|
Глава 33. Культ северных звезд в сравнении с культом южных
Насколько я выяснил в рамках моих исследований, выше Фив, за исключением Редезии и Дакки, нет ни одного храма, аналогичного храмам в Иуну, Фивах, Дендере и Абидосе, о которых я говорил как об имеющих высокую северо-восточную амплитуду.
Подобным же образом, за исключением одного или двух, вероятно поздних, храмов, ниже Фив нет ни одного направленного на юго-восток.
Иными словами, в Нижнем Египте храмы указывают на восходящие звезды рядом с точкой севера на горизонте или заходящие на северо-западе. В Верхнем Египте мы в основном имеем дело с храмами, которые обращены к звездам, восходящим на юго-востоке или заходящим низко на юго-западе.
Здесь перед нами снова явные различия астрономической мысли и целей наблюдения, такие же, как мы видели между теми, кто обращал храмы к солнцу в равноденствие, и теми, кто поклонялся светилу в другое время года.
Итак, что касается северных звезд, которые наблюдались на восходе с высокими амплитудами, то мы находим следы их культа в таких отдаленных временах, что, вероятно, α Большой Медведицы использовалась в Иуну и Дендере еще до того, как стала околополярной. Почти наверняка мы имеем дело с 5-м тысячелетием до н. э.
Поскольку новые храмы почти с одинаковыми амплитудами (такие, как отмеченный буквой M в Карнаке), несомненно, построены позднее, такой длинный отрезок времени, как мы понимаем, указывает на то, что едва ли речь может идти о наблюдениях за звездами с точки зрения года, потому что одна и та же звезда не могла предвещать равноденствие или солнцестояние в течение 4 тысяч лет.
Поэтому можно предположить, что производившиеся в них наблюдения были связаны с определением часов ночи; это кажется вероятным, потому что в современной Нубии ночное время определяют именно так.
Возможно, южные народы пользовались такими звездами, как Канопус, с той же целью, с какой северяне пользовались сначала α Большой Медведицы, а потом γ Дракона. Иными словами, встает вопрос, не выполняли ли крайние северные и южные звезды функцию предвозвестников рассвета круглый год после введения культа, в котором использовалось какое-то конкретное время. Например, Канопус предвещал осеннее равноденствие за 6—5 тысяч лет до н. э.; но вполне естественно предположить, вскоре стало бы ясно, что он вполне пригоден для ночных часов во все времена года, когда он виден в небе; то же самое относится и к северной звезде γ Дракона.
Хорошо известно, что еще в далекой древности люди уже знали способы разделить ночь и день на двенадцать часов. Днем можно было воспользоваться тенью от солнца или солнечными часами, а как же быть ночью?
Мы видели, что египтяне преимущественно, если не исключительно, наблюдали небесное тело и положения других небесных тел относительно его во время восхода или захода, так что для них абсолютно необходимо, чтобы объект наблюдения всходил и заходил. Все знают, что в Англии видно много звезд, которые не всходят и не заходят. При широте Лондона 51° возвышение полюса равно 51°.
Поэтому любая звезда, находящаяся в пределах этого расстояния от полюса, не может зайти за горизонт, она совершает круги, не касаясь горизонта. При широте Фив 25° расстояние от полюса до горизонта гораздо меньше, также гораздо меньше и количество звезд, которые не всходят и не заходят. Невосходящие и незаходящие звезды — это звезды около полюса и, значит, звезды, которые движутся очень медленно, а звезды, восходящие дальше всего на севере и дальше всего на юге, — это те небесные тела, которые движутся медленнее всего на закате и восходе. Может ли их медленное движение быть как-то связано с тем, что именно эти звезды выбраны для наблюдения, притом что самые яркие звезды на севере движутся медленнее всего? Возможно, эти звезды стали объектами наблюдения таким образом: при наступлении вечера наблюдатель мог заметить, например, положение γ Дракона относительно полярной звезды, а так как египтяне прекрасно знали продолжительность дня и ночи в разные времена года, они могли сразу же — получив начальную точку отсчета в виде положения звезды — использовать пояс звезд вокруг Северного полюса в качестве своего рода циферблата небесных часов. Может быть, им действительно стоит отдать должное за изобретение часов? Независимо от продолжительности ночи, звезда, которая сначала находилась выше полярной звезды1, проходит четверть своего круга после того, как совершает путь по дуге и оказывается на одном уровне с полярной.
