На правах рекламы: • дополнительно по теме здесь
|
Глава 28. Неподвижный год и календари праздников
Однако реформа египетского календаря, как следует из Канопского декрета, — это не тот момент, о котором обычно говорят в связи с декретом. Как правило, больше внимания уделяют зафиксированной в нем попытке отменить блуждающий год.
Хотя система летоисчисления, основанная на блуждающем годе, имела свои преимущества, которые недостаточно признают, она имела и свои недостатки.
По-видимому, все тетрамены с символами наводнения, сева и урожая означали каждый сезон по очереди; однако смысл символов изменился, «зима» наступала в разгар лета, «сев» — в то время, когда вся страна была залита водой, так что почвы не было видно, и т. д. Все праздники тоже блуждали по году. Однако наверняка жрецы каждый год заранее сообщали нужную информацию, так чтобы сельское хозяйство не пострадало; ведь если бы они этого не делали, то система, вместо того чтобы умирать тяжело и долго, была бы отменена еще за тысячи лет до того.
Прежде чем я пойду дальше и коротко расскажу, как обстояло дело с неподвижным годом, здесь было бы целесообразно изложить одну посетившую меня идею о том, какой астрономический базис можно подвести под первое изменение символов.
Надо отметить, что в старых таблицах месяцев вместо Сириуса во главе года мы видим Техи с двумя перьями Амона.
Насколько мне известно, большинство считает, что таблица месяцев из Рамессеума — старейшая из имеющихся; еще один вариант есть в Эдфу. Обе они, несомненно, ведут начало с того момента, когда 1-й день месяца тота совпадал с гелиакическим восходом и разливом Нила, и предлагают следующий порядок.
Египетский месяц |
Тропический месяц |
Рамессеум |
Эдфу |
1. Тот |
Июнь—июль |
Техи |
Тех |
2. Паофи |
Июль—август |
Птах (Птах-рес-неб-ф) |
Птах Менх |
3. Хатир |
Август—сентябрь |
Хатхор |
? |
4. Хойак |
Сентябрь—октябрь |
Пахет |
Кехек |
5. Тиби |
Октябрь—ноябрь |
Мин |
Сетбут |
6. Мехир |
Ноябрь—декабрь |
Шакал (рех-ур) |
Бегемот (рех-ур) |
7. Фаменот |
Декабрь—январь |
Шакал (рех-нечес) |
Бегемот (рех-нечес) |
8. Фармути |
Январь—февраль |
Реннути |
Ренен |
9. Пахон |
Февраль—март |
Хенсу |
Хенсу |
10. Паини |
Март—апрель |
Хор (Хонти) |
Хор (Хор-хент-хати) |
11. Эпифи |
Апрель—май |
Ипет |
Ипет |
12. Месоре |
Май—июнь |
Хор (Хор-ем-хет) |
Хор (Хор-ра-эм-хет) |
Мне известно, что Техи в вышеприведенном списке месяцев имеет какое-то отношение к Тоту. В более древнем списке месяцев богиня изображается с двумя перьями Амона, и мне кажется, что в ней угадывается Амаунет; но в более поздних копиях вместо этого символа появляется символ Сириуса. Значит, это больше похоже на смену культа, обусловленного появлением новой звезды — то есть звезды, чей гелиакический восход стал предвещать подъем Нила, после того как первая звезда в этом смысле стала уже бесполезна.
Как я уже сказал, таблица месяцев из Рамессеума является, по-видимому, старейшей из имеющихся у нас. Некоторые полагают, что она относится лишь ко времени Рамсеса II и подразумевает неподвижный год; однако Кралль придерживается другого мнения1. Он пишет:
«Последние исследования Дюмихена показывают, что календарь из Мединет-Абу — не более чем копия оригинала, составленного при Рамсесе II примерно за 120 лет до того...
