|
Солнечные пятна
К концу 1610 г. относится ещё одно замечательное открытие: Галилей усмотрел на диске Солнца тёмные пятна. Эти пятна приблизительно в то же время увидели и другие наблюдатели: английский математик Гарриот (1560—1621), голландский астроном Иоганн Фабриций (1587—1615) и иезуит Христофор Шейнер (1575—1650).
Фабриций первый оповестил учёный мир о своём открытии, издав на латинском языке брошюру «Рассказ о пятнах, наблюдённых на Солнце, а кажущемся их перемещении вместе с Солнцем». В этой брошюре автор утверждает, что впервые заметил пятно на диске Солнца 9 марта 1611 г. После нескольких дней наблюдений пятно исчезло на западном краю солнечного диска, а недели через две снова появилось на восточном. Из этих наблюдений Фабриций заключил, что пятно совершает обращение вокруг Солнца. Вскоре, однако, он понял, что перемещение пятна по солнечному диску только кажущееся и что в действительности само Солнце вращается вокруг оси.
Гарриот увидел три чёрных пятна на солнечном диске 1 декабря 1610 г. Наконец, иезуит Христофор Шейнер (в Германии) увидел солнечные пятна в 1611 г., но (как и Галилей) не торопился с опубликованием своего неожиданного открытия.
Что касается Галилея, то имеются свидетельства, что он уже в октябре 1610 г. показывал солнечные пятна близким знакомым не только в Падуе, но и в Венеции. В апреле 1611 г. в Риме, в саду кардинала Бандини, о тоже демонстрировал солнечные пятна многим лицам.
В своём сочинении «Рассуждение о телах, пребывающих в воде» (1612) Галилей перечисляет все свои открытия и говорит также о пятнах на Солнце:
«Попутно е этим я обратил внимание на тёмные пятна, появляющиеся на солнечном диске; они, меняя своё положение на нём, указывают или на то, что Солнце вращается вокруг оси, или что другие звёзды, подобные Венере и Меркурию, обращаются вокруг него, невидимые по своим малым, менее Меркурия, размерам, иначе, как в том положении, когда они становятся между Солнцем и нашим глазом. Разрешение вопроса, какое из этих предположений является истинным, не может не иметь значения, и им не следует пренебрегать. Продолжительные наблюдения в конце концов убедили меня, что пятна представляют собой вещество, связанное с поверхностью солнечного тела; они то появляются на ней в большом количестве, то расплываются, одни — быстрее, другие — медленнее, перемещаясь вместе с обращением Солнца вокруг оси, что совершается приблизительно в один лунный месяц, — явление величественное само по себе и ещё более важное по своим последствиям».
Рис. 24. Титульный лист книги Галилея о солнечных пятнах
Иезуит Шейнер считал сначала солнечные пятна небольшими планетами, обращающимися вокруг Солнца. Открытие солнечных пятен было совсем не по нутру всем последователям Аристотеля. Согласно аристотелевскому представлению, все небесные тела абсолютно нетленны и неизменны.
И вдруг на Солнце, «плавающем» в эфире, открыты изменчивые чёрные пятна! Галилей воспользовался этим случаем и резко выступил против Аристотеля.
В 1613 г. вышло в свет сочинение Галилея «История и доказательства относительно солнечных пятен». Книга наделала много шуму. Она была написана на итальянском языке очень живо и остроумно, а главное, весьма убедительно, со всеми необходимыми вычислениями и пояснениями. Изложив сначала всё то, что он вывел из своих наблюдений относительно солнечных пятен и их перемещения по диску Солнца, Галилей строго математически доказывал, что солнечные пятна должны находиться очень близко от поверхности Солнца или на самой солнечной поверхности. Таким образом, предположение Шейнера, что пятна — крошечные планеты, которым поторопились дать название «бурбонских светил», оказалось неверным.
Но опор о приоритете открытия солнечных пятен скоро перешёл в полемику с Шейнером и поссорил Галилея не только с Шейнером, но и с иезуитским орденом. Тут на сцену выступили рассуждения об отношении библии к астрономии, споры по поводу пифагорейского (т. е. коперниканского) учения и злостные выходки озлоблённых служителей церкви против Галилея. Доминиканец Каччини произнёс проповедь на библейский текст: «Мужи галилейские, что стоите, зряще на небо?» В этой проповеди Каччини доказывал, что математика — изобретение дьявола, и выражал пожелание, чтобы математики, как непосредственные виновники всех ересей, были изгнаны из всех христианских государств.
Впечатление от проповеди экзальтированного монаха получилось сильное. Даже при дворе великого герцога тосканского стали несколько холоднее относиться к Галилею.
|