Однако на нижних северных широтах удобнее было пользоваться южными звездами, так как круг северных околополярных звезд очень ограничен. Следовательно, были основания предпочесть на этих широтах южные звезды. Значит, говоря и о южных, и о северных звездах, в обоих случаях мы можем иметь дело с наблюдениями для определения часов ночи. Культ Сета, определение часов ночи по северным звездам, мог быть непопулярен среди тех, кто в Джебель-Баркале и других южных пунктах использовал с той же целью южные звезды, и это, возможно, одна из причин, почему фиванские жрецы, представители нубийской астрономической культуры и методов, не могли не изгнать из страны культ Сутеха.
Так как γ Дракона могла предвещать рассвет почти круглый год и так как современное созвездие Дракона соответствует древнему созвездию Бегемота, нам будет легко понять слова Плутарха, что «Таурт владычествует над рождением солнца» и почему Таурт или Мут следует называть Госпожой Тьмы2.
Думаю, есть основания надеяться, что дальнейшее исследование этой темы в конечном итоге может позволить нам найти решения некоторых вопросов, связанных с историей раннего Египта. У Бругша3 мы читаем:
«По греческой традиции, первое место обитания египтян следует искать в Эфиопии, а честь основания их цивилизации следует отдать группе жрецов из Мероэ. Спускаясь по Нилу, они, по-видимому, поселились в районе более позднего города Фивы и создали первое государство с теократической формой правления.
Но не эфиопским жрецам обязано египетское царство своим происхождением, формой правления и развитой цивилизацией; скорее всего, сами египтяне первыми поднялись по реке, основали в Эфиопии храмы, города и крепости и распространили блага цивилизованного государства среди первобытных темнокожих жителей.
Странно сказать, все множество до сих пор найденных и осмотренных каменных зданий, которые возвели на обоих берегах реки египетские и эфиопские цари, неопровержимо доказывает, что в длинной серии храмов, городов, гробниц и памятников в целом проявляется очевидный хронологический порядок с началом в пирамидах в высшей точке Дельты».
Следует подчеркнуть, что результаты, получаемые при изучении этих памятников с астрономической точки зрения, приводят к совершенно другому выводу. Вместо одной серии мы видим две разные (не считая строителей великих пирамид в Гизе), кардинально отличающиеся в астрономическом смысле; а вместо одной группы строителей храмов, которые поднялись по реке, по меньшей мере две: одна шла вверх по реке, возводя храмы северным звездам, другая спускалась, возводя храмы южным звездам; и оба этих потока практически встречаются в Фивах или, во всяком случае, оба довольно полно представлены там либо вместе, либо друг за другом.
Корабль Хатшепсут, груженный товарами из Пунта (Дейр-эль-Бахри)
Таким образом, астрономия предлагает нам двойственное происхождение народа, и оно может быть причиной названия «две страны», которое особенно часто использовалось в титулах фараонов, двух корон и, наконец, предполагаемого верховенства Сета в северной и Хора в южной части царства4.
Только ко времени правления Снефру возникло нечто вроде смешения двух народов. Он первым стал «Царем двух Египтов»5, а более поздний Хефрен называл себя «Хором и Сетом»6 — насколько я понимаю, ясное указание на то, что влияние Верхнего Египта чувствовалось уже при Снефру и, по-моему, гораздо раньше, хотя все храмовые следы этого исчезли.
Что касается отправного пункта строителей храмов, двигавшихся вниз по реке, то нет никаких данных об ориентации, потому что о регионах южнее Наги либо мало, либо вовсе нет информации. О Наге (16°18′ с. ш.), Мероэ (16°55′ с. ш.), Джебель-Баркале и Нури (оба 18°30′ с. ш.) есть очень важные сведения, а после Наги — пробел; но так как значительные сооружения построены в населенных пунктах, упоминавшихся в древние времена (мои исследования дают 3—4-е тысячелетие до н. э.), вероятно, что построившие их народы затем распространились дальше по направлению к экватору.
Однако, хотя данные об ориентации отсутствуют для нижних широт, надписи отнюдь не безмолвны и раз за разом утверждают, что боги, связанные, как я выяснил, с южными звездами, происходят из региона под названием земля Пунт.
Свайные хижины в Пунте (Дейр-эль-Бахри)
Пунт всегда считался «священной землей». Хатхор была «Царицей священной земли», «владычицей и правительницей Пунта». Амон-Ра был «хека», или «царем» Пунта, а Хор был Священной утренней звездой, которая вставала к западу (?) от земли Пунт7.