Но истинный оригинал календаря Мединет-Абу датируется даже не временем Рамсеса II. Любому египтологу известно, что эпоха Рамессидов произвела очень мало по-настоящему оригинального, что именно эта эпоха ограничилась воспроизведением того, что дошло от предыдущих поколений. В календаре из Мединет-Абу мы видим (P. 48) не неподвижный год, введенный при Рамсесе II, а обычный год предыдущей эпохи, блуждающий год, так сказать, если воспользоваться процитированным выше (P. 852) выражением аль-Джаухари, в первый год его введения, год перед тем, как египтяне сделали два малоприятных наблюдения: во-первых, что 365-дневный год не соответствует действительности, а каждые четыре года смещается на один день; и, во-вторых, что восход Сириуса уже не совпадает с началом разлива Нила, хотя, конечно, на это наблюдение потребовалось бы гораздо больше времени.
Таблица месяцев из Рамессеума
К тому же выводу нас приводит и изучение праздников в календаре из Мединет-Абу. Почти без исключения это праздники, которые мы обнаружили, изучая календари из Эсны и Эдфу, и они привязаны к тем же дням. Мы уже знаем праздник Уаиа 17 и 18 тота, праздник Гермеса 19 тота, великий праздник Амона, начинавшийся 19 паофи, праздник Осириса в последние десять дней хойака и праздник коронации Хора 1 тиби.
Праздники, которые как-то отличались бы от древних традиций и обычной практики, не встречаются в календаре из Мединет-Абу, а именно такие праздники позволили бы нам проследить неподвижные годы в календарях из Эдфу и Эсны.
У нас так же мало оснований полагать, что мифологически-астрономические изображения и надписи в гробницах эпохи Рамессидов основаны на неподвижном годе, как и полагать то же самое относительно календаря из Мединет-Абу. В данном случае мифологический элемент календаря значительно перевешивает астрономический. Ежедневный и ежегодный путь Солнца был важнейшим явлением не только для египетского астронома, но и у жрецов в священных книгах содержалось множество мифов о боге Ра, которые астроному приходилось учитывать в своих представлениях. Мифологические идеи относятся к древнейшим периодам египетской истории; поэтому ради того, чтобы их объяснить, мы не должны оставаться в XIII или XIV веке до рождества Христова, а углубиться в предыдущие века. Я полагаю, что истинный оригинал календаря из Мединет-Абу был составлен в середине 4-го тысячелетия до Рождества Христова. Далее, рассматривая эти мифологические и астрономические представления, мы должны помнить о том, что от них нельзя ожидать математической точности и что, напротив, там, где она имеет значение, мы должны продвигаться вперед с величайшей осторожностью. Сейчас мы уже знаем, как неточны изображения и тексты в гробницах, особенно там, где, как полагал художник-египтянин, человеческий глаз никогда не проверит его работу; еще мы знаем, как часто изображения неожиданно заканчиваются из-за нехватки свободного места и как часто содержание искажается ради симметрии».
Есть также и свидетельства из храмов, о чем я говорил выше, что Сириус был не первой звездой, предупреждавшей о восходе солнца. Значит, у нас есть возможность объяснить отклонение от истинного смысла символов в эпоху Рамессидов. Из этого можно сделать вывод, что реформа календаря произошла, когда возник культ Сириуса2, и что реформа, состоявшаяся в 619 году до н. э., вернула иероглифическим символам их естественный смысл и первоначальное применение.
Сотические и досотические символы тетраменов
Следовательно, всю историю календарных реформ можно изобразить следующим образом (см. с. 288).
Реформа 618 года до н. э. не была принята повсеместно, поэтому начиная с того момента действовали одновременно старый и новый стили.
Прежде чем идти дальше, следует коротко рассказать о мифах, связанных с ежегодным движением солнца, и тем самым показать, что если в нашем исследовании нам помогает мифология восходов и заходов звезд, то, разумеется, нам поможет и мифология смены времен года.
Как мы уже узнали, египетский год — это на самом деле прототип нашего современного года. Тысячи лет назад у египтян был почти идеальный год из двенадцати месяцев; только вместо четырех времен года у них было три — сезон сева, сезон урожая и сезон разлива. К сожалению, в разные эпохи египетской истории символы тетраменов, по всей видимости, менялись.
