Материалы по истории астрономии

Глава 17. Надписи на зданиях

Существует множество упоминаний о церемониальной закладке храмов, и из трудов Шаба, Бругша, Дюмихена1 и других мы узнаем, что закладка египетского храма сопровождалась рядом ритуалов, неоднократно описанных в мельчайших деталях, которых, как показал Ниссен2, мучительно недостает при изучении Греции и Рима. Среди церемоний особенно интересно определение оси храма; формально это называется «натягиванием веревки», и на него ссылаются надписи не только на стенах храмов Карнака, Дендеры и Эдфу — если взять самые известные, — но и в других местах.

Другая часть ритуала состояла в том, что царь направлялся к месту строительства храма в мифическом сопровождении богини Сешат, которая звалась «госпожой закладки краеугольного камня».

У обоих были колышки. Два колышка соединялись веревкой. Затем веревку протягивали в направлении солнца или звезды; выровняв как следует, оба колышка вбивали в землю деревянным молотком; точно такая же церемония сопровождала закладку храма, ориентированного на солнце. Вдоль линии, отмеченной этой веревкой, строили наружную стену, параллельную основной оси храма.

Церемония закладки храма

Если выбиралась точка восхода или захода солнца или звезды, как мы имеем все основания считать, поскольку все древние наблюдения делались на горизонте, очевидно, что свет от небесного тела, к которому был направлен храм, должен был проникать вдоль оси храма от одного его конца к другому параллельно направлению веревки.

Мы узнаем от Шаба, что идею основания или закладки камня в фундамент храма египтяне выражали словом «сенти», которое до сих пор существует в коптском языке. Однако было прослежено еще одно слово на древнем языке — «пут-сер», — не сохранившееся в коптском. Как удалось установить, «пут» означает «протягивать», а «сер» означает «веревка», то есть часть ритуала, состоявшая в протягивании веревки в сторону звезды, имела такую важность, что дала свое имя всему ритуалу.

Затем рассмотрим некоторые письменные свидетельства; одно, датируемое второй половиной 3-го тысячелетия до н. э., встречается в документе, где описывается строительство храма в Иуну (Гелиополе). Мы читаем: «Поднялся царь, украшенный своим ожерельем и венцом с перьями; весь мир последовал за ним, и величество Аменемхета [первого царя XII династии]. Херихеб прочел священный текст во время натягивания измерительной веревки и закладки камня на участке земли, выбранном для этого храма. Потом его величество Аменемхет удалился, и царь Сенусерт [сын и соправитель] записал это перед народом».

Ниссен, который (Op. cit.) приводит вышеуказанную цитату, прибавляет: «По этому протягиванию веревки греки называли египетских строителей [гарпедонапты, землемеры], искусством которых, как похвалялся Демокрит, он овладел».

Теперь перейдем к Абидосу, возможно одному из старейших храмовых комплексов Египта. Есть одна надпись, рассказывающая о перестройке одного храма во времена Сети I (около 1380 до н. э.). В ней богиня Сешат так обращается к царю: «Из золота был молот в моей руке, когда ударила я им по колышку, и ты был со мной, в роли твоей гарпедонапта. Твоя рука держала мотыгу при установлении его [храма] четырех углов с точностью при помощи четырех опор неба». На изображениях царь представляется в короне Осириса напротив богини. Оба держат в правой руке по дубинке и вбивают ими длинные колышки в землю. Вокруг обоих колышков проходит сильно натянутая веревка, ее концы связаны.

В двух случаях даже называется звезда, по которой выравнивали храм. Из них я для начала возьму запись о церемонии при строительстве храма Хатхор в Дендере.

Выравнивание храма Хатхор в Дендере

Надпись утверждает, что царь, натягивая веревку, направлял взгляд на «ак» созвездия Бедра — древнее название созвездия, которое теперь мы зовем Большой Медведицей, — и вдоль этой линии был построен новый храм, «как делалось здесь и прежде».

Сама надпись переведена следующим образом: «Живой бог, прекрасный сын Асти [имя Тота], вскормленный великой богиней в храме, правитель страны, с радостью натягивает веревку. Направив свой взгляд к ак [середине?] созвездия Бедра Быка, он основывает храм — дом владычицы Дендеры, как делалось здесь и прежде». В другом месте царь говорит: «Глядя на небо во время восхода звезд [и] различая ак созвездия Бедра Быка, я размечаю углы храма ее величества».

