Детские и юношеские годы
Великий основатель новой астрономии Николай Коперник родился в городе То́рунь, расположенном на реке Висле, в нижнем её течении. Этот город был основан в первой половине XIII века немцами — рыцарями Тевтонского ордена, огнём и мечом насаждавшими христианство в восточных землях Пруссии, тогда населённых славянскими и литовскими племенами. Выгодное географическое положение Торуня сделало его вскоре крупным торговым центром.
В XV веке, лет за двадцать до рождения Николая Коперника, Торунь вместе с рядом других городов и земель Пруссии вошёл в границы Польши.
Отец Николая Коперника был родом из Кракова. Он вёл там большие торговые операции. Однако около 1458 г. торговые дела заставили его переселиться в Торунь, где он и проживал до своей смерти.
В Торуне отец Коперника женился на Варваре Ватцельрод и имел от неё четверых детей, в том числе и. Николая будущего преобразователя астрономии.
Время рождения Николая Коперника в точности не установлено. Михаил Мёстлин, учитель Кеплера, утверждал, что Коперник родился 19 февраля 1473 г. Эту дату большинство биографов Коперника считает наиболее достоверной.
Коперник получил основательное, по тому времени, образование и ещё в юности приобрёл некоторые познания в древних языках. Знания эти он получил в торуньской школе, а также путём занятий со своим дядей по матери Лукой Ватцельродом. Отца своего Коперник лишился в десятилетнем возрасте.
В 1479 г. Лука Ватцельрод занимал должность каноника в городе Фромборке, где впоследствии долго жил и Николай Коперник.
Что представляла собой должность каноника? В феодальном государстве епископ был не только духовным, но и светским владыкой; он владел землями на правах феодального князя; у него был свой двор, который состоял из «духовных дворян» — каноников. Они составляли так называемый капитул при епископе. Среди них были и светские, и духовные лица, большей частью избиравшиеся капитулом из людей богатых, знатных и влиятельных.
После смерти отца Коперника Лука Ватцельрод принял на себя все заботы об образовании Николая. Он отправил Николая учиться в Краковский университет.
Этот университет в то время пользовался большой известностью. В Краков приезжали учиться не только из Польши, но и из Германии, Богемии, Швеции и даже из Италии. Число студентов в Краковском университете достигало тысячи человек. По общему характеру преподавания Краковский университет выгодно отличался от большинства тогдашних германских университетов: в нём уже чувствовалось новое веяние — дух гуманизма.
Время, когда Коперник переступил порог высшей школы, было эпохой Возрождения. В эту эпоху зародилась новая наука, предшественница современного точного естествознания.
Первыми представителями этой новой науки, новой образованности были гуманисты. Сначала их оружйем была исключительно филология. Затем они овладели философией, постепенно переиначивали современную им педагогику и, наконец, взялись за естественные науки. Некоторые из гуманистов стали писать не на латинском языке, обычном для учёных того времени, а на своём родном языке.
Термины «гуманисты», «гуманизм» происходят от латинского слова «humanus» — человеческий. В борьбе против феодально-церковной идеологии, провозглашавшей полное смирение человека перед богом, гуманизм провозглашал принцип свободного развития человеческой личности. Гуманисты вели борьбу со средневековым аскетизмом, преследовавшим науку и искусство. Отсюда — их тяга к классической древности, утверждавшей право человека на радость и удовольствия. Они призывали подражать античным образцам, героям древнего времени. Гуманисты не только поклонялись древности и чтили её; они хотели воскресить и науку древних во всей её полноте, науку, многие достижения которой были при владычестве христианской церкви заброшены и забыты.
Как мы говорили, в Краковском университете уже ощущалось влияние гуманизма, но образование, которое давал этот университет в пору поступления туда Коперника, не утратило ещё средневекового характера. Главными предметами по-прежнему являлись богословие и каноническое (церковное) право; изучались средневековые «семь свободных искусств», делившиеся на «трёхпутие», заключавшее в себе грамматику, риторику и диалектику, и «четырёхпутие», обнимавшее арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Всё преподавание велось на латинском языке.
Коперник поступил в университет в 1491 г., о чём имеется соответствующая запись в книге вновь поступающих студентов: «Николай Коперник, сын Николая из Торуни». Он зачислился на факультет искусств. Преподаватели этого факультета комментировали сочинения Аристотеля, Виргилия, Овидия, Цицерона, Сенеки. Это дало возможность Копернику основательно изучить латинских классиков. Читались в университете лекции по арифметике и математике, физике и гармонии (т. е. теории музыки), астрономии и астрологии.