Из надписей, о которых говорилось выше, следует, что у каждого месяца был свой знак. Боги или богини связаны с десятью месяцами из двенадцати, а где нет бога или богини, там есть бегемот (или свинья) и шакал — два околополярных созвездия. Я думаю, нет сомнений в том, что здесь мы имеем дело именно с этими созвездиями, хотя сами фигуры изображают нечто совсем другое.
Также есть мифы и символы двенадцати перемен в течение двенадцати часов дня; солнце изображается в виде ребенка на восходе и старика на закате. Такие же идеи прослеживаются и в годовом движении солнца. Макробий, как процитировано у Кралля, утверждает, что египтяне сравнивают годовой путь солнца с фазами человеческой жизни.
Ребенок = зимнее солнцестояние
Юноша = весеннее равноденствие
Зрелый мужчина = летнее солнцестояние
Старик = осеннее равноденствие
В день летнего солнцестояния солнце достигает максимальной северной амплитуды, а в зимнее солнцестояние — максимальной южной амплитуды. Солнцестояния делят год на две приблизительно равные части; в одной части место восхода сдвигается все южнее, в другой — все севернее.
Это явление символизировали два ока Ра, так называемые уджат, глядящие в разные стороны. Они как бы изображают солнце в две половины года.
Теперь мы должны рассмотреть неподвижный год, к которому в конце концов вынуждены были перейти египетские хронологи во времена позднего Египта. Канопский декрет стал настоящим предшественником юлианской реформы календаря. Вследствие этой реформы мы каждые четыре года прибавляем по одному дню в конце февраля. Декрет устанавливал такую поправку для Египта каждые четыре года, то есть раз в четыре года один день прибавлялся к эпагоменам, которых таким образом раз в четыре года становилось шесть, а не пять, как раньше.
По сути дела, блуждающий год сменился священным годом, который был давно известен жрецам.
Но если бы тогда все шло так, как представляли себе танисские жрецы, то наступление нового года в Египте, если его определял гелиакический восход Сириуса, не всегда приходилось бы на 1-й день месяца паини, в то время как солнцестояние и разлив Нила в Мемфисе по-прежнему приходились бы примерно на 1-й день месяца пахона; возможно, это одна из причин, почему декрет в большой степени проигнорировали.
Поэтому в течение нескольких лет после Канопского декрета в силе были по меньшей мере три разных года: новый неподвижный год, новый блуждающий год, начинавшийся с пахона, и старый блуждающий год, начинавшийся с тота.
Но через несколько лет была сделана еще одна попытка избавиться от этой путаницы. Это был 23 год до н. э., спустя 216 лет после Канопского декрета, место действия — Александрия. Поэтому новый неподвижный год называется александрийским.
Из факта этой второй попытки со всей очевидностью следует, что первая не удалась; а то, что все это время египтяне продолжали пользоваться блуждающим годом, достаточно подтверждается тем, что новый год отставал на 216 / 4 = 54 дня. В танисском году 1-й день месяца пахона, день нового года, настоящее начало разлива, приходился на 19 июня (по григорианскому календарю), летнее солнцестояние, а 1-й день месяца тота соответственно приходился на 22 октября (по григорианскому календарю). В александрийском году 22 октября попадало на 29 августа, а 19 июня — на 20 апреля.
Примечательно, что в александрийском году гелиакический восход Сириуса 23 июля (по юлианскому календарю) попадает на 29-й день месяца эпифи, это практически тот же день, что и в надписи с датами Тутмоса и Пепи, на которые я раньше обращал внимание читателя. Однако совершенно ясно, что это чистая случайность, произошедшая из-за разрыва перед введением танисского года и сдвига александрийского года относительно него. Важно отметить это, потому что некоторые посчитали, что «александрийский год» каким-то образом использовался еще во времена Пепи.
Возникает впечатление, что александрийская реформа была окончательной и что год по-настоящему стал неподвижным, каким и оставался с тех пор и должен остаться навсегда. Нельзя забывать, что этим совершенством мы обязаны египетским календарям праздников.
Одна из главных функций египетского календаря, дошедших до нас, — это распределение в течение года главных праздников в разных храмах Египта.
