «знание»). Эти гимны написаны на санскрите, который еще сравнительно недавно был совершенно неизвестным языком; сейчас мы все знаем, что он оказался чрезвычайно тесно связан с английским языком. Мысли и чувства, выраженные в этих древних гимнах, содержат первые корни и зачатки того интеллектуального роста, который соединяет наше поколение с предками арийских народов — «тех самых людей, которые, как мы теперь узнаем из Вед, на восходе и закате солнца с трепещущими сердцами внимали священным песням жрецов. По своему существу Веды — древнейшие книги, по которым мы можем изучить первые зачатки нашего языка и всего, что воплощено во всех языках мира». Самая старая, самая первобытная, самая простая форма арийского культа природы находит выражение в этих чудесных гимнах, которые, несомненно, рисуют перед нами ритуалы древних арийских народов, чьими представителями также являются мидяне и персы.
Однако была и другая ветвь, которую представляет Зенд-Авеста, где в противоположность Ведам есть более или менее сознательная оппозиция богам природы, о чем мы будем говорить чуть позже, и стремление к более духовному божеству, которого Заратустра называет Ахурамаздой, или Ормуздом. То, что эти ритуалы существовали бок о бок во времени, свидетельствует о том, что культ природы обоих происходит из более древних времен. Итак, что же мы находим? В Ведах боги называются девами, слово «дева» означает «сияющий», и сияние, или свет, было одним из самых общих качеств, свойственных разным проявлениям божества. Что это были за божества? Солнце, небо, заря, огонь и гроза. Из Вед ясно, что восход солнца для тех народов, где зародился ритуал, был величайшим откровением природы, и со временем в умах поэтов Вед слово «дева», «сияющий», постепенно приобрело значение «божественный». Именно восход солнца вдохновлял первые молитвы нашей расы, и в его честь пылали первые жертвенные костры. Вот, например, отрывок из одной из Вед: «Взойдет ли снова Солнце? Вернется ли снова наша добрая подруга Заря? Победит ли Бог Света силу Тьмы?»
Эти три вопроса в одном гимне говорят о том, в какой неуверенности жило человечество на этой стадии и что противопоставление дня и ночи было одной из первых тем, о которых задумался человек. Мы находим множество имен солнечных божеств:
Митра, Индра (день, который приносит солнце),
Сурья, Васиштха, Аруша (яркий или красный);
и божеств зари:
Ушас, Дьяус, Дьотана,
Ахана, Урваши.
Подумайте только, каким невероятно важным должен был казаться утренний восход солнца, которое приносило с собою все, и угасание солнца вечером, за которым сразу же следовала быстрая тропическая тьма, и вы уже не будете удивляться такому поклонению. Вот отрывок из одного гимна к Заре (Ушас):
1. Она засверкала, приближаясь, словно юная женщина,
Побуждая двигаться все живое.
Когда люди должны зажигать огни,
Она создала свет, прогоняя мрак.
2. Она поднялась во всю ширь, (лицом) обращенная ко всем;
Нося сверкающую одежду, она светло засияла. Золотистого цвета, прекрасная на вид.
Мать коров, предводительница дней засверкала.
3. Счастливая, увлекая за собой глаз богов,
Ведя белого прекрасного коня,
Показалась Ушас, окрашенная лучами (солнца),
С яркими дарами распространяясь по всему (свету).
4. (Храня все) ценное рядом, засвети далеко (прочь) врага!..
...Поощри доброжелательность к воспевающему (тебя), о щедрая!
5. Ярко воссияй нам лучшими лучами,
О богиня Ушас...
6. Ты, о дочь неба...
о Ушас прекраснорожденная.2
Помимо Солнца и Зари, двух величайших божеств раннего индийского пантеона, мы встречаем и других богов, таких как Притхиви, Земля, на которой мы живем; Варуна, Небо; Апа, Вода; Агни, Огонь; и маруты, боги Бури и Грозы. Из них нам особенно интересен Варуна. Мы читаем: «Варуна разделил обширную твердь; он поднял ввысь сверкающие и величественные небеса, он расстелил звездное небо и землю».
И снова: «И эта земля принадлежит царю Варуне, и это широкое небо с широко расставленными границами. Два моря (небо и океан) — чресла Варуны».
Наконец, из этого астрономического поклонения вытекает идея связи между землей, солнцем и небом, которую иллюстрируют более поздние индийские изображения, где мы видим модернизированный и гораздо более конкретный взгляд на древние идеи, превратившиеся в этот фрагмент поэтического осмысления, что Земля — это раковина, которая лежит на слонах (что означает силу), стоящих на черепахе (что означает бесконечную медлительность).
Этот поэтический взгляд впоследствии уступил место менее поэтическому — а именно что Земля стоит на столбах; на чем стоят столбы, не говорится, но это не имеет значения. Не следует считать такую идею нелепой и простительной только потому, что это было так давно; ведь Анаксимандр, если обратиться ко времени греческой цивилизации, говорит, что Земля имеет цилиндрическую форму и все места, известные тогда, располагаются на верхней плоскости цилиндра; а Платон на том основании, что куб является самым совершенным геометрическим телом, полагал, что Земля имеет форму куба и известная грекам ее часть располагается на верхней грани куба. В этих вопросах хваленый греческий ум недалеко ушел от своих предшественников — ведических жрецов.
Примечания
1. Maspero. Histoire ancienne des Peuples de l'Orient. P. 136.
2. Ригведа. VII, 77. Пер. Т.Я. Елизаренковой.
|