|
Глава 22. Культы звезд (продолжение): Амаунет и Хонсу
Когда в Фивах я имел честь обсуждать гипотезу ориентации с месье Бурианом, прославленным руководителем Французской школы египетской археологии, он предложил мне как-нибудь отправиться вместе с ним в Мединет-Абу, где он тогда руководил раскопками и где находятся три посвященных Амону храма.
Буриан с самого начала понял, что если есть доля истины в новой теории, то почитание божества должно следовать за звездой; поэтому было вполне естественно, чтобы три храма, посвященные одному и тому же божеству в одном и том же месте, были направлены на одну и ту же звезду. Три храма, о которых я говорю, — это два хорошо известных храма, непараллельное расположение которых отмечалось так часто, и третий намного меньше, построенный в более поздние времена и расположенный к юго-западу от них. Я рассчитал следующие амплитуды:
|
Амплитуда южнее точки востока |
Эфиопский или птолемеевский храм |
45° |
Большой храм |
46½° |
Древний храм |
51½° |
Что касается гипотезы ориентации, то мы имели дело со звездой, юго-восточная амплитуда которой уменьшалась, как у Сириуса; значит, она находилась в той же части небосвода.
Но какая звезда? Чтобы разобраться, лучше всего было первым делом взять ориентацию большого храма, так как время его создания известно наиболее достоверно; и в данном случае это вполне безопасно, потому что фараон, как видно, не расширял старый храм, ведь он до сих пор стоит рядом.
Этот фараон — Рамсес III, живший, по Бругшу, около 1200 года до н. э. Высоту холмов, к которым обращен храм, можно принять равной 1°. С такими данными мы получаем соответствующее амплитуде храма южное склонение 40°. Значит, это практически склонение звезды Факт, то есть α Голубя, во времена Рамсеса III; время ориентации — 1250 год до н. э.
Итак, взяв эту звезду и сделав поправку на высоту холмов и рефракцию, мы получаем примерно такие даты:
|
Лет до н. э. |
Поздний храм |
900 |
Большой храм |
1250 |
Древний храм |
2525 |
Если принять высоту холмов равной 1½°, то соответствующие годы 750, 1150 и 2400 до н. э.
Мы уже установили, что 700 год до н. э. — вероятный год реставрации в Дендере. Это время триумфального возвращения фиванских жрецов на север из своей ссылки в Джебель-Баркале.
2400 год до н. э. относит нас ко временам великого фараона Сенусерта I, почитателя солнца в солнцестояние, о котором будет рассказано подробнее в следующей главе. Хотя более древний храм обычно приписывается Тутмосу III, на нем были найдены следы работ Аменхотепа I. Я думаю, здесь перед нами случай, когда XVIII династия расширила и украсила святилище, воздвигнутое XII династией, так же как храм Амона-Ра в Карнаке, прослеженный до XII династии.
Если я прав, то, следовательно, храмы, воздвигнутые звездам, как-то связанным с главным культом, таким как культ Амона-Ра, могут быть посвящены либо богу или богине в образе звезды, либо солнечному божеству. Так, в Фивах мы видим так называемый храм Мут, хотя Мут была супругой Амона-Ра; а храмы, которые мы рассматриваем сейчас, назывались храмами Амона, хотя они посвящены богине Амаунет, супруге Амона. Это может быть связано с тем, что первый из них был посвящен Мут, возможно, еще до того, как фиванские жрецы — вероятно, при XVIII династии — усилили и расширили культ Амона до культа Амона-Ра, бога солнца в солнцестояние.
Есть данные, что Амаунет сменила Мут в фиванской триаде. Об этих триадах стоит сказать несколько слов с астрономической точки зрения, хотя, как мне сказали, по этому предмету у египтологов большие разногласия.
Я собрал все самые ясные сведения по этому поводу, и очень любопытно, что во многих случаях, хотя и не во всех, триады включают вариант бога солнца и два божества звезд, одно из которых определенно связано с гелиакическим восходом солнца в то или иное время года и, значит, является признанной формой Исиды или Хатхор. Так, мы имеем:
Город |
Триада |
Фивы (большая триада) |
Амон-Ра
Мут
Хонсу |
(малая триада) |
Мин-Ра
Тамен (? Амаунет)
Харка |
Дендера |
Атум
Исида
Хатхор |
Мемфис |
Атум
Сехмет
Птах |
Гермонт |
Монту-Ра
Ра-Та (= Хатхор)
Хор-Пара |
Таблица позволяет нам не только увидеть, как в Мединет-Абу Амаунет утонула в имени Амона, но и рассмотреть аналогичный случай на примере фиванских храмов, из которых несколько связаны с Хонсу и еще один с Амоном, о котором говорилось в 17 главе.
Храм Хонсу один из самых известных в Карнаке; посетитель проходит мимо него перед тем, как подойти к великому храму Амона-Ра. Буриан, пока мы вместе находились в Карнаке, сумел доказать, что почти параллельный ему храм Сети II также посвящен Хонсу; но храм B у Лепсиуса, почти параллельный обоим, посвящен Амону. Сразу же видно, что основной культ один и тот же, хотя детали разные — в одном случае у нас общее имя триады, а в другом конкретное имя ее члена.
Поскольку здесь впервые речь идет о заходящей звезде, стоит отметить, что в таких случаях древние египтяне отождествляли звезду не с богиней, а с богом — и более того, с умирающим богом, ибо Хонсу всегда изображается в виде мумии — в форме Осириса. Египтологи утверждают, что и Тот, и Хонсу — боги луны. Возможно, лунные атрибуты были приписаны им до того, как установился культ солнца.
Ниже я покажу, что храмы, о которых мы говорим сейчас, находятся в длинной серии, уходящей к 3750 году до н. э. в случае Амаунет, а в случае Хонсу, быть может, и к гораздо более древнему времени.
Следовательно, в случае Амаунет и Хонсу мы свободны от трудностей, связанных с взаимной заменой титулов Исиды и Хатхор в Дендере, культы звезд проявляются гораздо четче, и мы делаем еще один шаг в царство мифологии.
Но что означали эти культы? В чем их польза? Каково вероятное происхождение? С культом Сириуса мы уже разобрались.
Для начала я разберу Амаунет. Разумеется, сразу же встает вопрос, почему выбрана такая малоизвестная звезда, как Факт.
Ответ сокрушителен. Эта звезда, так мало знакомая нам, северянам, является одной из самых заметных звезд в южной части неба, и ее гелиакический восход предвозвещал солнцестояние и разлив Нила еще до того, как с этой целью можно было использовать гелиакический восход Сириуса!
В Факте мы имеем звезду, которая у древних египтян отождествлялась с богинями Амаунет или Техи, чья фигура в Рамессеуме возглавляет процессию месяцев.
Амаунет, супруга бога солнца в солнцестояние Ра, отождествлялась со звездой, восход которой возвещал солнцестояние; а составное имя Амона-Ра для сведущих означало в древности, что имеется в виду Ра, бог солнца в солнцестояние.
Что касается Хонсу, ответ тоже ясен, хотя и не так прост. Примерно за 5 тысяч лет до н. э. закат Канопуса отмечал осеннее равноденствие. Мы выяснили, что первый храм Хонсу в Карнаке был построен, может быть, уже в 2000 году до н. э., когда наблюдать за Канопусом с этой целью было уже бесполезно; но также известно, что Хонсу позднее вошел в фиванскую триаду, и ниже я покажу, что его культ был принесен с юга, где его отправляли, когда Канопус еще мог пригодиться. Культ Хонсу был введен в Фивах в начале XVIII династии, когда жрецы хотели усилить свое влияние, объединив все культы; и теперь видим, что с их местным богом солнца Амоном-Ра и богиней Амаунет, с северной Мут (Исидой) и южным Хонсу фиванская триада представляла культы Центрального, Северного и Южного Египта.
Важно помнить, что в древности на севере Египта звездные храмы были чаще направлены на север, тогда как южнее Фив, насколько мне известно, есть только один храм с таким направлением. Поэтому можно предположить, что фиванские жрецы соединили северный и южный культы по политическим причинам. Есть данные, что жрецы в душе больше склонялись к южным культам, и дальнейшее изучение этого вопроса может в конце концов помочь нам разобраться в некоторых моментах египетской истории.
Нужно также отметить, что до сих пор, говоря о солнечных или звездных храмах, мы связывали культы большинства из них с каким-то конкретным временем года. Если я прав, то в культах Дендеры, Мединет-Абу и Карнака мы видим отчетливую ссылку на год, а в Египте год всегда, как и сейчас, был связан с разливом реки.
Сейчас мы должны уделить некоторое время священной реке, познакомиться с ее особенностями, а также связанным с ней делением времени и календарной системой.
|