То, что два полных праздничных календаря из Эдфу и Эсны основаны на единственных неподвижных годах, засвидетельствованных письменными памятниками, а именно танисском и александрийском годах, один из которых был введен за 200 лет до второго, представляет неоценимую важность для изучения календарей и хронологии Древнего Египта.
В великолепной работе Бругша «Три праздничных календаря из храма Аполлинополя Магна (Эдфу) в Верхнем Египте» мы читаем о двух календарях, которые можно соотнести с неподвижными годами и датировать с большой точностью. Что касается одного из них, календаря из Эсны, это общепризнано; что же касается другого, из Аполлинополя Магна, то тут мы в долгу перед Краллем, который, однако, указывает, что «только после всестороннего изучения области египетской мифологии мы можем успешно объяснить перечни праздников. Даже на первый взгляд в них множество странностей, которые не уменьшаются, а увеличиваются при ближайшем рассмотрении».
Однако некоторые моменты не вызывают сомнений. По Краллю, летнее солнцестояние в календаре из Эдфу привязано к 6-му дню месяца пахона, а начало разлива отмечается 1-го числа того же месяца. В календаре из Эсны на 26-й день месяца паини наступает новый год. Мы читаем: «26 паини, в день Нового года, праздник Явления Кахи в храме. Облачение крокодилов, как в месяц мехир, день восьмой».
Особенными для календаря из Эсны, по Краллю, являются упоминание «праздника предков», связанного с началом нового года, в 9-й день месяца тота; для календаря из Эдфу, публикация Бругша № 1, праздник «приношения первых собранных плодов по указанию царя Аменемхета I», в 1-й день месяца эпифи, и праздник Великого сожжения в 9-й день месяца мехира. В праздничном календаре № 1 также примечательно упоминание об особом празднике Сета; он отмечался дважды, сначала в первые дни месяца тота (9-го числа?), потом, видимо, в пахоне (10-го). Хорошо известно, что этот праздник впервые упоминается при древнем фараоне Пепи Меренра.
Возникает вопрос, не имеем ли мы в новом году для предков и праздников Сета, отмечавшихся примерно в 9-й день месяца тота и 9-й день месяца пахона, мемфисские праздники, которые уступили место фиванским; ведь, насколько я понимаю, наводнению требуется около 9 дней, чтобы добраться от Фив до Мемфиса, так что по фиванскому времени приход наводнения в Мемфис будет приходиться на 9-й или 10-й день месяца тота. Второй день в пахоне легко объясняется, потому что, как мы видели, это следствие реформы календаря.
Также следует отметить, что праздник Великого сожжения отмечался очень близко к весеннему равноденствию.
Давайте на минуту задержимся на надписях из Эдфу и попытаемся выяснить, подтверждают ли они идеи, выдвинутые в связи с этой реформой.
Как мы видели, в настоящее время общепризнано, что надписи в храме Эдфу (по мнению египтологов, сделанные между 117 и 81 годами до н. э.3) основаны на неподвижном танисском годе; значит, восход Сириуса должен приходиться на 1-й день месяца паини — и так и есть. Но здесь, как и в других храмах, мы встречаем двойные даты, ссылающиеся на старые календари, и находим, что «ранение Сета» относится к 1-му дню месяца эпифи, а восход Сириуса — к 1-му дню месяца месоре. Значит, если имелся в виду старый блуждающий год, как, вероятнее всего, и есть, с начала сотического цикла, в момент, когда совпали календарные явления, отмеченные затем на стенах храма, прошло
5 эпагоменов
30 месоре
__
35×4 = 140 лет.
То есть к 270 году до н. э, когда начался цикл, нужно прибавить 140 лет. Это дает нам 130 год до н. э., и это превосходно согласуется с моей гипотезой, тогда как, если взять дату по Цензорину, надпись совершенно не имеет смысла.
Я цитирую по Краллю4 еще одну надпись, которая встречается в Эдфу и Эсне и, видимо, имеет астрономическое значение.
«1 фаменота. Праздник подвешивания небес Птахом, рядом с богом Херишефом, владыкой Гераклеополя Магна (A1). Праздник Птаха. Праздник подвешивания небес (Es).
Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе» отмечает, что «в 1-й день месяца фаменота происходит ἔμβασις Όσίριδος εἰς τὴν σελὴνην. Это праздники, связанные с зимним солнцестоянием и «наполнением ока-уджат» 30 мехира. Возможно, старый год, который египтяне ввели в Нильской долине во времена переселения и который имел только 360 дней, начинался с зимнего солнцестояния. Так, в «празднике подвешивания небес» древним богом Птахом — которого почитали как творца мира — мы имеем пережиток того времени, когда зимнее солнцестояние... отмечало начало года, а также сотворение мира».
Реформа календаря, естественно, усилила значение месяца пахона; это со всей ясностью следует из надписей в переводе Бругша. В связи с этим Кралль замечает: «Поэтому вполне справедливо, что месяц пахон, занявший место старого тота по Канопскому декрету, играл заметную роль в праздничных календарях эпохи Птолемеев и первого периода империи вообще, но особенно в календаре Эдфу, в основе которого лежит танисский год. Первые пять дней пахона посвящены в нашем календаре празднику победы Хора над врагами; мы сразу же вспоминаем материалы из Эдфу о природе мифологического календаря, о чем говорилось выше (с. 18, 19), описывающие наступление разлива Нила. 6-го числа месяца пахона — вспомните важное значение шестерок в птолемеевских хрониках — отмечается солнцестояние. Наполняется око-уджат, и это мифическое действие мы встречаем в другом месте, где о нем говорится как о празднике солнцестояния, и «все совершается, что предписано» в книге «Божественного Рождения».
Теперь обратимся к Эсне. Здешние надписи, как утверждается, основаны на александрийском годе, но мы находим не только 1-й день месяца тота как день нового года, но и 26-й день месяца паини как начало разлива Нила.
Итак, я уже говорил, что александрийский год фактически был исправлением блуждающего танисского года — то есть года, который в 239 году до н. э. начинался в 1-й день месяца пахона.
Если допустить, что время зафиксированных в Эсне календарных совпадений приходится на 15 год до н. э. (мы знаем, что это было уже после 23 года до н. э. и в конце римского владычества), мы, как и раньше, видим, что если блуждающий танисский год на самом деле оставался в силе, то он должен был сместиться вперед относительно нильского наводнения на
30 пахонов
26 паини
__
56×4 = 224 года после 239 года до н. э.
То есть эта двойная датировка доказывает, что блуждающий танисский год продолжал оставаться в силе, если указание на 15 год до н. э. в надписи примерно соответствует действительности.
Можно ли пойти дальше и найти следы прежнего цикла, начавшегося в 270 году до н. э.? В таком случае восход Сириуса должен происходить
270
−15
255 лет / 4
__
64 = например, пять эпагоменов и два месяца
Это дает нам 1-й день месяца эпифи. Что говорит насчет этого календарь из Эсны? Именно это: «1 эпифи. Выполнить указания книги второго божественного рождения ребенка Кахи».
Поскольку 26 паини, день нового года, связан с «явлением Кахи», вполне возможно, что «второе божественное рождение» может быть туманной ссылкой на этот праздник.
Сейчас у нас нет необходимости еще дальше углубляться в этот запутанный вопрос; настолько запутанный, что, хотя предположения, которые я посмел сделать, исходя из астрономии, представляются логичными с учетом имеющихся фактов, тем не менее это всего лишь предположения, и египтологам придется еще немало потрудиться, прежде чем можно будет говорить о какой-либо уверенности.
Примечания
1. Krall. Op. cit. P. 48.
2. Гудвин уже задавался вопросом: «Говорит ли папирус Смита о некоем исправлении календаря во времена IV династии, аналогичном тому, которое имело место в Европе при переходе со старого стиля на новый?» (цит. по: Riel. Sonnen- und Sirius-Jahr. P. 361).
3. 7 эпифи 10 года состоялась церемония натягивания веревки с участием Птолемея III (Dümichen. Aeg. Zeit. 2. 1872. S. 41).
4. Krall. Op. cit. P. 37.
|