|
Учение Бруно о вселенной
Защитники религии отстаивали положение, что Земля является центром мира. Это ложное представление о вселенной служило краеугольным камнем всего средневекового мировоззрения; сомнение считалось ересью. Всё сотворено ради Земли и её обитателя — человека, сотворённого по образу и подобию бога. На Земле, по религиозным сказаниям, некогда обитал сам бог; на Землю приходил «сын божий» — Иисус Христос, чтобы научить людей жить «по-божьему». Всё это, конечно, обязывало считать, что только одна Земля обитаема.
Если Земля — средоточие вселенной, центр её, то «драма Христа» понятна: именно на центральном мировом теле совершилось из ряду вон выходящее «священное событие» — «искупление кровью» Христа человеческих грехов, лежащее в основе христианского вероучения. Но если Земля не является центром мира, а есть только рядовая планета, — «драма Христа» теряет своё мировое значение. Становится удивительным столь большое значение Земли в религиозных учениях, в то время как она является рядовым небесным телом. Значит, отрицание геоцентризма, т. е. такой системы, согласно которой Земля есть центр мира, является ударом по христианству.
Против геоцентрического представления и выступал Джордано Бруно, ломая всё тогдашнее представление о вселенной.
Коперник, как мы знаем, поместил Солнце в центре планетных движений; Бруно пошёл гораздо дальше. В 1584 году в сочинении «Великопостная вечеря» Бруно опровергал ходячее мнение о «неподвижности мира» и выдвигал смелое по тому времени учение о бесконечности вселенной. Это учение Бруно изложил более подробно в сочинении «О бесконечности, вселенной и мирах», изданном в Лондоне в 1584 г.
Рис. 16. Часть страницы газеты «L'Ossrvatore romano» (официального органа римского папы) от 29 октября 1931 г. с сообщением о прославлении папой Пием Х кардинала Роберта Беллярмина
В этом замечательном сочинении Бруно выступает пламенным защитником и пропагандистом революционного коперникова учения о движении Земли вокруг оси и вокруг Солнца. Но, в противоположность Копернику, Бруно полностью отвергал твёрдую сферу, к которой якобы прикреплены звёзды.
Вместо аристотелевских сфер Бруно воображает себе бесконечное пространство, наполненное звёздами в бесконечном числе. Все звёзды суть далёкие от нас солнца. Они, как и ближайшая к нам звезда — Солнце, окружены, по мнению Бруно, планетами, подобными планетам нашей солнечной системы. Солнце наше — лишь малая песчинка в бесконечном океане мироздания.
Эти идеи роднят Бруно с нашим временем. Подлинная наука не может не считать, что вселенная бесконечна в пространстве и во времени.
Бруно, разумеется, не знал о существовании других бесчисленных звёздных систем — галактик, чрезвычайно далёких от нашей Галактики, не знал ничего о строении звёздной вселенной, раскрытой во многих частностях только современной астрономией. Но и не зная этого, Бруно в своём сочинении «О бесконечности, вселенной и мирах» отчётливо выставил тезис о бесконечности вселенной в целом. Третий диалог этого сочинения Бруно начинает так:
«Небо, следовательно, едино, — безмерное пространство, лоно которого содержит всё, эфирная область, в которой всё пробегает и движется. В нём — бесчисленные звёзды... солнца и земли... Безмерная, бесконечная вселенная составлена из этого пространства и тел, заключающихся в нём».
Говоря о различных планетах, обращающихся вокруг бесчисленных звёзд, т. е. солнц вселенной, Бруно в пятом диалоге упомянутого сочинения писал:
«На этих мирах обитают живые существа, которые возделывают их, сами же эти миры — самые первые и наиболее божественные живые существа вселенной; и каждый из них точно так же составлен из четырёх элементов, как и тот мир, в котором мы находимся, с тем только отличием, что в одних преобладает одно активное качество, в других же другое... Кроме четырёх элементов, из которых составлены миры, существует ещё эфирная область, как мы говорили, безмерная, в которой всё движется, живёт и прозябает».
Итак, вся вселенная едина, составлена из тех же основных элементов, какие существуют и у нас на Земле. (Во времена Бруно, согласно учению древних, этими элементами считали землю, воду, воздух и огонь.) Для нас теперь материальное единство вселенной является неопровержимой истиной, для современников же Бруно это была дерзкая выходка против общепризнанного авторитета того времени, против Аристотеля.
Аристотель как раз строго разделял мир на две части: одна — это «небо», другая — тленная область «земных» элементов. «Небо» и всё «небесное» он считал совершенным, состоящим из чистого сияющего эфира, а всё земное — тленным, несовершенным, временным, т. е. смертным и поддающимся разрушению. Против этого, столь угодного всем церковникам учения, Бруно властно возвысил свой убеждённый голос.
Свои мысли, которые казались современникам сумасбродными и недоказанными, Джордано Бруно иногда (по-видимому, намеренно) облекал в неясную и даже странную форму, но за этой формой большей частью скрывается здравая материалистическая мысль. Например, Бруно называл планеты «божественными», «живыми» существами. Это надо понимать в том смысле, что определённые силы приводят планеты в движение, что на поверхности их могут существовать живые существа, как и на Земле.
Резюмируем идеи Бруно о вселенной: 1) звёзды — это солнца, находящиеся от Земли на колоссальных расстояниях; 2) Солнце, следовательно, — ближайшая к нам звезда; 3) оно, как и Земля, вращается вокруг оси; 4) не только Земля, но и другие планеты, обращающиеся вокруг Солнца, являются обитаемыми; 5) около звёзд, солнц вселенной, существуют системы планет, подобные нашей солнечной системе; 6) эти бесчисленные планеты тоже обитаемы; 7) мировое пространство бесконечно, и число миров, заполняющих его, тоже бесконечно; 8) вся вселенная едина по своему химическому составу.
Гениальные идеи Бруно о строении вселенной в наше время получили широкое признание, будучи подтверждены современной астрономией.
|