|
Философское учение Бруно
И в астрономии, и в философии Бруно боролся против схоластического направления в этих науках.
Схоластика происходит от латинского слова schola, что значит школа. Схоластика дословно значит «школьная наука»; задача «школьной науки» — служить церкви и религии.
В средние века вся наука была объявлена «служанкой богословия». Творения «язычника» Аристотеля сначала сжигались на кострах победившей в IV веке христианской кликой, но Фома Аквинский, этот величайший авторитет католической церкви, прочно связал идеи Аристотеля со своей богословской системой. Аристотель был объявлен «предшественником Христа в делах природы».
Схоласты (или схоластики) «анализировали слова» и довели искусство рассуждения (так называемую формальную логику) до крайних пределов, отодвигая изучение мира, природы на второй план. Разрешалось природу изучать только «внешним образом», т. е. только путём рассуждений. При этом считалось, что знать больше того, что заключено в библии и в творениях Аристотеля, просто невозможно, а значит, нет и надобности что-либо узнавать новое.
Учение Коперника, низводившее Землю на степень простой планеты, находилось в явном противоречии со «священным писанием», в котором многократно говорится о неподвижности Земли и движении Солнца. И католики, и протестанты должны были отвергать учение Коперника.
Глава протестантов Лютер сразу понял, насколько учение Коперника опасно для религии. Он говорил: «Рассказывают о новом астрологе, который хочет доказать, будто Земля движется и оборачивается вокруг себя, а не небо, Солнце и Луна; всё равно, как если кто-либо сидит в телеге или на корабле и движется, и думает, что он остаётся на месте, а Земля и деревья идут и движутся. Но тут дело вот в чём: если кто хочет быть умным, то должен выдумать что-нибудь своё собственное и считать самым лучшим то, что он выдумал. Этот дурак хочет перевернуть всё астрономическое искусство. Но, как указывает священное писание, Иисус Навин велел остановиться Солнцу, а не Земле».
Лютер выдвигает против учения Коперника тяжёлую артиллерию — «священное писание». Бруно выдвигает противоположный тезис.
«Философии, — пишет он в одном из своих сочинений, — нечего делать с богословскими вопросами». Согласно Бруно, цель философии заключается в познании природы в её единстве. Он язвительно высмеивал умствования схоластов.
Бруно так излагает своё философское учение в диалоге «О причине, начале и едином»: «В мире господствует всюду единая причина, происходит непрерывный круговорот неорганической материи к живым организмам и обратно. Вселенная есть одновременно и творящее и творимое, и причина и следствие. В силу этого сама материя есть живое и активное начало».
Наконец, Бруно выдвигает идеи об эволюции миров вселенной. Вселенная должна рассматриваться как нечто развивающееся во времени. В сочинении «О причине, начале и едином» Бруно говорит о субстанции, разлитой во вселенной, как о причине движения всякой жизни и развития.
Таким образом, в философии Бруно имеются подлинно материалистические черты.
|