Масперо упоминает древнее предание, гласящее, что до Пунта можно добраться, поднявшись по Нилу, где в конце концов ты подойдешь к неизвестному морю, омывающему землю Пунт. Не одно ли это из Великих Африканских озер?8
Бругш9 считает, что Пунт занимал южный и западный берег южной части Аравийского полуострова, но Масперо и Мариет с ним не согласны. Масперо и Мариет отождествляют Пунт с частью Сомали, граничащей с Аденским заливом. Этот регион назывался у древних Cinamonifera или Аromatifera10.
Надписи из Дейр-эль-Бахри не оставляют сомнений, что Пунт находится в Африке. Готтентотские Венеры, свайные постройки11, слоны, не говоря уже о товарах из страны, груженных на идущие домой корабли, явно указывают на Африку и даже, как мне кажется, ее южную часть. Собакоголовые обезьяны, возможно, не так убедительны.
Первую организованную экспедицию в Пунт, о которой мы слышим, отправляет Санхкара Ментухетеп III, последний царь XI фиванской династии. Это был новый путь через Красное море. Тогда не существовало канала, соединяющего море с Нилом; экспедиция шла посуху в Коптос12.
Как полагает Масперо, дальше надписи говорят, что экспедиция царицы Хатшепсут встала на якорь в верховьях реки, а не у берега моря. Снова Африка кажется гораздо более вероятной, чем Аравия.
Если мы согласимся, что Пунт на самом деле находился в Африке южнее Сомали, есть большая вероятность, что предание, о котором говорит Масперо, истинно.
Собакоголовая обезьяна с символом луны
Еще нужно сказать, что на разных путях к Красному морю не встречается ни следа храмов южных звезд, тогда как, с другой стороны, на том или ином из них встречаются самые первые, за исключением Иуну, или Она, признаки культа северных звезд. Есть явные свидетельства того, что культы Осириса, Хора, Хатхор, Хнума, Амона-Ра и Хонсу пришли с юга. В отношении Хора надо провести различие, потому что было два бога — Хор Северного Египта и Хор Южного, причем южный Хор был старшим из двух.
В служителях у бога-сокола из Эдфу, южного Хора, были некие личности, называвшиеся месниу, или меснитиу, — кузнецы. Свитой бога-сокола из Дельты, северного Хора, были Хор-шесу.
При этом Масперо недавно показал13, что южный Хор мог быть ввезен не из Счастливой Аравии или Сомали, а из Центральной Африки! В своем любопытнейшем труде он обратил внимание на некоторые обычаи, все еще сохраняющиеся среди кузнецов Центральной Африки, которые навели его на мысль, что приверженцы эдфусского Хора могли прийти из этих мест.
Он пишет: «C'est du sud de l'Égypte que les forgerons sont remontés vers de Nord; leur siège primitif était le sud de l'Égypte, la partie du pays qui a le plus de rapports avec les régions centrales de l'Afrique et leurs habitants»14.
Далее, сообщая о современном положении этих ремесленников в экваториальной Африке, где они пользуются большим почетом, он заключает: «Je pense qu'on peut se représenter l'Horus d'Edfou comme étant au début, dans l'une de ses formes, le chef et le dieu d'une tribu d'ouvriers travaillant le métal, ou plutôt travaillant le fer. On ne saurait en effet se dissimuler qu'il y a une affinité réelle entre le fer et la personne d'Horus en certains mythes. Horus est la face céleste (horou), le ciel, le firmament, et ce firmament est de toute antiquité, un toit de fer, si bien que le fer en prit le nom de ba-ni-pit, métal du ciel, métal dont est formé le ciel: Horus l'aîné, Horus d'Edfou, est donc en réalité un dieu de fer. II est, de plus, muni de la pique ou de la javeline à point de fer, et les dieux qui lui sont apparentés, Anhouri, Shou, sont de piquiers comme lui, au contraire des dieux du nord de l'Égypte, Ra, Ptah, etc., qui n'ont pas d'armes a l'ordinaire. La légende d'Harhouditi conquérant l'Égypte avec les masniou serait-elle donc l'écho lointain d'un fait qui se serait passé au temps antérieurs à l'histoire? Quelque chose comme l'arrivée des Espagnols au milieu des populations du Nouveau Monde, l'irruption en Égypte de tribus connaissant et employant le fer, ayant parmi elles une caste de forgerons et apportant le culte d'un dieu belliqueux qui aurait été un Horus ou se serait confondu avec l'Horus des premiers Égyptiens pour former Harhouditi. Ces tribus auraient été nécessairement d'origine Africaine, et auraient apporté de nouveaux éléments Africains à ceux que renfermait déjà la civilisation du bas Nil. Les forgerons auraient perdu peu à peu leurs privilèges pour se fondre au reste de la population: à Edfou seulement et dans les villes où l'on pratiquait le culte de l'Horus d'Edfou, ils auraient conservé un caractère sacré et se seraient transformés en un sorte de domesticité religieuse, les masniou du mythe d'Horus, compagnons et serviteurs du dieu guerrier»15.
