|
Глава 35. Происхождение египетской астрономии (продолжение): фиванская школа
Теперь, когда мы рассмотрели данные по астрономии Северного Египта, встает следующий вопрос, связанный с культами, которые, как мы выяснили, спустились вниз по Нилу. Были это местные или ввезенные культы?
Хотя я сформулировал его очень осторожно, некоторые данные свидетельствуют о том, что рассмотренные нами храмы южных культов основаны раньше, чем храмы северных; а также они связаны с Эдфу и Филэ, древность которых хорошо известна. Это одна точка расхождения. Вторая — то, что почти полное отсутствие храмов Сета и восточных и западных пирамид выше по реке говорит нам, что у нас нет сооружений, непосредственно или общим происхождением связывающих египетскую Дельту с Вавилонией с точки зрения астрономии и мифологии.
Как дает понять профессор Сейс, древнейшие люди, о которых есть какие-либо сведения, обитали в верхней части Персидского залива, один из главных тамошних городов был Эриду, от которого теперь осталось городище Абу-Шахрейн на восточном берегу Евфрата. Он возник как приморский город, но теперь удален от моря из-за накопления наносов в дельте, которые отодвигают берег примерно на 20 метров в год1. Одно это довод в пользу его большой древности.
Вместе с культурой Эриду возникло поклонение богу Эриду, главному богу Вавилонии, Эа, Оанну или Оаннесу, изображаемому в виде рыбы и каким-то образом связанному с солнцем в Козероге.
Замечательный анализ Йенсена (если бы у меня была возможность, я бы полностью привел здесь все его удивительные филологические извивы, см. с. 81—89) не оставляет в этом никаких сомнений; а его решающий довод: наш современный тропик Козерога — козы, которая до сих пор изображается на наших глобусах с рыбьим хвостом! — вавилоняне называли «дорогой, по которой идет Эа» или «дорогой к Эа».
Этот Эа считался таким великим богом, что ему приписывали честь сотворения людей; также он был великим гончаром и ремесленником, но к этому я вернусь позднее. В конечном итоге он образовал триаду вместе с Ану и Белом, то есть небесным полюсом и полюсом экватора2.
Бог Эриду
Предположим, что древнейший бог солнца, которого удалось найти в Эриду, был также богом солнца у древних путешественников, основавших колонию.
Как говорят, это был сын Эа и звали его Таммуз; каким-то образом он связан с Асари (Осирисом?) (Sayce. Hibbert Lectures. P. 144), который, по мнению Йенсена, олицетворял землю (Ibid. P. 195); о луне же мы как будто ничего не слышим.
Этот Таммуз (Думузи), как выясняется, в конце концов превращается в «Нергала южной Халдеи, солнечного бога зимы и ночи, правящего в загробном мире, как Радамант» (Ibid. P. 245), а в качестве правителя преисподней он становится сыном Муллиля (Энлиля) (Ibid. P. 197).
Так было сначала. Но что мы видим потом?
Нергал превращается в палящее летнее солнце! (Jensen. Kosmologie der Babylonier. P. 484) И наконец, в вавилонского бога весеннего солнца Мардука (Sayce. Hibbert Lectures. P. 144)3, где он считается сыном Эа и Дуазаг, она же Восточная Гора (Jensen. Kosmologie der Babylonier. P. 237).
Итак, какими бы запутанными ни казались эти превращения с точки зрения религии, с точки зрения астрономии они не только легкообъяснимы, но и вполне предсказуемы, если принять одну гипотезу, а именно что основатели Эриду первоначально жили в некой стране, где главные сельскохозяйственные работы приходились примерно на время осеннего равноденствия в Северном полушарии4.
Эта страна могла располагаться южнее экватора, и мы действительно находим такую страну, которая отвечает нашим требованиям, в районе Великих озер и на побережье против Занзибара.
Такая гипотеза может сначала показаться странной, но даже такой знаток, как Лепсиус, разделяет мнение, что Эриду заселили колонисты из Куша5. Границы Куша точно неизвестны, но вполне возможно, что он включал и Пунт, откуда происходит часть египетской культуры.
