|
Глава 3. Астрономическая основа египетского пантеона
Из сказанного в предыдущей главе совершенно ясно, что главный источник информации о Египте не сочинения вроде Вед, а надписи на памятниках и сами памятники. Правда, кроме памятников, у нас есть Книга мертвых и некоторые найденные в гробницах надписи; но главным образом источник сведений, из которого черпали больше, — это сами памятники, и под ними я подразумеваю в том числе и изображения зодиаков.
До сей поры было невозможно с точностью установить время создания самых ранних монументов. Тут нет ничего удивительного. Мы должны понимать, что дело не в том, что мы мало знаем, а в том, что мы вообще знаем хоть что-нибудь. Давайте вспомним, что еще в начале века мы не могли разобрать ни единого знака на памятниках, а теперь гениальность небольшого числа ученых дала египтологам возможность читать надписи почти так же легко и уверенно, как мы читаем утренние газеты: вот что по-настоящему удивительно, а не то, что мы пока знаем так мало, да и в своих знаниях зачастую не вполне уверены.
Царский список в Абидосе
Однако нам уже известно, что возраст некоторых этих памятников около 6 тысяч лет. Об этом свидетельствует сочетание разного рода данных.
Один из многих моментов, уже тщательно изученных египтологами, — это хронология фараонов Египта, начиная с первого правителя, которым все ученые считают Мену, или Менеса. Исследователи пришли к уверенному заключению, что существовал царь по имени Мена и что он правил очень давно; но они не могут прийти к единому мнению относительно времени жизни этого царя в пределах тысячи лет; причина этого среди прочего и в том, что в ту древнюю пору астрономия как наука еще не была развита, потому у первых египтян не было совершенного метода летоисчисления; возможно, у них даже не было понятия о столетии, такого как у нас. Ученые говорят, что они исчисляли годы по царствованию правителей. В это трудно поверить, и, быть может, это утверждение — мера нашего невежества относительно их способа летоисчисления. К счастью, сейчас у нас есть календарь, который позволяет иметь дело с большими периодами времени, но иногда и мы указываем годы в наших парламентских законах по египетскому образцу — по царствованиям королей. Более того, поскольку в то время в Египте шли опустошительные войны и сменялись правители из разных царских династий, очень трудно разобраться в нескольких списках царей, чтобы получилась одна хронологическая линия, так как иногда цари правили одновременно в разных областях. Бунзен считает, что Мена жил самое позднее за 3600 лет до н. э.; самую раннюю дату дает Бёк, за 5702 года до н. э.; Унгер, Бругш и Лепсиус дают соответственно 5613, 4455 и 3892 годы. Для наших целей мы возьмем 4000 год до н. э. — то есть 6 тысяч лет назад — и пока что будем считать его началом отсчета в длинной серии разнообразных списков, как говорилось выше, из которых уже можно извлечь информацию.
Харпократ
Теперь попробуем рассмотреть идеи древних обитателей долины Нила. Мы видим в Египте безусловное поклонение солнцу и сопровождающей его заре. К какому бы времени ни относились вышеупомянутые индийские идеи, мы находим их в Египте в самые древние времена. Египтяне, имеют ли они иное или более-менее общее происхождение с древними обитателями Индии, разделяли их культ природы, и в их гимнах и списках богов мы находим, что Заря и Восходящее Солнце считались самыми великими проявлениями Природы и самыми важными для человека; и потому все связанное с Восходом и Зарей было объектом поклонения.
Ренуф, один из тех, кто в последнее время писал по этой теме, говорит1: «Боюсь, скоро египтологов, как и остальных, обвинят в том, что они видят зарю где угодно» — и с разрешения Макса Мюллера приводит из него цитату о Ведах: «Я вижу в восходе и закате, в ежедневной смене дня и ночи, в битве между светом и тьмой, во всех подробностях солнечной драмы, которая разыгрывается день за днем, месяц за месяцем и год за годом, в небе и на земле, главную тему».
Ра
Но сейчас мы должны немного углубиться в детали. Разнообразные видимые движения небесных тел, происходящие из-за вращения Земли и вследствие прецессии, были знакомы египтянам, как бы мало они ни знали об их причинах; они внимательно изучали то, что видели, и постарались сложить полученные знания самым удобным для себя образом, связав их со своими странными фантазиями и религиозной системой.
Возьмем вращение Земли; как египтяне представляли его себе? Как это, так сказать, взаимодействие между Землей и небом было представлено в мифологии? Естественно, египтянам были знакомы явления восхода и заката, притом они определенно лучше нас знакомы с явлением восхода, потому что их климат гораздо больше подходит для изучения восхода, чем наш. Нет никаких сомнений, что прекрасное зрелище, представавшее перед ними ежеутренне и ежевечерне, производило на египтян сильное впечатление, и они стали считать землю божеством в окружении неба, еще одного божества.