Если мы согласимся с предположением Масперо, что старший Хор на самом деле явился из Центральной Африки, то следы его приверженцев должны найтись в верховьях реки.
Но сейчас мы не можем осуществить такие поиски, тогда как южная граница Кали из надписей во время Тутмоса III, как говорит Птолемей, видимо, связана с Колоэ на 4°15′ с. ш.16
По сути говоря, мы можем добыть явные свидетельства того, что культ южных звезд спустился по реке; например, α Центавра, видимо, наблюдалась в Джебель-Баркале еще до Фив — Сириус слишком современный, чтобы его рассматривать, — и прежде всего есть примечательная серия храмов, ориентированных на Канопус еще до 6000 года, которая не спускается ниже Эдфу.
В таком случае можно в общем сказать, что существовали две различные группы звездных храмов, построенных, вероятно, разными народами или, во всяком случае, народами с очень разными подходами к астрономии.
Пора задаться вопросом, может ли время создания разных храмов, определенное с помощью описанных в предыдущих главах методов, пролить какой-то свет на наше исследование. Здесь я должен повторить, что почти во всех случаях время основания, определенное таким образом, оказывается более ранним, чем общепринятая датировка, которая всегда относится к каменному зданию, тогда как, по всей вероятности, первая постройка была всего лишь кирпичным святилищем. В поддержку этой точки зрения я могу заявить, что забота о разрушенных святилищах считалась одной из обязанностей царя.
«Я велел воздвигнуть памятники богам; я украсил их святилища, чтобы они сохранились для потомков; я укрепил их храмы; я восстановил разрушенное и позаботился о построенном в прежние времена»17.
Тутмос III нашел не только первоначальный храм Амона-Ра, построенный из кирпича, но и храм в Семне, тоже кирпичный, и перестроил его в память о Сенусерте III18.
В следующей таблице я свел время основания храмов, которое посчитал самым вероятным, исходя из вышеуказанного и многих других соображений. Конечно, датировка довольно условная, так как местные данные во многих случаях отсутствуют. Если нет информации о высоте видимого горизонта по оси храма, я взял холмы высотой 1° и воспользовался данными из главы 30, напечатанными жирным шрифтом.
Таблица храмов, построенных северным и южным звездам
|
Северные звезды |
Южные звезды |
|
Год до н. э. |
α Большой медведицы |
γ Дракона |
Капелла |
Спика |
Факт |
α Центавра |
Канопус |
Сириус |
Примечания |
[6400] |
|
|
|
|
|
|
1, 2, 3, 4 |
|
1. Эдфу (?), 2. Филэ, 3. Амада, 4. Семна |
5400 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5300 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1. Мемфис |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2. Иуну |
5200 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
1. Иуну |
5100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4900 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4800 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
1. Дендера |
4700 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4600 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1. Редезия |
4500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4400 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4300 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4200 |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
1, 2. Дендера (храм построен, когда у обеих звезд были равные амплитуды) |
4100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3900 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3800 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3700 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1. Баркал (E) |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
2. Курна (Сети I) |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
3. Мемноний (Западный храм) |
3600 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1. Курна (дворец) |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
2. Баркал (B) |
3500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Карнак (Z и X) |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2. Дакка |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
3. Дендера |
3400 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
1. Карнак (V) |
3300 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3200 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
1. Абу-Симбел (храм Хатхор) |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2. Карнак (Y) |
3100 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1. Карнак (храм O, нем.19) |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
2. Дейр-эль-Медина (нем.) |
3000 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1. Карнак (U) |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
2. Вади-Хальфа (Тутмос II) |
2900 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1. Баркал (L) |
2800 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1. Вади-Хальфа (Тутмос III) |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
2. Себуа |
2700 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1. Дейр эль-Бахри |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
2. Вади-эс-Суфра |
2600 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1. Мемноний (Рамсес II) (среднее между фр. и нем.) |
2500 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1. Карнак (W) |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
2. Карнак (J) |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
3. Мединет-Абу (JJ) |
2400 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1. Ком-Омбо (малый храм) |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2. Малый южный храм (Мемноний) |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
3. Баркал (J и H) |
2300 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1. Иуну (восстановление) |
2200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2100 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1. Карнак (B) |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
2. Семна |
2000 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1. Доша |
1900 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1. Тель-эль-Амарна |
1800 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1. Карнак (D, нем.) |
1700 |
|
|
1 |
|
|
|
2 |
|
1. Карнак (G)
2. Карнак (Сети II) |
1600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1400 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1. Нага (храм g, нем.) |
1300 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1. Нага (храм f) |
1200 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1. Карнак (A, M, C) |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2. Мединет-Абу (дворец KK) |
1100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1000 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1. Карнак (Хонсу) |
900 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
800 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1. Филэ (эфиопский храм) |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
2. Мединет-Абу (эфиопский храм) |
700 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1. Дендера (храм Исиды) |
Из таблицы можно сделать следующие общие выводы:
1. Как показывает таблица, в ранние эпохи наблюдаются отчетливые периоды строительства храмов.
2. Если мы согласимся с возможным существованием храмов Канопуса, о которых говорилось в главе 30, то старейшие из найденных до сих пор фундаменты зданий в Египте направлены к южным звездам. Они ограничиваются Верхним Египтом и относятся ко времени до 6000 года до н. э.
3. Храмы северных звезд, α Большой Медведицы, γ Дракона и Капеллы (Сета и Птаха), начинают появляться в Дельте примерно на 1000 лет позже. Затем серия прерывается примерно до 3500 года до н. э.
4. Храмы южных звезд, обращенные к Факту в летнее солнцестояние и α Центавра в осеннее равноденствие, начинают появляться примерно в 3700 году до н. э.
5. γ Дракона сменяет α Большой Медведицы в Дендере; храмы северных звезд впервые возникают на юге в Карнаке и Дакке в 3500 году до н. э.
6. Впервые около 3200 года до н. э. храмы северных и южных звезд строятся одновременно.
7. После этого строительство в основном ограничивается храмами южных звезд.
Если взять даты Бругша, оказывается, что основания большинства храмов заложены примерно во времена Снефру, Пепи и XII династии. Более поздние цари основали мало храмов — их обязанностью было расширять, восстанавливать и присоединять. Даже Тутмос III, кажется, не заложил новых фундаментов, кроме, быть может, храма Птаха в Карнаке, но и это сомнительно.
Чудесный Зал колонн под названием Ахмену (Великолепный памятник) в храме Амона-Ра Тутмос III посвятил не только Амону-Ра, но и своим предкам. Важно разобраться, кем они были в свете обсуждаемой темы. Я привожу их приблизительную датировку20.
|
Бругш, г. до н. э. |
Мариет, г. до н. э. |
Снефру, IV династия |
3766 |
4235 |
Джедкара Исеси, V династия |
3366 |
3951 |
Пепи, VI династия |
3233 |
3703 |
Интефы, XI династия |
2500 |
3064 |
Самые знаменитые правители XII династии |
2433—2300 |
2851 |
Тридцать правителей XIII династии |
2233 |
(?) |
Интересно отметить, что в этом списке строители великих пирамид в Гизе и все фараоны, которые, как рассматривалось в предыдущей главе, поклонялись равноденствию, оставлены без внимания. Такое впечатление, что названные предки происходили с юга и были предшественниками Тутмоса по вероисповеданию, как и по времени.
Первый из этих предков — если согласиться с датировкой Бругша, которая, по-моему, сомнительна, — ограничился южными храмами; большинство храмов, построенных рядом со времен Пепи, ориентированы на юг. XII династия оказалась более разносторонней.
План пирамид в Нури
Чем дальше мы заходим, тем более интересные факты раскрываются в этом сопоставлении храмов северных и южных звезд. Однако дело не ограничивается храмами — сказанное относится и к пирамидам. В Гизе мы находим и храмы, и пирамиды, ориентированные на запад и восток. В верхнеегипетских Джебель-Баркале, Нури и Мероэ мы видим, что и храмы, и пирамиды смотрят на юго-восток, а в Джебель-Баркале, где и те и другие существуют вместе, мы видим отчетливые группы пирамид, соединенных своей ориентацией с каждым храмом. Однако я не нахожу сведений о вероятном времени постройки этих пирамид; в отсутствие фактов кажется справедливым предположить, что они построены тогда же, когда и храмы, с которыми пирамиды согласуются по ориентации.
В следующих таблицах я привожу значения для Нури, Мероэ и Джебель-Баркала; предполагается западное отклонение 8½°.
Нури21
Культ |
Магнитный азимут севернее точки востока, градусы |
Астрономическая амплитуда южнее точки востока, градусы |
Склонение, градусы |
Пирамиды 10, 11, 12 |
136 |
37½ |
−35¼ |
Пирамиды 1, 4 |
137¼ |
38¾ |
−36¼ |
Пирамиды 13, 14, 15 |
139 |
40½ |
-38 |
Пирамиды 2, 3, 16, 17 |
145½ |
47 |
−43¾ |
Пирамиды 5, 6, 7, 8, 9 |
146½ |
48 |
−44¾ |
Мероэ22
Культ |
Магнитный азимут севернее точки востока, градусы |
Астрономическая амплитуда южнее точки востока, градусы |
Склонение, градусы |
Пирамида 16 |
102 |
3½ |
−3¼ |
Пирамида 20 |
103 |
4½ |
−4¼ |
Храм рядом с каналом |
112 |
13½ |
−12¾ |
Пирамида 15 |
112 |
13½ |
−12¾ |
Пирамиды 14, 37 |
113 |
14½ |
−13¾ |
Пирамида 10 |
116 |
17½ |
−16¾ |
Пирамида 39 |
118 |
19½ |
−18¾ |
Пирамида 19 |
83 |
15½ |
+14¾ |
Джебель-Баркал23
Культ |
Магнитный азимут севернее точки востока, градусы |
Астрономическая амплитуда южнее точки востока, градусы |
Склонение, градусы |
Храм E |
132 |
33½ |
−31½ |
Пирамида 18 |
132½ |
34 |
−32 |
Храм L |
136½ |
38 |
−35½ |
Пирамиды 9, 13 |
136 |
37½ |
−35½ |
Пирамида 11 |
140 |
41½ |
−39 |
Пирамиды 1, 2 |
141 |
40½ |
−39¾ |
Храмы J и Н |
146 |
47½ |
−44½ |
Пирамида 20 |
146 |
47½ |
−44½ |
Пирамиды 2, 15, 16, 17 |
147 |
48½ |
−45½ |
Храм В |
152 |
53½ |
−49¾ |
Пирамиды 5, 6, 7, 8, 10 |
153 |
54½ |
−50½ |
Пирамида 19 |
156 |
57½ |
−53 |
Исходя из вышеуказанного, есть основания сделать вывод, что пирамиды и храмы, ориентированные на юго-восток и, как я утверждаю, на α Центавра в момент, когда она предвещала осеннее равноденствие, построены народом с другими астрономическими идеями, культами и мифологией, нежели у того народа, который построил в Гизе сооружения, обращенные на восток и запад, и наблюдал за гелиакическим восходом Антареса24, отмечавшим осеннее равноденствие. Единственное, что между ними общего, — это наблюдение за равноденствием, и в этом смысле мы можем сделать вывод, что оба народа первоначально не обитали в долине Нила, но кружными путями пришли из другой страны или стран, где жители наблюдали за равноденствиями.
План храмов и пирамид в Джебель-Баркале
Примечания
1. Стоило бы разобраться, не есть ли наблюдаемая северная звезда истинная Нефтида (Небетхет). Если так, то триада Нефтиды, Исиды и Хора представляет собой ежедневные астрономические наблюдения.
2. Rawlinson. I, 337.
3. Brugsh. Egypt under the Pharaohs. 1891. P. 3.
4. Brugsch. History. P. 6.
5. Maspero. Histoire ancienne. P. 59.
6. Ibid. P. 63.
7. Rawlinson. II. P. 134.
8. Maspero. Histoire ancienne. P. 5.
9. Brugsch. History of Egypt. 1891. P. 54.
10. Mariette. Der el-Bahari. P. 31. Мистер У.Т. Тислтон-Дайер, директор королевских садов Кью, с ними согласен. С его разрешения я публикую следующий отрывок из его письма мне: «Единственный несомненный факт, который я могу отметить, — это изображение на рисунках низкорослого дерева, высотой, видимо, около 1,2 метра. Скорее всего, из его ствола добывали камедь или смолистые экссудаты. По мнению Мариета, это растение — мирра, Пунт — Сомали, а Та Нечер — Сокотранский архипелаг. Все это очень хорошо согласуется с ботаническими фактами. Растения, из которых получают мирру, встречаются и в Сомали, и в Аравии, а также на Сокотре, как утверждает Бейли Бальфур. Сомали и Аравия, как и раньше, производят мирру, и нам известно, что египтяне активно использовали ее для бальзамирования. Данных о том, что мирра или какое-то подобное растение когда-либо встречалось ниже экватора, нет. Я не могу отправить вас дальше Берберы».
11. По этому поводу я получил разрешение напечатать отрывок из письма, полученного от моего друга сэра Джона Керка, рыцаря-командора ордена Бани: «Посылаю вам сделанную в 1858 году в дельте Замбези фотографию дома на сваях. Тамошние жители селятся в таких домах. Они поднимаются туда по лестнице и хранят свои пожитки наверху. Потом я видел такие же дома в устье реки Руфиджи, против острова Мафия, южнее Занзибара. В обоих случаях причина такого типа домов — то, что местность периодически заливает вода, а также это помогает спрятаться от москитов. Подобные постройки, как мне рассказали, встречаются и на Мадагаскаре. По-моему, в районе озера Ньяса есть целые деревни, которые живут на воде на искусственных островах, стоящих на сваях».
12. Rawlinson. II. P. 131.
13. L'anthropologie. 1891. № 4.
14. «Именно из Южного Египта кузнецы снова поднялись на север; их первоначальным местом был юг Египта, часть страны, более всего связанная с центральными районами Африки и ее жителями».
15. «Я думаю, мы можем представить себе Хора из Эдфу как существующего в начале в одной из его форм, главу и бога племени людей, работающих с металлом или, вернее, с железом. В самом деле невозможно скрыть, что в некоторых мифах есть настоящее родство между железом и личностью Хора. Хор — это небесное лицо (херу), небо, и очень древнее, железная крыша, так что железо получило название ба-ни-пет, небесный металл, металл, из которого сделано небо: старший Хор, Хор из Эдфу, на самом деле бог железа. Он, кроме того, вооружен копьем из железа, а родственные ему боги, Анхури, Шу, тоже, как и он, вооружены копьем, в отличие от богов Северного Египта, Ра, Птаха и других, которые не имеют обычного оружия. Если легенда о Хархудити завоевала Египет вместе с месниу, является ли она далеким отголоском факта, произошедшего в доисторические времена? Примерно как прибытие испанцев к туземцам Нового Света, появления в Египте племен, знавших и использовавших железо, имеющих в своей среде касту кузнецов и принесших с собой поклонение воинственному богу, который был бы Хором или был бы спутан с Хором первых древних египтян, превратившись в Хархудити. Эти племена должны были иметь африканское происхождение и добавить новые африканские элементы к тем, которые уже содержались в цивилизации нижнего Нила. Кузнецы постепенно потеряли свои привилегии и смешались с остальной частью населения: только в Эдфу и городах, где поклонялись эдфускому Хору, они сохранили бы свой священный характер и превратились бы в своего рода религиозных служителей, месниу из мифа о Хоре, спутников и слуг воинственного бога».
16. Brugsch. Egypt. P. 184.
17. Надпись Тутмоса III в переводе Бругша (Brugsh. Egypt. P. 188).
18. Brugsch. Egypt. P. 184.
19. Нем. — немецкие значения ориентации; фр. — французские.
20. Brugsch. Egypt. P. 180.
21. Планы см.: Lepsius. Vol. II. P. 130.
22. Ibid. P. 133, 134.
23. Планы см.: Lepsius. Vol. II. P. 125, 127.
24. Здесь есть один весьма любопытный момент. Судя по храмам в Вади-Хальфе, осмотренным капитаном Лайонсом, которые, как я понимаю, ориентированы на α Центавра, когда оба народа позднее слились в один, богиня Серкет, видимо, стала олицетворять обе звезды, предвещавшие равноденствие.
|