У всех древних народов важнейшие времена года в каждой местности неизбежно были связаны с севом и жатвой. Так, весеннее равноденствие и летнее солнцестояние южнее экватора соответствуют осеннему равноденствию и зимнему солнцестоянию севернее экватора. Если переселенцы явились в Эриду из района южнее экватора, они, естественно, должны были принести с собой не только свои южные звезды, но и южные времена года; но их весна стала северной осенью, а летнее солнцестояние — зимним. Так могло продолжаться в течение некоторого времени, и мы видим, что их богом солнца был бог зимнего солнцестояния Таммуз = Нергал.
Однако долго это продолжаться не могло; климатические условия не совпадали с этой неестественной системой6, и тогда жители должны были вернуться к прежним условиям, назвав новую зиму летом или, другими словами, сделав зимнего бога летним богом солнца — короче говоря, превратив Нергала в бога летнего солнцестояния. Видимо, именно это и произошло7.
Но почему потом Нергал превратился в Мардука? Потому что северные народы всегда стремились к югу, подталкиваемые сзади, тогда как культура Эриду перестала поставляться. Религия и астрономия севера постоянно укреплялись, и частью этой астрономии был культ солнца в весеннее равноденствие, то есть весны северного полушария, посвященной Мардуку. Поэтому Нергал делает новый шаг вперед и превращается в Мардука!
Также интересно отметить, что в Нинибе (Нинурте), еще одном боге солнца, мы видим почти точный аналог египетского Хора. Он — это восточное утреннее солнце, сын Асари (Осириса?) и бог сельского хозяйства8.
Я прилагаю последний перевод гимна богу солнца, о котором говорилось во введении:
- О Солнце (бог)! Ты встаешь на горизонте неба,
Отпираешь ты замок чистых небес,
Открываешь ты дверь небес.
О Солнце (бог)! Ты поднимаешь голову твою к миру,
О Солнце (бог)! Ты покрываешь землю величественным светом небес.
В таком случае Мардук, сын Эа, наконец так же становится богом солнца в весеннее равноденствие, как Амон-Ра в египетской мифологии — богом солнца в летнее солнцестояние.
Итак, перед нами неоспоримые свидетельства того, что в Южной Вавилонии вначале культ солнца был связан с зимой. Когда вавилонская культура выдвинулась на север из Эриду и встретилась с семитской культурой, зима сменилась весенним равноденствием — то есть таким же культом, как у строителей пирамид, вторгшихся в Северный Египет.
Мифы о Хоре и Мардуке
Как я показал в главе 14, говоря о мифе Хора, по всей вероятности, его астрономический смысл был в том, что восходящее солнце гасит северные звезды. Также я показал, что этот миф относится к глубокой древности, так как он создан во время, когда Дракон был околополярным созвездием, что он не прост по своей природе и, вероятно, говорит о народе солнцепоклонников, который отменил культ Сета, олицетворявшего северные звезды.
Факты, изложенные в последующих главах, показывают, что, если бы не было такого мифа, его следовало бы придумать; ибо даже одних храмов более чем достаточно, чтобы подтвердить антагонизм между культом Осириса и культом Сета.
Кроме того, я показал, что храмы северных звезд географически отделены от храмов южных звезд и что первые загорожены по оси другими зданиями, чтобы предотвратить отправление религиозных обрядов.
Хор из Эдфу, который изображается предводителем победоносных войск, отмщающим Сету за убийство Осириса, — союзник приверженцев южных звезд, которых мы проследили от Фив, возможно, до Центральной Африки (см. с. 364); и если связать миф с надписями на стенах храма в Эдфу и согласиться с тем, что храм мог быть основан в 6400 году до н. э. (см. с. 324), тогда должно было быть вторжение южных народов примерно в это время — вторжение, которое дошло до Северного Египта, где в конце концов их победил народ, поклонявшийся Сету, явившийся, как я, по-моему, доказал, из региона северо-восточнее Дельты. Вопрос в следующем: являются ли эти первые переселенцы теми самыми изначальными Хор-шесу, которые называются так именно потому, что они, возможно, присоединили культ солнца к культу луны? И была ли луна первым Осирисом, которого принесли с собой лунопоклонники вместе с 360-дневным годом?
В Аккаде и Шумере, где, по мнению Хоммеля и остальных, тоже прослеживается слово «Осирис» (Асари), божество солнца было дочерью божества луны. Знак глаза присутствует и в иероглифическом, и в клинописном написании имени, и глаз был одним из знаков в египетском имени Осириса. Но, как бы то ни было, храмы показывают нам, что в Египте культ Сета был культом северного народа и что в конце концов южный народ положил ему конец.
В Вавилонии было наоборот. Протохалдейский культ южной звезды и зимнего солнца Эриду в конце концов был изменен, поглощен и похоронен в семитском культе северных звезд Ану и Бела и весеннего солнца, сначала Мардука, а потом Шамаша.
Если бы тогда в Вавилонии люди сложили мифы, то у них получился бы миф, противоположный египетскому. Но они таки сложили мифы, и миф получился именно такой! Это история Мардука и Тиамат.
Главная перемена затронула бога солнца. Когда северный культ победил, экзотический культ осенних и зимних созвездий был упразднен и они стали изображаться побежденными в виде Тиамат, хотя когда-то этот культ занимал такое же важное место, как и культ Сета в Египте. Позднее складывается миф о том, как северное весеннее солнце Мардук побеждает злых богов или духов зимы; и главный среди них, конечно, бог в виде рыбы, который, находясь в центре, представляет зимнее солнцестояние.
Таким образом, в мифе прослеживается то, как северный культ весеннего солнца победил культ осеннего и зимнего солнца Эриду.
Если мы согласимся с такой интерпретацией, это позволит нам сопоставить египетские и вавилонские мифы с астрономической точки зрения; и перед нашим взглядом откроется удивительное отличие астрономических наблюдений, а также их формы, хотя и не источника, сделанных относительно астрономической мифологии в Египте и Вавилонии. С точки зрения астрономии в обеих странах мы имеем дело с рассветом, который предшествует восходу солнца в день нового года, и одновременным угасанием звезд.
Но каких звезд? В Египте, безусловно, эти угасающие звезды были главным образом представлены никогда не заходящими звездами — то есть околополярными, а главным среди них было созвездие Бегемота. В Вавилонии перед нами эклиптические созвездия.
По-моему, это общепризнанный факт, что Мардук был относительно поздним включением в вавилонский пантеон. Если его принес с собой победивший народ с севера (как он победил, искусством или хитростью, не имеет значения) и его культ сменил культ Эа, не видим ли мы здесь, с известными поправками, точный аналог египетского мифа о Хоре? В одном случае народ, поклоняющийся южной звезде, изгоняет тех, кто поклоняется северной звезде, в другом народ, поклоняющийся северному солнцу в равноденствие, изгоняет культ луны и солнца в солнцестояние. В одном случае у нас Хор, ежедневно восходящее солнце, убивает Бегемота (то есть современного Дракона), правителя ночи; в другом Мардук, бог весеннего солнца, убивает чудовищ Тиамат — от которых, по-видимому, происходят Скорпион, Козерог и Рыбы, созвездия зимних месяцев, которые в весеннее равноденствие образовывали пояс вокруг небес с востока на запад.
Предложенная выше основа вавилонской мифологии применительно к демонам Тиамат, сложившаяся, когда Солнце находилось в созвездии Тельца в весеннее равноденствие, позволяет нам отчетливо понять более поздние (хотя и похожие) образы, использовавшиеся в то время, когда Солнце в равноденствие перешло из Тельца в Овен — когда была написана Зенд-Авеста — и после того, как были определены двенадцать зодиакальных созвездий. Мы узнаем, что они поровну делились на царства Ахурамазды и Ахримана. Здесь я процитирую Дюпюи:
«L'agneau est aux portes de l'empire du bien et de la lumière, et la balance à celles du mal et des ténèbres; l'un est le premier des signes supérieurs, et l'autre des signes inférieurs.
Les six signes supérieurs comprennent les six mille de Dieu, et les six signes inférieurs les six mille du diable. Le bonheur de l'homme dure sous les premiers signes, et son malheur commence au septième, et dure sous les six signes affectés à Ahriman, ou au chef des ténèbres.
Sous les six signes du règne du bien et la lumière, qui sont agneau, taureau, gémeaux, cancer, lion et vierge ou épi, nous avons marqué les états variés de l'air et de la terre, qui sont le résultat de l'action du bon principe. Ainsi on lit sous l'agneau ou sous le premier mille ces mots, printemps, zephyr, verdure; sous le taureau, sève et fleur; sous les gémeaux, chaleurs et longs jours; sous le cancer, été, beaux temps; sous le lion, épis et moissons; et sous la vierge, vendanges.
En passant à la balance, on trouve les fruits; là commence le règne du mal aussitôt que l'homme vient à cueillir les pommes. La nature quitte sa parure; aussi nous avons écrit ces mots, dépouillement de la nature; sous le scorpion on lit froid; sous le sagittaire, neiges; sous le capricorne, glace et brouillard, siège des ténèbres et de longs nuits; sous le verseau, pluies et frimas; sous les poissons, vents impétueux»9.
Так как великие пирамиды построены во времена IV династии, вполне очевидно, что Эриду должен был быть основан задолго до того, чтобы там могли совершиться все эти вышеописанные превращения.
Довод относительно η созвездия Арго
Но есть свидетельства не только того, что в Эриду культ солнца первоначально был связан с зимним солнцестоянием. Известно, что там был и культ звезд, а также должен был быть и культ луны, судя по тому, что божеством соседнего Ура был лунный бог.
С Эа связана звезда Эа, которая, как считает Йенсен, возможно, соответствует η Арго10. Это мы сейчас и рассмотрим.
Йенсен приходит к выводу, что звезда Эа — η Арго, на том основании, что во множестве текстов говорится о ее периодическом потускнении; он очень кстати указывает, что единственное, на что следует обратить внимание в этой связи — это меняющаяся яркость звезды, и это приводит его к η Арго, самой поразительной из неустойчивых звезд в небе, которая в свой максимум сияет ярче Канопуса. В сущности говоря, очевидно, что никто не стал бы такими словами описывать звезду, скрытую облаками или чем-то в этом роде; но если звезду наблюдали только во время восхода над южным горизонтом, тогда ее отсутствие по таким причинам, как я полагаю, занесли бы в хроники, к тому же надо помнить, что именно в этом регионе должна была наблюдаться звезда Эа, если учитывать все надписи, о которых говорит Йенсен; она находилась на «äussersten Süden» («крайнем юге». P. 153). Она была «das Pendant des im Nordpol des Аеquators sitzenden Himmels-Bi'l» (P. 148); «Ia's Ort' am Himmel liegt im Süden» («место Эа на южном небе». P. 26).
Есть и еще один аргумент. Профессор Сейс в своих лекциях цитирует (P. 437) рассказ мистера Джорджа Смита о храме Бела, составленный на основании вавилонского текста. Храм был ориентирован на восток и запад. В описании одного из замкнутых помещений мы читаем, что с северной стороны стоял храм Эа, а с южной — храм Бела и Ану. Это свидетельствует не только о том, что Эа считался посвященным югу, но и что планировка храмовых построек соответствовала египетской, так что лучи солнца или звезды падали в храмы поверх голов находящихся во дворах верующих (ср. храм M в храме Амона-Ра. С. 128).
Но η Арго никогда не всходила и не заходила где-либо на юге. Я установил, что она имела склонение около −32° в 5000 году до н. э., которое увеличилось до −42° примерно к 2000 году до н. э. Следовательно, между двумя этими моментами ее амплитуда в Эриду изменялась в пределах 38°—51° южнее точки востока или запада. Это далеко от точки юга, но очень близко к точке юго-востока или юго-запада, к которым, как считается, были ориентированы боковые стены некоторых вавилонских сооружений.
Возникает вопрос, существовала ли звезда, удовлетворявшая этим условиям. Существовал целый ряд таких звезд.
Здесь можно сказать, что вследствие прецессионного движения разные звезды по очереди будут оказываться в этой роли через некоторый промежуток времени.
Начиная с довольно глубокой древности мы получаем:
Ахернар |
8000 лет до н. э |
Факт |
5400 лет до н. э |
Канопус |
4700 лет до н. э |
Эти звезды должны были появляться очень близко от точки юга на горизонте в Эриду в указанное время и описывать над ним небольшую дугу между восходом и закатом в определенное время года.
Итак, чтобы продвинуться дальше в исследовании звезды Эа или Эриду, следует процитировать легенду об Эа, или Оаннесе, которая дошла до нас от Бероса через Александра Полигистора11.