Здесь у нас не только доказательство натягивания веревки по звезде; называется даже само созвездие, и, как можно себе представить, в связи с этим возникает множество важнейших вопросов по поводу изучаемой нами темы.

Дюмихен, ссылаясь на этот отрывок, рассматривает значение слова «ак» в связи с некоторыми надписями в фиванских гробницах и предполагает, что слово «ак» обозначало средний путь звезды или, говоря астрономически, ее точку кульминации, когда она проходит через меридиан. Но такое значение совсем не подходит; ведь если веревку протягивали по звезде на меридиане, она бы располагалась с севера на юг, и храм тоже был бы построен с севера на юг. Однако у храма отнюдь не такая ориентация, к чему я вернусь в дальнейшем.

Тем не менее можно предположить, что «ак», на который смотрел царь, скорее относится к Дубхе (α Большой Медведицы), самой яркой звезде в группе, или «средней точке» созвездия, которую могла представлять звезда δ, находящаяся почти в центре современного созвездия Большой Медведицы, при условии, что в прошлом в созвездие входили те же звезды. Насчет этого, к сожалению, у нас нет точных сведений, так как Бедро изображается по-разному; иногда в нем задняя четверть, представленная всем известными семью звездами; иногда к ним примыкает туловище коровы (с рогами и диском).

Как бы то ни было, даже без точной ссылки на конкретную часть созвездия очевидно, что растянутая веревка могла иметь какое угодно направление.

Чтобы исчерпать все возможные объяснения этого описания — при условии, что оно говорит о несомненном факте наблюдения, — можно рассмотреть еще одну возможную интерпретацию слова «ак». Амплитуда храма 71½° севера от точки востока убедительно доказывает, что здесь не может идти речь о меридиане, но может ли идти речь о самой восточной элонгации звезды в ее движении вокруг полюса?

Я исследовал этот вопрос для даты постройки самого позднего здания храма во времена Птолемеев и выяснил, что амплитуда храма не 71½°, а около 70°. Тогда, скорее всего, эта интерпретация не выдерживает критики, и можно также утверждать, что в случае, когда речь идет о звезде с большой угловой высотой над горизонтом, натягивание веревки в ритуале закладки храма — Ausspannung der Strickes, как слово «пут-сер» переводит Дюмихен, — на самом деле совсем не натягивание веревки; ведь если звезда находится на высоте многих градусов над горизонтом, должен был применяться другой метод, и, скорее всего, о нем бы четко говорилось в дошедших до нас подробных описаниях ритуала. Полагаю, у нас есть причины отмести такое объяснение, особенно если речь идет о восходящих звездах.

Теперь мы подходим к соображениям иного порядка. Процитированная выше надпись вложена в уста императора Августа, хотя он никогда не был в Дендере.

Значит, храм, построенный во времена Августа, повторяет рассказ о закладке старого храма. Есть данные, что это так. Созвездие Бедра во времена Августа не всходило и не заходило — оно было околополярным. То же можно сказать и о реставрации в эпоху Тутмоса III. Так что мы приходим к выводу, что если надпись достоверная, то она должна говорить о времени до правления Тутмоса. Я вернусь к этому в следующей главе.

Выравнивание храма в Эдфу

То же созвездие (Бедра) упоминается и в рассказе о ритуале при закладке краеугольного камня храма в Эдфу. Взгляд царя был направлен — при основании этого храма — к созвездию Бедра, но упоминания об отдельной звезде или некой точке «ак» нет.

Как и выше, я привожу полный перевод надписи3, но отмечу, что последняя реставрация производилась в 257—237 годах до н. э. Царь говорит такие слова: «Я взял деревянный колышек и рукоять дубинки; я держал веревку вместе с Сешат; мой взгляд следит за ходом звезд; око мое (направлено) на Месхет [то есть созвездие Бедра Быка, или Большую Медведицу]; (часть времени из числа часов моя); я устанавливаю углы твоего дома бога». И в другом месте: «Я взял деревянный колышек; я держал рукоять дубинки; я беру веревку вместе с Сешат; я обращаю лицо к движению восходящих созвездий; я позволяю взгляду войти в созвездие Большой Медведицы (часть моего времени стоит вместо ее часов); я устанавливаю четыре угла твоего храма». Этот перевод принадлежит Бругшу. Фразы в скобках Дюмихен интерпретирует по-другому и переводит их так: «стоит как разделяющий время со своим измерительным инструментом» или «изображает разделяющего время (то есть бога Тота) у его измерительного инструмента». Слово «мерех» или «мерхет», в котором Бругш подозревает песочные или водяные часы, больше нигде не встречается.