В Краковском университете уже в середине XV в. была учреждена кафедра астрономии. В число учебных предметов этой кафедры входили: геометрия (по Евклиду), учение о перспективе, теория музыки, теория движения планет, теория затмений, методы составления астрономических календарей и ознакомление с астрономическими таблицами.
Звездой Краковского университета был профессор Войцех Брудзевский (1445—1497). Его работами пользовались в качестве учебных руководств даже в итальянских университетах. Слава Брудзевского как профессора была так велика, что молодые люди из Германии, Венгрии, Швеции стекались послушать его лекции, не говоря уже о польской молодёжи.
В своих трудах Брудзевский являлся строгим последователем Птоломея. В то время обмолвиться на лекции даже одной фразой, критикующей Птоломея или Аристотеля, было далеко не безопасно. Брудзевский никак не мог бы сделать Николая Коперника противником Аристотеля и Птоломея. Но зато Брудзевский заставил будущего реформатора астрономии полюбить и серьёзно изучить эту науку.
Помимо занятий астрономией, Коперник, судя по сообщению Гассенди1, его первого биографа, во время пребывания в Краковском университете основательно изучил перспективу и живопись. Он мог рисовать не только ландшафты, но и портреты и, между прочим, удачно нарисовал свой автопортрет, смотрясь в зеркало.
Коперник покинул Краковский университет осенью 1494 года. Он не закончил курса и не приобрёл учёной степени. Сохранилась книга, в которой записывались все лица, удостоенные учёных степеней в Краковском университете с 1406 г., — имени и фамилии Коперника в ней нет.
С не вполне законченным образованием вернулся Коперник на родину. Здесь он пробыл недолго и вскоре отправился навестить своего дядю Луку Ватцельрода в его епископской резиденции, в замке Лицбарк. Лука Ватцельрод с 1489 г. стал епископом Вармии — довольно значительной области Восточной Пруссии. До присоединения части Пруссии к Польше Вармийская епархия находилась в феодальной зависимости от Тевтонского ордена. В 1466 г. Тевтонский орден номинально подчинился Польше, сохранив, однако, большую автономию; часть бывших владений ордена осталась под его управлением. Что касается Вармии, то она была выделена из орденских областей и получила права княжества. Епископ Вармийский в качестве светского владыки был подчинён польскому королю, а в качестве духовного — римскому папе.
Дядя-епископ предложил Копернику, по его приезде, выдвинуть его кандидатуру в каноники Вармийского капитула, и Коперник дал своё согласие.
Каноникам этого капитула была обеспечена спокойная, безбедная жизнь. Рассчитывая на благожелательное отношение дяди, Коперник мог надеяться, что у него будет много досуга для научных занятий. К тому же и наука пользовалась в капитуле почётом. Среди членов капитула были образованные люди; многие из них имели дипломы парижского или итальянских университетов. Во времена Коперника, по словам некоторых его биографов, в Вармийском капитуле вошло даже в обычай отправлять всякого вновь поступающего каноника, у которого ещё не было учёной степени, доучиваться в какой-нибудь заграничный университет, большей частью в один из итальянских.
Епископ Лука выставил кандидатуру своего племянника на освободившуюся после смерти одного из каноников вакансию. Однако на эту вакансию явилось столько претендентов, разгорелись такие интриги, что даже и влияние дяди-епископа не помогло. Место каноника ускользнуло от Николая Коперника: был избран другой кандидат.
Копернику теперь незачем было оставаться на родине. Он имел возможность продолжать своё образование: дядя предоставил ему необходимые средства, и Коперник решил отправиться в страну, привлекавшую в то время умы и сердца всех молодых людей, — в Италию.
Коперник выехал из Польши осенью 1496 г. и в начале зимы, благополучно перевалив через Альпы, приехал в Италию. Двадцатитрёхлетний Коперник очутился там, куда влекли его жажда знаний и не менее сильное желание изучить на месте памятники древней римской культуры и произведения нового, искусства.
Примечания
1. Пьер Гассенди (1592—1655) — знаменитый французский философ-материалист. Он написал биографии Тихо Браге, Коперника, Пурбаха и Региомонтана (изданы в 1654 г. в Париже).
|