«В первый год из той части Эритрейского моря, которое омывает Вавилонию, появилось наделенное разумом существо по имени Оаннес, у которого (по словам Аполлодора) было тело рыбы, под рыбьей головой у него была еще одна, а внизу под рыбьим хвостом ноги, как у человека. Голос его и язык был человеческий и членораздельный; и его изображение сохранилось по сей день.
Это существо имело обыкновение проводить день среди людей, но в это время не принимало пищи; оно научило их письменности и наукам и всевозможным ремеслам. Оно научило их строить дома, возводить храмы (курсив мой. — Авт.), устанавливать законы и объяснило им основы геометрии. Оно научило их различать семена растений и собирать плоды; короче говоря, оно дало им все знания, которые могли смягчить обычаи людей и облагородить их образ жизни. С тех пор не было прибавлено ничего существенного, что бы улучшило его наставления. А когда солнце садилось, это существо Оаннес снова удалялось в море и проводило ночь на глубине, ибо оно было земноводным. После него появлялись и другие животные, подобные Оаннесу».
Храмы на острове Филэ
Здесь излишне приводить всех «других животных», которых перечисляет Евсевий, но одно из них нужно подчеркнуть. Комбинация Анодафа и Одакона показывает, что истинным прочтением должно быть Анадакон — то есть Ану и Дагон. Значит, это другое животное явно свидетельствует о введении северного семитского культа, и тем самым подтверждается гипотеза, что некоторые «другие животные», появившиеся впоследствии, как, например, Эа (Оаннес?), вполне могли быть новыми южными звездами, которые появились так, как я описал, и, возможно, привели к изменению культа.
Я думаю, что вся эта легенда явно говорит о том, что некие люди явились в Эриду с юга (?) на кораблях. Корабль превратился в человекорыбу, а звезда, на которую они показывали, говоря, откуда пришли, стала божеством.
Очевидно, что чужаки пришли с юга, потому что иначе не было бы речи о крайних южных звездах. Итак, с этим мы разобрались. Люди, поклонявшиеся южным звездам и зимним месяцам, включая солнцестояние, никак не могли быть туземными жителями Эриду. Вероятно, они были мореходами и приплыли с юга.
Храм в Амаде
Тогда перед нами встает следующий вопрос: связан ли этот культ каким-то образом с Египтом?
Одно из самых определенных и удивительных заключений, к которым приводит изучение храмов, — это что в Южном Египте культ в храмах ограничивался южными звездами и, далее, что есть ряд храмов, возможно датируемых 6400 годом до н. э., ориентированных на Канопус. Это, безусловно, довод в пользу существования культа, аналогичного тому, чьи следы найдены в Эриду.
Но есть ли там какие-то следы Эа и его сына, бога солнца?
Этот бог, как мы видели, был каким-то образом связан с Асари. Насколько мне известно, ученые, вероятно, согласны с тем, что между этим словом и египетским Осирисом существует безусловная связь. Как сообщает профессор Сейс, клинописные идеограммы и иероглифы имеют одно и то же значение и свидетельствуют о том, что это однокоренные слова12.
Эа изображался в виде рыбы, он был гончаром и «творцом людей». Сознаюсь, что здесь меня поражает и кажется весьма многозначительным сходство с южноегипетским богом Хнумом. Он изображается с козлиной головой, а не с бараньей, как обычно считается; он не только творец людей, но он еще и гончар, и на острове Филэ он фактически изображается в сочетании этих атрибутов: он лепит людей из глины на гончарном круге. По Бунзену, говорится, что он слепил на своем круге божественные члены Осириса и называется «ваятелем всего человечества»13.
Я позволю себе процитировать следующий отрывок из Ланцони (P. 956): «Xnum — Хnum [Chnemu] significa «fabbricatore, modellatore»... Questo demiurgo apparisce come una delle più antiche divinitа dell'Egitto, ed aveva un culto speziale nello Nubia nell'isola di File di Beghe e di Elephantina... Esso era il dio delle cataratte, identificato al dio Nun, il Padre degli dei, il principio Umido. Il grande testo geografico di Edfu parlando di Elephantina, quale metropoli del primo Nomo dell'Alto Egitto, ne ricorda la divinita, come una personificazione dell'Acqua dell'inon-dazione»14.
Он же и Хормаху, бог вселенной: отец отца богов, создатель неба, земли, воды и гор, местная форма Осириса. Его женой была богиня-лягушка Хекет (Серкет?).
Более того, также считалось, что он каким-то образом главенствует над водами15 и, в отличие от Амона-Ра, но подобно Эа, также занимает место среди богов нижнего мира.
Хнум
Будучи богом солнца с уреем и диском, он близко связан с Амоном-Ра, и если он был одним из древнейших богов Южного Египта, то это могло быть только в том случае, если Амон-Ра происходит от него; так или иначе, мы не находим в храмах никаких следов Амона-Ра раньше 3700 года до н. э., а Хнум признается одним из старейших богов Египта исходя из тех же оснований, что и Птах на севере. Если мы согласимся, что существует связь с Эриду, тогда мы приходим к выводу, что культура Эриду либо происходит из Египта, либо из общего источника.
Пока что я вынужден оставить этот вопрос и ограничиться замечанием, что многие факты указывают на общее происхождение из региона южнее экватора. Очевидно, что если Хнум был богом зимнего солнца привнесенным в Египет извне, то его превращение в Амона-Ра и есть именно то, что должно было произойти, так как в Египте главенствовало летнее солнцестояние, богом которого был Амон-Ра.
Антропологические данные
Итак, мы выяснили, что общий обзор египетской истории действительно указывает на конфликт двух народов, и это, конечно, поддерживает ту мысль, что особенности строительства храмов предполагают наличие двух разных культов, обусловленных характерными чертами народов.
Затем мы должны спросить, есть ли у нас какие-либо факты с точки зрения антропологии. Так уж совпало, что Фирхов решил обратить внимание именно на этот вопрос.
С учетом того, что между народностями с брахицефальными, то есть короткими, и долихоцефальными, то есть длинными, черепами существуют абсолютно четкие различия и что африканские народности принадлежат ко второй группе, я привожу следующий отрывок из его труда: «Краниологический тип Древнего царства отличается от краниологического типа Среднего и Нового царств. Черепа Древнего царства брахицефальные, а черепа Нового царства и современные либо долихоцефальные, либо мезоцефальные; поэтому различие между ними по крайней мере не меньше, чем между долихоцефальными черепами во франкских захоронениях и преобладающими брахицефальными черепами современных жителей Южной Германии.
Я не отрицаю, что до сих пор мы имели в своем распоряжении лишь ограниченное количество черепов, которые были с полной уверенностью отнесены к Древнему царству; и в связи с этим на вопрос, был ли этот брахицефальный тип повсеместным или хотя бы преобладающим, нельзя ответить уверенно; но я могу сослаться на тот факт, что брахицефальный тип лежал также в основе произведений скульптуры Древнего царства».
Таким образом, становится ясно, что и антропологические, и исторические данные полностью подтверждают выводы, полученные в результате изучения древней астрономии на основе храмов.
Примечания
1. Sayce. Op. cit. P. 135.
2. Читая труд профессора Сейса, приходишь к мысли, что в глубокой древности в верхней части долины, возможно, существовал народ, поклонявшийся северным звездам еще до того, как в Эриду установились культы Эа, солнца и луны, и что прибавление Эа к культу Бела-Ану, образовавшее одну триаду, и прибавление Бела к культу Эа-Асари, образовавшее вторую, были компромиссами (см.: Sayce. Op. cit. P. 326, 347, 400).
3. Профессор Сейс любезно сообщил мне, что, по его мнению, Мардук, или Меродах, первоначально был локальным вавилонским богом и стал отождествляться с сыном Эа, когда переселенцы пришли в Вавилон или основали его, принеся с собой с юга культуру и теологию. Таким образом вавилонского бога солнца стали смешивать с богом солнца Эриду. Надо прибавить, не все ассириологи согласны с тем, что такое превращение произошло.
4. Я признателен сэру Арнольду Кемболлу, рыцарю-командору ордена Бани, за любезное предоставление мне ценного доклада о сельском хозяйстве в Британской Восточной Африке, подготовленного для него мистером У.У.А. Фицджеральдом. С его разрешения я публикую следующий отрывок: «Все восточное побережье в большей или меньшей степени находится под влиянием юго-западных и северо-восточных муссонов. Нижеследующие заметки относятся только к отрезку прибрежной земли напротив и севернее Занзибара и Пембы. Всего на прибрежных землях два сельскохозяйственных сезона, они соответствуют началу северо-восточного и юго-западного муссонов. Местные жители различают их как «большие дожди», или «масика м'ку», и «малые дожди», или «масика м'дого». Большие дожди предупреждают о наступлении самого важного земледельческого сезона, они начинаются в марте вместе с юго-западным муссоном. В отдельные годы к севу приступают уже 7-го числа, но в среднем, как правило, сеять начинают с середины месяца, и к первой неделе апреля обычно вся кукуруза, рис и «мфма» (просо, или Sorghum vulgare), главные продовольственные культуры народа, уже посеяны, хотя сев может продолжаться до конца апреля. Больше всего осадков выпадает в апреле и мае, и дожди идут до сентября, постепенно ослабевая. Сбор урожая происходит в июле и августе, и, как только зерно убрано с полей, землю тут же очищают и подготавливают для сева в ожидании начала «малых дождей» в октябре. В сезон малых дождей обычно выращивают кунжут, бобы и другие менее важные культуры. Сезон малых дождей считают более ненадежным, от него меньше зависят, и осадков выпадает гораздо меньше по сравнению с большими дождями. Малые дожди практически заканчиваются в ноябре, и, хотя еще дуют уверенные ветра с северо-северо-востока, осадки в декабре, январе и феврале малочисленны и непостоянны, и именно в эти три месяца, особенно в последние два, преобладает сильная жара. Влияние муссонов значительно меньше, чем на острове Занзибар, и разница в осадках составляет примерно от 20 до 30 дюймов».
5. Lepsius. Nubische Grammatik. 1880.
6. Точно так же культ пирамид и равноденствия сдал свои позиции в Египте под влиянием разлива Нила в солнцестояние.
7. В дальнейшем я покажу, что, по всей видимости, аналогичное изменение имело место в Фивах. Амон-Ра, бог летнего солнца, был поздним изобретением.
8. Jensen. Op. cit. P. 195—198.
9. «Агнец находится рядом с царством добра и света и уравновешивает царства зла и тьмы; он первый из высших знаков и следующий за низшими знаками.
Шесть высших знаков включают в себя шесть тысяч бога, а шесть низших знаков — шесть тысяч дьявола. Счастье человека длится под первыми знаками, а его беды начинаются под седьмым и длятся под шестью знаками, отданными Ахриману, или князю тьмы.
Под шестью знаками царства добра и света, которые есть агнец, бык, близнецы, рак, лев и дева, или колос, мы отметили разнообразные состояния воздуха и земли, которые являются результатом действия принципов добра. Так, под агнцем или первой тысячей мы читаем слова весна, зефир, зелень; под быком — растительные соки и цветы; под близнецами — тепло и долгие дни; под раком — лето, хорошая погода; подо львом — колосья и жатва; а под девой — сбор винограда.
Переходя к весам, мы находим плоды; царство зла начинается, как только человек приступает к сбору яблок. Природа сбрасывает свой наряд; так что мы пишем слова обнажение природы; под скорпионом мы читаем холод; под стрельцом — снег; под козерогом — лед и туман, тьма и долгие ночи; под водолеем — дождь и мороз; под рыбами — порывистый ветер».
10. Современная η Киля. (Примеч. пер.)
11. Sayce. Op. cit. P. 131.
12. Профессор Сейс также пояснил мне, что семитские вавилоняне позднее отождествили Асари с Меродахом.
13. Bunsen. Egypt's Place. Vol. I. P. 377.
14. «Хнум — Хнум [Хнему] означает «изготовитель, лепщик»... Этот демиург, по-видимому, один из самых древних богов Египта, и у него был особый культ в Нубии на островах Филэ, Биге и Элефантина... Это был бог порогов, отождествляемый с богом Нуном, Отец богов, Водное начало. Большой географический текст из Эдфу об Элефантине, столице первого нома Верхнего Египта, говорит о божестве как об олицетворении воды разлива».
15. Rawlinson. I. P. 328.
|