В данном случае, так как ось храма проходит практически с юга на север, что я подтвердил собственными (магнитными) замерами, веревка была определенно натянута по меридиану либо очень близко к нему; и можно заметить, что в крыше наоса есть отверстие над одной стороной второй или третьей двери от святилища под наклоном 40° (в отличие от всех остальных отверстий, которые мне доводилось видеть в крышах египетских храмов), и его могли использовать для наблюдения за проходом какой-либо звезды. Угол я не смог определить абсолютно точно, поскольку вертикальный круг моего теодолита не был отрегулирован.

Если взять широту Эдфу 25° и принять, что угол 40° недалек от действительности, то расстояние наблюдаемой звезды от Северного полюса должно составить 15°.

В пределах примерно градуса — а точнее сказать нельзя, пока не будут произведены более точные наблюдения на месте, — под это подходит Дубхе, главная звезда Большой Медведицы, в птолемеевскую эпоху. Допуская, что храм изначально ориентирован на Дубхе, его амплитуда 86½° южнее точки запада дает нам 3900 год до н. э. Однако, как я покажу ниже, более вероятно, что храм ориентирован на какую-то южную звезду.

Здесь следует заметить, что, насколько известно, Эдфу — ближайший к меридиану египетский храм. Следовательно, если он использовался так же, по моей гипотезе, как и все остальные храмы, он мог воспринять свет только от южных звезд, по мере того как прецессионное движение приводило их к южному горизонту, где их можно было наблюдать.

В этом смысле это поистине храм Хора, ведь южные звезды — это южные глаза Хора. Но это не был солнечный храм в таком же смысле, в каком солнечным храмом был Карнак; и если в нем проводились обряды, для которых требовался свет, то, скорее всего, в нем применялось устройство, описанное Дюпюи4. Он говорит, что гелиопольский храм — был это храм солнца или нет, не уточняется — в течение всего дня освещался солнечным светом при помощи зеркал. Я не знаю, на каких источниках Дюпюи основывает свое утверждение, но не сомневаюсь, что оно вполне обоснованно, потому что все надписи в самых глубоких могилах, разумеется, были сделаны при отраженном солнечном свете, ведь ни в одной открытой гробнице нет следа какого бы то ни было горения, даже в самых глубоких нишах. Это настолько поразительно и очевидно, что мой друг месье Буриан, когда мы с ним говорили об этом в Фивах, в шутку предположил, что древние египтяне знали об электрическом освещении.

Какова бы ни была длина галерей, с помощью системы неподвижных зеркал внутри галерей и подвижного зеркала снаружи, которое бы следовало за движением египетского солнца и отражало бы его лучи в глубь храма, египтяне могли постоянно освещать любую часть галерей, даже самую отдаленную.

У Дюпюи содержится и еще одно утверждение, что египтяне принимали все возможные меры, чтобы в храм попадали первые же лучи солнца (конечно, он говорил о солнечном храме).

Хотя, возможно, что там мог быть и другой, перпендикулярный храм, смотрящий почти прямо на восток. В таком случае больший храм был бы посвящен тому же культу, что и меньший. Если это так, то, в отличие от солнечных храмов в Гелиополе, Абидосе и Фивах, храм в Эдфу посвящен солнцу в равноденствие или, во всяком случае, солнцу очень близко от равноденствия.

Примечания

1. Dümichen. Baugeschichte des Dendera-Tempels. 1877.

2. Nissen. Rheinisches Museum für Philologie. 1885. S. 39.

3. Цит. по: Nissen. Rheinisches Museum für Philologie. 1885. S. 39.

4. Dupuis. Origine des Cultes. Vol. I. P. 450.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку