Материалы по истории астрономии

Глава 27. Календарь и его реформа

В предыдущей главе мы говорили о так называемом сотическом цикле и предположили даты начала последовательных циклов.

К этим датам мы пришли при помощи календаря, составленного самым простым способом в дохрамовое время, и календарных надписей.

Годы совпадения гелиакического восхода Сириуса и 1-го дня месяца тота блуждающего года в солнцестояние или ближайшие дни таковы:

270 до н. э.
1728 до н. э.
3192 до н. э.

Здесь мы сразу же встречаем трудность, которая, если не найти ей объяснения, видимо, доказывает, что египтяне не составляли и не использовали календарь так, как мы думаем.

Мы полагаемся на авторитет Цензорина в том, что сотический цикл закончился в 139 году н. э. и что тогда египтяне использовали блуждающий год. Именно здесь на помощь приходит труд Оппольцера; он рассмотрел все утверждения Цензорина и пришел к выводу, что на того можно положиться. Из исследований хронологов следует, что в том году 1-й день месяца тота приходился на 20 июля (по юлианскому календарю), день гелиакического восхода Сириуса, начало года.

Даты 1-го дня месяца тота (блуждающий год) по юлианскому календарю с 23 по 240 г. н. э.

Если это так, то в 23 году н. э. — когда произошла александрийская реформа календаря, о которой подробнее ниже, — 1-й день месяца тота должен приходиться на 29 августа, и это очень важный день. Цензорин также сказал, что в его время (238 г. н. э.) 1-й день месяца тота блуждающего года падал на 25 июня. На схеме видно отношение этих трех дат к блуждающему году. Утверждения относительно 139 и 238 годов очень понятно разъясняет профессор Оппольцер.

Оппольцер, согласившись с тем, что есть основания взять 139 год н. э. как год совпадения неподвижного и блуждающего годов — не забудьте, что второй определялся только гелиакическим восходом Сириуса, а не солнцестояниями, — при помощи современных значений Леверье исчерпывающе рассчитал годы, в которые на разных широтах Египта, главным образом в Мемфисе (30°) и Фивах (25°), имело место совпадение двух 1-х дней месяца тота в предыдущий период египетской истории.

Надо отметить различие между юлианским и историческим годами. Дело в том, что, когда рассчитывается время астрономических явлений до нашей эры, хронологи обычно обозначают год, предшествующий моменту времени, в который начался хронологический год, как 1 или, скорее, −1, тогда как астрономы в своих таблицах обозначают этот год 0. Следовательно, в датах хронологов любой год до нашей эры всегда на единицу больше. Годы нашей эры хронологи и астрономы отмечают одинаково. Ниже приведена таблица, составленная Био, где видно отношение этих двух методов. В ней Био пометил високосные годы буквой «В», а также дал соответствующие годы по скалигеровской хронологии.

Юлианские годы, начинающиеся 1 января

У хронологов У астрономов Соответствующие годы по Скалигеру
−6 −5 4708
−5В −4В 4709
−4 −3 4710
−3 −2 4711
−2 −1 4712
−1В −0В 4713В
Физический момент, когда началась эра
+1 +1 4714
+2 +2 4715
+3 +3 4716
+4В +4В 4717В
+5 +5 4718

Для широты 30° годы следующие:

Юлианский год Исторический год
0 −4235 −4236
1 −2774 −2775
2 −1316 −1317
3 +139 +139
4 +1591 +1591
5 +3039 +3039

Итак, время совпадения, по Оппольцеру, ближайшее ко времени, которое мы определили выше как 270 год до н. э., — 139 год н. э. Разница в 409 лет.

Вопрос: можно ли объяснить это разительное несоответствие? По-моему, можно.

Во-первых, нет сомнений, что в интервале между Рамессидами и Птолемеями, даже при условии, что блуждающий год сохраняли и использовали, календарь коренным образом изменился, как изменились и значения иероглифов, обозначавших тетрамены, — иначе говоря, изменились названия трех сезонов.

По этому поводу я процитирую Кралля:

«Хорошо известно, что Бругш возражал против интерпретации сезонов и месяцев, которую дает Шампольон, и предложил другую, которую сейчас принимают все специалисты. Здесь произошло нечто такое, что часто повторялось в ходе истории Египта, — изменилось значение символов. Учитывая, что времена блуждающего года 1461-летнего цикла смещаются по большому году, естественно, что в ходе тысячелетий у символов тетраменов изменилось значение.

Хотя первым месяцем разлива в документах Тутмесидов и Рамессидов был месяц тот, во времена Птолемеев первым месяцем сезона наводнений уже стал пахон. Если объяснение Бругша верно для эпохи Рамессидов, оно не годится для эпохи Птолемеев, к которой применимо мнение Шампольона».

Символы, обозначавшие тетрамены, изображали воду, поле с растущими растениями и амбар; при самом естественном порядке первый должен был означать наводнение, второй — время сева, которое наступает после наводнения, и третий — сбор урожая. Если мы с этим согласимся, то в исходной системе месяц тот должен быть связан со знаком воды, поскольку тот в древности был первым месяцем наводнения. Но во времена Рамессидов это уже не так. Тот обозначается символом сева. В эпоху Птолемеев наводнение происходит уже не в тоте, а в пахоне, и пахон обозначается символом амбара, а тот — символом воды, тем самым возвращая гипотетическую связь между названием месяца и символом, хотя, как мы видим, тот уже не был месяцем наводнения.

Египтологи говорят, что эта перемена полностью или, по крайней мере, отчасти произошла между указанными периодами; что касается части, они, несомненно, имеют основания так говорить.

Однако, к счастью, у нас есть некоторая точная информация относительно некоего момента в течение этого времени. В 238 году до н. э. был обнародован знаменитый указ, который называется Канопским, или Танисским, декретом, так как написан на найденной в Танисе каменной стеле. Совершенно ясно, что одной из целей этого декрета было изменить или утвердить уже измененное название сезона, в который начиналось наводнение, с тота на пахон.

Другой целью, как мы увидим ниже, было ввести неподвижный год. Видимо, до декрета использовался блуждающий год. Декрет говорит, что во время его написания гелиакический восход Сириуса приходился на 1-й день месяца паини. При условии, что эта дата связана с рассматриваемой системой, цикл, к которому она относилась, должен был начаться за:

Дни
5 эпагоменов
30 месоре
30 эпифи
30 паини
__
95×4 = 380 лет до того, то есть в 618 году до н. э.

На первый взгляд кажется, что оговоренные выше сотические циклы не связаны с этим, который мы рассматриваем здесь, потому что, по-моему, последний сотический цикл начался в 1728 году до н. э. Однако небольшое соображение приводит к противоположному выводу и показывает, что 600 год до н. э. был очень подходящим для реформы календаря.

Во-первых, почти месяц разделял наступление разлива и гелиакический восход; а во-вторых, постановив, что в будущем год будет начинаться с разлива, реформу можно было произвести только с учетом тетраменов.

Так, начало цикла 1728 год до н. э
Эпагомены 5
Два тетрамена 240
Месяцы между разливом и восходом Сириуса 301

___

275×4 = 1100
628 год до н. э

Но и это еще не все. Очень простая схема

покажет, что также могло произойти примерно в 618 году до н. э., если на сцене появился реформатор календаря (и одной весьма консервативной тенденции), считавший, что в древности тетрамен разлива обозначался символом воды и назывался тотом. Выяснив, что цикл начался в 1728 году до н. э. с вышеуказанными символами,

он, начиная заново, не упустил бы возможность изменить не только символ тетрамена, но и названия тетраменов, которые обозначались символами; как замечает Кралль, дело практически состояло в том, чтобы просто поменять знак! В действительности оно было несколько сложнее, потому что новый тетрамен начинался с наводнением.

Если мы согласимся с этим, то поймем, что произошло в 238 году до н. э., то есть примерно через 380 лет. Мы знаем, что 380 лет состоят из

5 эпагоменов
30 месоре
30 эпифи
30 паини
__
95×4 = 380,

причем гелиакический восход Сириуса, приходившийся на 1-й день месяца паини, сместился назад, как описывалось выше. Если и дальше оперировать символами, получаем

Подводя итог, на данный момент у нас есть три надписи: на Филэ, на Элефантине и еще одна более древняя, времен Пепи (?), которые сообщают о простой системе, где сотические циклы начинались 1-го дня месяца тота примерно в следующие годы

270 до н. э.
1728 до н. э.
3192 до н. э.

С другой стороны, у нас есть Канопский декрет, из которого следует локальная ревизия календаря примерно в 600 году до н. э. Я говорю примерно в 600 году до н. э., потому что надо помнить, что разница в 2½ дня в наблюдаемом феномене соответствует разнице в 10 лет, а мы не знаем, в какой части долины произошла реформа и потому в какое точно время относительно гелиакического восхода наблюдался разлив Нила.

Когда бы он ни происходил, день нового года рассчитывался по разливу, а восход Сириуса следовал почти на месяц позже, если не больше. Поэтому прежний 1-й день месяца тота соответствовал 1-му дню месяца паини. Значит, в месяцах прежний 1-й день месяца тота отстоял от нового (1-го дня месяца паини) на три месяца (паини, месоре, эпифи) и пять эпагоменов.

Таким образом, мы точно получаем вышеупомянутую разницу в 409 лет между временем, к которому Цензорин и я относим начало сотического цикла.

Разница между 270 и 239 годами = 31 год
3 месяца = 90 дней × 4 = 360 лет
5 эпагоменов х 4 = 20 лет

___

411 лет

Разница в полдня дает разницу в два года!

Из всего этого довольно ясно следует, что мое предположение, сделанное на основе астрономии, достойно изучения со стороны египтологов. Если наши изыскания действительно привели нас к истинному началу сотических циклов, то те люди, которые сообщили Цензорину, что 139 год н. э. был концом цикла, забыли рассказать ему то, что мы теперь можем узнать из Канопского декрета.

Примечания

1. Вероятно, на два или три дня больше, чем нужно.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку