|
Глава 34. Происхождение египетской астрономии: северные школы
Происхождение египетской астрономии: северные школы
До сих пор мы имели дело с рассветом астрономии в Египте. Мы узнали, что с самых ранних времен там велись астрономические наблюдения и практически существовало три школы. У всех трех общим был культ солнца, но различить их можно по связанному с ним культу звезд. Мы нашли тех, кто поклонялся северным звездам, южным звездам и восточным и западным звездам.
Почитателей северных звезд можно связать с Иуну, восточных и западных звезд — с пирамидами в Гизе, а южных звезд — с Верхним Египтом.
В этой главе нам предстоит понять, помогает ли ориентация построек разобраться с возможными ответами на вопрос, следует ли нам остановиться на этих, уже рассмотренных городах и селениях и признать Египет настоящей колыбелью астрономической науки, или изученные факты вынуждают нас сделать шаг назад и признать, что истинный источник находится где-то еще, что, иными словами, астрономия зародилась не в Египте, а была туда ввезена.
Из последних трудов по языкам Ассирии и Вавилонии складывается впечатление, что в этих странах скорее, чем где-либо, могли возникнуть цивилизации древнее египетской, на которые мы уже успели бросить взгляд.
Но прежде чем пойти дальше, надо кое-что рассказать о самой Вавилонии, поскольку в ней тоже слились по крайней мере две разные школы астрономической мысли. Связанные с этим факты до сих пор находятся во мраке неизвестности, но это и не удивительно, если подумать, как еще недавно нам стали доступны какие-либо знания, проливающие свет на прошлое этих регионов. Однако я должен лишь коротко их затронуть, и для этого мы воспользуемся двумя последними опубликованными книгами по этому вопросу. Я имею в виду «Гиббертовские лекции» профессора Сейса и «Космологию вавилонян» профессора Йенсена.
Но какой период нам следует взять?
Изучение ориентации египетских храмов показывает, что за звездами α Большой Медведицы, Капелла, Антарес, Факт и α Центавра велись тщательные наблюдения, за некоторыми еще за 5 тысяч лет до н. э., за другими между 4-м и 3-м тысячелетиями до н. э. Я также показал, что в Эдфу и на острове Филэ, возможно, наблюдали за звездой Канопус еще в 6400 году до н. э. Кроме того, созвездия Бедра (Большой Медведицы), Бегемота (Дракона), Быка и Скорпиона были открыты во время пирамид.
Значит, если мы считаем это рассветом астрономии в Египте, необходимо выяснить, есть ли какие-то данные, которые сообщат нам что-либо о Вавилонии, чтобы мы смогли сравнить наблюдения в двух регионах не только с целью установить, в какое время относительно друг друга они совершались, но и чтобы добыть из них какие-то аргументы, которые могут пригодиться в ходе нашего исследования.
Здесь нам придется ограничиться лишь некоторыми отдельными вопросами; мы уже довольно хорошо знаем, как говорилось раньше, что таблички с предсказаниями, где упоминается царь по имени Саргон (вероятно, Саргон I Аккадский), правивший в Вавилоне около 3700 года до н. э., неопровержимо доказывают, что вавилоняне культивировали астрономию в течение тысяч лет до нашей эры1. Но для того чтобы провести сравнение, нужно оставить общее и перейти к частному. Я начну с северных созвездий, так как из моих исследований вытекает, что в Иуну и Дендере еще с древнейших времен возводились храмы для поклонения им — в виде Анубиса или Сета, как говорилось выше, то есть α Большой Медведицы и γ Дракона.
Школа Иуну. Культ Сета
По Масперо, Сет дал начало одной из божественных династий в Иуну, и, видимо, там поклонялись северным звездам. Насколько я понимаю, среди египтологов нет сомнений в том, что боги Сет, Сит, Тифон, Бес, Сутех тождественны. К этому списку, пожалуй, надо прибавить Омбо и Нуби2. Также хорошо известно, что Сутех был богом хананеян3, а Бес отождествляется с Сетом в Книге мертвых4.
Кроме того, Масперо утверждает, что в Мемфисе5 (время не указано) существовали храмы, посвященные Сутеху и Баалу. В главе об околополярных звездах я предположил, что они считались олицетворениями сил тьмы и нижнего мира, и, по-моему, египтологи подтверждают, что Анубис в форме шакала существовал либо одновременно с Осирисом, либо предшествовал ему в этом смысле.
Ровно в центре круглого дендерского зодиака мы видим шакала на полюсе экватора; он, очевидно, изображает Малую Медведицу.
Итак, есть ли во всем этом какая-то связь с Вавилоном?
Для начала от Пьерре6 мы узнаем, что бегемот, символ Сета и Тифона, был иероглифом вавилонского бога Баала.
Есть ли созвездие в виде шакала в вавилонской астрономии? Несомненно, причем уже в древности. Йенсен7 говорит о разных прочтениях «шакала» или «леопарда» и утверждает, что есть сомнения только в том, что понималось под этой фигурой: бог Ану или полюс эклиптики Ану. И тот и другой, конечно, годятся для нашей цели; леопард в Вавилоне вполне мог так же символизировать ночь, как шакал в Северном Египте.
Почти нет сомнений, что шакал, леопард, гиена, черная свинья (дикий кабан) и бегемот были выбраны представителями бога зла и тьмы (связанного с околополярными созвездиями), так как они уничтожают стада и разоряют посевы. Если это так, то вполне справедливо, что шакал будет связан с Северным Египтом, бегемот — с южным, а дикий кабан — с широтами к северу от Египта (и, возможно, Ниневии). Таким образом, кто представляет бога тьмы, зависело от широты местности. В этой связи я могу сказать, что доктор Склейтер и доктор Солвин сравнительно недавно отослали меня к одной интересной статье покойного мистера Тоумса8 о том, что бегемот, выходя из воды, выделяет из особых пор на коже кроваво-красную жидкость. Это сразу же объясняет, почему Тифон принял форму красного бегемота и почему мистер Ирвинг на современной сцене соединяет современного дьявола Мефистофеля с красным огнем.
Я не знаю, обязано ли сходство слов Ану, Иуну и Ан простому совпадению, но все-таки весьма необычно, что самые древние храмы Нижнего Египта (Гелиополь и Дендера) называются Иуну или Ан9, если они никак не связаны с вавилонским богом Ану.
Что касается Анубиса, то совершенно ясно, что из семи звезд Малой Медведицы получается очень хороший шакал с опущенным хвостом, как его обычно изображали египтяне (см. с. 285), и что они образуют ближайшее к полюсу эклиптики компактное созвездие.
Поклонение Анубису как богу мертвых или ночи, был он связан с вавилонским Ану или нет, было главным культом до Менкаура, строителя третьей пирамиды в Гизе10 (3633 год до н. э. по Бругшу, 4100 год по Мариету). Осирис не упоминается. Крышка саркофага этого фараона с молитвой Осирису «отмечает новую религиозную тенденцию в анналах Египта. Здесь впервые появляется принятие оправданной души Осирисом, основная доктрина ритуала мертвых».
Поэтому кажется чрезвычайно вероятным, что поклонение околополярным звездам существовало как в Вавилонии, так и в Египте в самые древние времена, до которых мы можем добраться.
Как ни удивительно, вавилоняне, по-видимому, еще в глубокой древности отличали полюс экватора от полюса эклиптики. Его они назвали Бел. Йенсен считает, что с ним не была связана ни одна звезда11, но за 6 тысяч лет до н. э. полюс должен был располагаться вблизи звезд современного созвездия Дракона, от которых, как я предположил, состояло старое египетское созвездие Бегемота.
Но и это еще не все; вавилоняне отличали движение относительно эклиптики от движения относительно экватора. Одна надпись гласит:
- «Путь относительно Ану», то есть эклиптика с полюсом у Ану.
«Путь относительно Бела», то есть экватор со своим полюсом у Бела.
Иными словами, они явно различали видимые движения небесных тел в течение дня и года, и при этом мы также замечаем
- Кабал сами, «середину небес», определяющую меридиан.
Насколько я понимаю, когда Анубис был верховным богом в Египте, единственными богами солнца в Мемфисе и Иуну были Ра и Атум. Птах, видимо, был смешанным богом солнца и звезды, то есть Капеллы, предупреждающей о восходе солнца во время сбора урожая.
Затем я узнал от профессора Сейса12, что в Вавилонии Ану и Бел считались двумя членами триады с начала семитского периода, а третьим членом, скорее всего, была южная звезда, чью персонификацию мы увидим в дальнейшем; и только в поздние времена в Вавилонии складывается триада из солнца, луны и Венеры13, причем в Вавилоне Венеру заменяет Сириус14.
Двум северным божествам строили храмы; в одном храме в Вавилоне15 поклонялись сразу обоим, поэтому он должен был быть ориентирован ровно на север; и, вероятно, в нем должен был быть каким-то образом указан полюс экватора (высота которого равна широте места). Там не велись наблюдения за восходами или закатами, ибо Эриду, самый южный из вавилонских городов, имел примерно ту же широту, что и египетский Бубастис. Полюс эклиптики (Ану) должен был обращаться вокруг полюса экватора (Бел), находясь всегда выше горизонта.
Поэтому раз Сутех = Ану, а Баал = Бел, то храм этим божествам в Мемфисе, о котором говорит Масперо (см. выше), должен был иметь такую же ориентацию, как и храм в Вавилоне, то есть на север; и если это свидетельство посчитать достаточно убедительным, чтобы связать вавилонского Бела с египетской Таурт, то мы получаем не только Малую Медведицу, но и Дракона, представленного в древнем культе и мифологии как Египта, так и Вавилонии.
По мнению профессора Сейса16, в Вавилонии прослеживается явное изменение идей, связанных с Ану, — и в Египте тоже произошли большие перемены в отношении к Анубису. Наблюдения за звездами рядом с полюсом эклиптики использовались еще до того, как звезды стали представлять либо высшие, либо низшие силы — то есть прежде того, как Египет дошел до стадии Анубиса или Сета. После этого был сделан еще один шаг вперед, когда Ану предписывал места солнцу, луне и вечерней звезде и символизировал силы природы.
Есть данные, хотя, к сожалению, и очень скудные, что отправления культов в храмах были очень похожи в обеих странах.
Во время церемоний в храмах происходили процессии со статуями богов в лодках или ковчегах17. Такое же перпендикулярное расположение храмов, характерное для Египта, было характерно и для Вавилонии. Возможно, это и есть причина, почему Белом так часто называют солнце, хотя этим именем назывался совместный культ. С другой стороны, иногда явно говорится о том, что в храме солнца происходит поклонение звездам. Так, в храме Мардука Эсагиле, как мы узнаем, «через два часа после наступления ночи жрец идет и берет воды из реки; он становится пред лицом Бела и, надев мантию пред лицом Бела, произносит молитву» и т. д.18 Значит, храм должен быть ориентирован на север. Ночные молитвы в храме солнца позволяют сделать довольно уверенный вывод о существовании смешанного культа.
То есть кажется вполне убедительным, что ко времени основания храма в Иуну и в Северном Египте, и в регионе на северо-востоке от него знали звезды около полюса экватора и понимали важность наблюдения за ними. Был ли культ Сета ввезен в Египет из этого региона, или он имеет общее происхождение, пока что остается без ответа.
Школа равноденствия — культ весеннего солнца
Как мы видели, ориентация на восток и запад в основном характерна для пирамид Гизы и связанных с ними храмов, но ими она не ограничивается.
Аргумент в пользу того, что эти сооружения построены чужаками, вторгшимися в страну, состоит в следующем: это радикально новая астрономическая идея, не встречающаяся в Иуну и довольно нехарактерная для Египта, где разлив реки происходит в солнцестояние, каким было бы осеннее равноденствие в Эриду, где река разливается в весеннее равноденствие.
Исходя из того, что известно о разливе Нила как о доминирующем факторе и устанавливающем начало египетского года в солнцестояние, мы можем заключить, что и другие древние народы в аналогичных условиях стали бы действовать аналогичным образом; и если эти условия были таковы, что на весну приходилось время сева, а на осень — сбор урожая, то новый год у них начинался бы в равноденствие.
Итак, чем долина Нила была для Египта, тем же долина Тигра и Евфрата была для Вавилонской империи. Как и Нильскую долину, ее каждый год затапливали разлившиеся реки, и, как и в Египте, ее плодородие зависело от того, как происходило орошение земли.
Но в отличие от Нила разлив этих рек начинался примерно в весеннее равноденствие; поэтому мы можем допустить, что тогда же начинался и год и, рассуждая по аналогии, что объектом их поклонения, по всей вероятности, было равноденствие.
В таком случае народ, пришедший в Египет из этого региона, удовлетворил бы одному условию задачи. Но есть ли какие-то сведения о том, что этот народ строил храмы солнца и стены, обращенные к востоку и западу, а также пирамиды?
Статуя Хефрена, найденная в храме около Сфинкса
Сведений таких хватает (о чем говорилось в главе 9, но, увы, вавилонские здания, которые обычно строились из кирпича, а не камня, не сохранились до наших дней, в отличие от построенных в Египте. Однако, хотя мы не можем изучить их в сравнении, исследования показали, что в целом в регионе северо-восточнее Египта стены теменоса и городов идут на восток и запад; и хотя в настоящее время точно установить нельзя, для некоторых из них предполагается глубокая древность. Более того, как уже указывалось выше, храмы, сохранившиеся в районах, где был доступен камень, например в Пальмире, Баальбеке, Иерусалиме, все расположены на восток и запад.
Однако еще лучше известны зиккураты, пирамидальные сооружения высотой около 45 метров, которые воздвигались во всех значительных городах. Это были настоящие обсерватории, ступенчатые пирамиды, как ясно видно на изображениях, найденных на современных им табличках; и одну из них, семиступенчатую и очень древнюю, как известно, восстановил в Вавилоне Навуходоносор II примерно за 600 лет до н. э.
Внимательное изучение исторических упоминаний о разных египетских пирамидах не оставляет сомнений, что ступенчатые пирамиды — древнейшие. В таком случае вполне может быть так, что они были построены по вавилонскому образцу, и это дополнительный аргумент в пользу вторжения народа пирамидостроителей в Египет из Вавилонии.
Но в подходящее ли время жил этот народ, поклонявшийся равноденствию и строивший пирамиды?
В настоящее время среди ученых нет разногласий в том, что факты убедительно свидетельствуют о существовании таких вавилонских царей19:
Этана |
4200 год до н. э. |
Нарам-Син |
3800 год до н. э. |
Саргон I |
3750 год до н. э. |
Древнейшую известную пирамиду можно отнести примерно к 3700 году до н. э. (по Бругшу) или к 4200 году до н. э. (по Мариету).
Поэтому и третий ряд фактов, кажется, говорит в пользу вавилонского вторжения. Несомненно, был какой-то народ, который строил пирамиды и поклонялся равноденствию, как вавилоняне в то время, когда, по-видимому, были воздвигнуты египетские пирамиды.
Еще одно связующее звено прослеживается в статуях Хефрена, найденных в храме при пирамидах и в Телло (древнем Лагаше) месье де Сарзеком в 1881 году. Эта последняя находка состояла из нескольких больших диоритовых статуй, поза которых почти идентична позе Хефрена на статуях в музее Гизы.
Это говорит нам, что Халдея и Египет примерно в то время, о котором идет речь, были равны в искусстве и владели одними и теми же инструментами. Кроме того, есть мнение, что диорит, из которого вырезаны обе группы статуй, добыт в одной и той же каменоломне на Синае. Надписи сделаны знаками, характерными для так называемого «линейного» вавилонского письма, — то есть они больше напоминают иероглифы, чем клинопись; и единицы измерения на плане города, который одна фигура из Телло держит на коленях, такие же, как единицы измерения египетских строителей пирамид, — локоть длиной 52,5 сантиметра, а не ассиро-вавилонский в 5520.
Итак, хотя относительно культа северных звезд невозможно сказать, происходит ли египетская школа астрономии из Вавилонии, либо школы обеих стран происходят из общего источника, очевидно, что применительно к культу равноденствия мы имеем лишь единственный источник — Вавилонию. Совпадение во времени одинакового типа сооружений и одинакового искусства в двух странах не оставляет сомнений в их общем происхождении.
Итак, подведем итог на данный момент: оба культа — северных звезд и равноденствия — были ввезены в Египет.
Примечания
1. Помимо книги с предсказаниями у нас есть «Наблюдения Бела», или «Толкования Бела» (Муллиль), семьдесят две книги о соединениях солнца и луны, фазах (?) Венеры и появлении комет (Sayce. Hibbert Lectures. P. 29.) Полные материалы для изучения вавилонской и ассирийской астрономии будут доступны лишь после того, как будет окончена публикация каталога из Куюнджикского собрания, который сейчас издается Британским музеем.
2. Rawlinson. I. P. 316.
3. Maspero. Histoire ancienne. P. 165.
4. Pierret. Le Panthéon Égyptien. P. 48. Выше я уже выражал сомнение по этому поводу.
5. Maspero. Op. cit. P. 357.
6. Pierret. Le Panthéon Égyptien. P. 4.
7. Jensen. Kosmologie der Babylonier. P. 147.
8. Tomes. Proc. Zool. Soc. 1850. P. 160.
9. Доктор Уоллис сообщает, что Ан — старое имя бога солнца.
10. Rawlinson. II. P. 64.
11. Jensen. Op. cit. P. 147.
12. Sayce. Hibbert Lectures. 1887. P. 193.
13. Ibid.
14. Jensen. Op. cit. P. 149.
15. Sayce. Hibbert Lectures. 1887. P. 439.
16. Ibid. P. 190.
17. Sayce. Op. cit. P. 280. В Британском музее есть рельеф с изображением этой церемонии.
18. Ibid. P. 101.
19. См.: Guide to the British Museum. P. 71.
20. Sayce. Op. cit. P. 33; Petrie F. // Nature. 1883. August 9. P. 341.
|