Мин-Ра
Далее я должен пояснить, что, поскольку солнцу поклонялись в Египте повсеместно, существовали разные формы богов солнца в зависимости от его местонахождения в ежедневном пути по небосводу. Есть форма Харпократа на восходе, бога-ребенка, обычно он изображался в виде сокола. На изображениях в человеческом облике мы видим у него на голове локон юности. Бог Ра символизирует солнце в его полуденной мощи, а заходящее солнце имеет разные имена, главные из них Осирис, Тему или Атум; угасающее солнце изображается в виде мумии и означает старость. Часы дня также персонифицированы, двенадцать перемен в течение двенадцати часов были мифологически связаны с ежедневным движением солнца по небосклону.
Амон-Ра
Мы часто видим, что к Ра присоединяются другие имена, и в этих формах божества, возможно, подразумевается солнце в разное время года. Амон-Ра, Себек-Ра и Хнум-Ра — все это примеры. Первый, несомненно, означает солнце в летнее солнцестояние. Мин-Ра — итифаллическая форма.
То есть имена, которые египтяне дали солнцу, можно классифицировать следующим образом:
Хор, или Харпократ, и Хепри (утреннее солнце)
Ра (полуденное солнце)
Тему, или Атум (вечернее солнце)
Осирис (зашедшее солнце)
Здесь недостаточно места, чтобы процитировать множество гимнов к солнечным богам, найденных в надписях, но нижеследующие отрывки покажут читателю, что в основном египтяне поклонялись солнцу на восходе или закате — иными словами, когда оно находилось на горизонте: «О ты, диск Солнца, ты бог живой! Кроме тебя, нет иного. Своими лучами ты исцеляешь глаза, творец всего сущего. Ты восходишь на восточном горизонте небес, чтобы одарить жизнью всех, кого ты создал, — человека, четвероногих зверей, птиц и всевозможных ползучих гадов на земле, которую они населяют. Так они лицезрят тебя и засыпают, когда ты опускаешься».
Себек-Ра
Гимн Атуму: «Приди ко мне, о Солнце, Хор горизонта, подай мне помощь».
Гимн Хору: «О Хор горизонта, нет никого, подобного тебе, защитнику миллионов, освободителю десятков тысяч».
Гимн Ра-Атуму-Хору: «Слава тебе, владыка двойного горизонта, единый бог, живущий согласно Маат... Я создатель небес и тайн двойного горизонта».
Хнум-Ра
Гимн Осирису: «О Осирис! Ты юноша на горизонте небес ежедневно, и старость твоя в начале всех времен года.
Вечно движущиеся звезды подчиняются ему, как и звезды, которые заходят».
Анубис или Сет
Гимн Ра: «О Ра! В твоем яйце, сверкающий в твоем диске, светящий с горизонта, плывущий по стальному (?) небосводу.
Атум и Хор горизонта воздают тебе (Амону-Ра) почести во всех своих речах».
Анубис-Осирис
До сих пор мы имели дело с силами солнечного света; но древним египтянам, как и нам, были знакомы силы тьмы или подземного мира. Главный бог, противостоящий солнцу, имел разные имена — Сет, Сут, Анубис, Тифон, Бес, не считая множества других имен. Как я покажу ниже, идея тьмы была связана с существованием звезд, которые никогда не заходят, так что и здесь символы имеют астрономический характер.
Изображения Беса и других божеств настолько не похожи, что наводят на мысль, что Бес — заимствованный бог. Богиня Таурт в форме Тифона изображается в виде бегемота, а символ Анубиса — шакал.
Осирис (в виде мумии)
Упомянутые боги часто встречаются на изображениях погребальных церемоний. В Книге мертвых мы видим, что на суде над мертвыми помимо Осириса присутствует Анубис и они оба взвешивают души.
Сидящий Осирис
С луной связаны два божества — Тот и Хонсу, — хотя связь не очень очевидная.
Тот также связан с египетским годом и изображается по-разному; однако в основе всех форм ибис.
Различные формы Беса: воин, музыкант, шут
Звезды обычно олицетворяла особая богиня по имени Сешат.
Бог Тот, как священный писец, и Сешат, как богиня звезд, часто изображаются вместе за письмом.
Хонсу
Следующие божества связаны с явлениями утра и вечера. Указанные атрибуты в настоящее время принимаются большинством. Эту тему мы также будем рассматривать в дальнейшем.
Исида представляет зарю и сумерки; она приготовляет путь для бога солнца. Восходящее солнце между Исидой и Нефтидой = утро.
Тот
Нефтида — это заря и сумерки, иногда закат.
Шу — также заря, или солнечный свет. Тефнут олицетворяет разноцветные лучи на рассвете. Шу и Тефнут — глаза Хора. Шу также назывался Нешем, что означает зеленый полевой шпат, так как на заре наблюдается зеленый луч. Зеленый оттенок лучей на рассвете и закате позднее называли «изумрудным сикомором». Сехмет — еще одна богиня зари, огненной зари.
Богиня Сешат
Красные краски на закате, как считалось, — это кровь, текущая из бога солнца, когда он спешит к своей добровольной смерти. В легенде рассказывается, как Исида останавливает кровь из раны, нанесенной Хору Сетом.
Хатхор, по Баджу, отождествляется с Ну или Нут, небом, или тем местом, где она родила и вскормила Хора. Это женская сила природы, она имеет несколько атрибутов Исиды, Нут и Маат.
Хор и Анубис взвешивают душу в присутствии Осириса
Теперь мы должны составить некоторое представление о египетской космогонии — об отношениях между солнцем, зарей и небом; она очень отличается от индийских представлений. Небо — это Ну, или Нут, изображаемая в виде женщины, которая выгнулась над Гебом, землей, опираясь ногами на один горизонт и кончиками пальцев рук касаясь другого. Геб изображается лежащим, в то время как небо в виде богини Нут отделяет от земли бог воздуха или солнечного света Шу. Ежедневное движение солнца изображается в виде бога в лодке, пересекающей небо с востока на запад. У богини Нут разные символы. Иногда вдоль спины у нее ряд звезд, что очевидно указывает на ее природу, а иногда она изображается в виде фигуры с рядом звезд и полосой воды. Это соответствует идее древних евреев о тверди. Мы читаем в Библии о тверди посреди воды, которая отделяет воду от воды; вода, которая под твердью, отделяется от воды, которая над твердью.
Тот и Сешат пишут имя Рамсеса II на плодах персеи (рельеф из Рамессеума, Фивы)
Видимо, вскоре после этого египтяне обратили внимание, что солнце и звезды движутся над горизонтом чрезвычайно неровными путями: у солнца это зависит от времени года, а у звезд от местоположения — у экватора или полюсов. В этом смысле можно объяснить любопытный вариант изображения богини Нут, где она сразу в двух видах, и большая Нут распростерта над малой.
Клеопатра в виде богини Исиды
Не только боги солнца, но и звезд путешествовали в лодках по небосводу от одного горизонта к другому. Подземный мир был обиталищем мертвых; солнце и звезды ежедневно умирали на закате и переходили в земли запада, или Аменти, за западным горизонтом, чтобы снова возродиться утром на восточном горизонте. В этом мы видим зачаток египетской идеи бессмертия.
Сидящая Исида
Среди других богов, которых можно упомянуть, были Хнум, «гончар», которому, как считалось, принадлежали некоторые атрибуты Ра; Птах, «открыватель», который иногда изображается с Исидой и Нефтидой, а затем появляется как одна из форм Осириса.
Теперь мы можем перейти к египетской мифологии.
Восходящее солнце Хор между Исидой и Нефтидой
Геб, земля, — муж Нут, неба; а боги и богини солнца и зари — их дети, так же как и Шу, олицетворяющий солнечный свет, и Тефнут, изображающая пламя рассвета.
Маат, богиня закона, — дочь Ра.
Богиня Нут
Мы знаем кое-что о египетских обычаях независимо от надписей, по праву называемых астрономическими, на которые я обратил ваше внимание. Мы знаем, что на рассвете приносились жертвы; мы знаем, что за звездами наблюдали перед восходом солнца и возвещали о его приближении; мы знаем, что эти наблюдения были одной из главных обязанностей жрецов, приносивших жертвы, и очевидно, что эти наблюдатели за предутренним небом должны были знать положения звезд и их названия, и в конечном счете они составили списки деканов — то есть групп звезд, опоясывавших небо, которые восходили друг за другом в течение примерно десяти дней. Это точные эквиваленты фаз луны, которые с такими же целями использовали индийцы, аравийцы и другие народы. Кроме того, из надписей в отдельных гробницах в Фивах более или менее неопределенно следует, что каждый день в течение всего года велись тщательные наблюдения за восходом главных звезд. К сожалению, упомянутые надписи очень трудно согласовать. Было много попыток связать их с какими-то звездами, но боюсь, что до сих пор никто не сумел составить их полную историю, хотя некоторые очень важные пункты удалось выяснить. Эти пункты я рассмотрю позднее.
Богиня Нут, изображенная дважды
Не будет преждевременным сказать, что, как свидетельствуют некоторые данные, египетский пантеон, о котором я уже сказал, имеет сложное происхождение. По преданию, многие боги явились из неопределенного региона, называемого страной Пунт. Среди этих богов Хнум, Амон-Ра, Хатхор и Бес. На с. 38 я соединил Беса с Тифоном вслед за некоторыми авторитетами, но, если они правы, очень трудно понять его роль. Также можно добавить, что данные, полученные в храмах, подкрепляют версию его иноземного происхождения2.
Разные формы Шу
Если рассматривать Ригведу и египетские памятники с астрономической точки зрения, нельзя не заметить, что и там и там древнейшие культы и все древнейшие наблюдения связаны с горизонтом. Это верно не только для солнца, исключительно о котором мы до сих пор говорили, но и для звезд, рассыпанных по широким просторам неба.
Формы Птаха, бога Мемфиса
Таким образом, в Египте, как и в Индии, пантеон имеет астрономическое и в очень большой степени солярное происхождение. В дальнейшем я покажу, что происхождение остальной части — практически полностью — связано со звездами.
Примечания
1. Renouf. Hibbert Lectures. 1879.
2. Подробнее об этом см. в: Rawlinson. History of Egypt. Vol. II. P. 134.
|