Годы в Италии
В январе 1497 г. Коперник зачислился студентом университета в Болонье. Этот университет особенно славился своим юридическим факультетом. Но юридическими науками Коперник не интересовался. Он близко сошёлся и подружился со знаменитым астрономом Болонского университета, профессором Доменико Мариа ди-Новара (1454—1504).
Даже в преклонных годах Коперник с большой благодарностью вспоминал о Новара, называл его не только своим учителем, но и другом.
Новара был астрономом-практиком. Он и Коперника основательно научил всем приёмам и методам тогдашней практической астрономии. Будущий преобразователь астрономии стал принимать регулярное участие в астрономических наблюдениях Новары. Об одном из таких наблюдений, сделанном 9 марта 1497 г., мы знаем совершенно точно: это было покрытие Луною «блестящей звезды в Гиадах» (как описывает его сам Коперник), т. е. покрытие Луною яркой звезды а (альфа) созвездия Тельца (Альдебарана).
Новара не признавал Птоломея непререкаемым авторитетом, не соглашаясь с некоторыми его выводами. Он указывал на ошибки Птоломея, излагая, например, несколько иначе теорию движения Луны. Под влиянием своего талантливого учителя молодой Коперник всецело предался занятиям астрономией.
Надпись на могиле Новары прославляет его как «редкого мастера в астрологии, который был посредником между Небом и Землёй, изъясняя правдивыми устами тайны будущего по священным звёздам».
Возможно, что Новара в астрологию не верил, а составлял всякие «прогностики» (предсказания) и «гороскопы»1 ради заработка: на астрологические предсказания в то время был большой спрос.
Во всяком случае Новара не заразил Николая Коперника астрологическими вкусами: в течение своей долгой последующей жизни Коперник никакого интереса к астрологии не проявлял.
Коперник в Болонье занимался и математикой. Учителем его по этой дисциплине был известный в то время математик Сципион даль-Ферро, преподававший в Болонском университете арифметику и геометрию с 1496 по 1525 г. Он был замечательный алгебраист и впервые нашёл метод решения полных уравнений третьей степени. Серьёзно занялся Коперник в Болонье также и изучением греческого языка и литературы.
В 1497 г. в Вармийском капитуле снова открылась вакансия каноника. Епископ Лука немедленно начал хлопоты о предоставлении этой вакансии его любимому племяннику Николаю. На этот раз хлопоты дяди увенчались полным успехом: Николай Коперник заочно был избран каноником Вармийского капитула и до конца своих дней оставался им.
Вармийский капитул предоставил Копернику право пребывания в Италии для окончания своих учебных и научных занятий. Коперник этим правом полностью воспользовался. Он решил посетить и другие знаменитые города Италии, отправился весною 1600 г. в Рим и пробыл там целый год. Папой в то время был Александр VI Борджиа. Николай Коперник, вероятно, видел различные празднества, устроенные Александром VI в течение 1500 г., который папа объявил «юбилейным», призывая по этому поводу верующих молиться и нести свои пожертвования в церковь. Наплыв паломников в Рим весной этого года был огромным. Паломники, стекавшиеся со всех концов Европы, давали римскому духовенству громадные денежные средства.
По свидетельству своего ученика Ретика, Коперник выступал в Риме с докладами и лекциями по математике. Они могли иметь место в доме какого-нибудь мецената. Отсюда возникла легенда, что Коперник будто бы читал лекции в Римском университете.
«Альмагест» Птолемея в то время знали плохо подчас даже астрономы-специалисты. В 1496 г. в Венеции было напечатано сочинение, называвшееся так: «Иоганна Региомонтана и Георга Пу́рбаха сокращение большого трактата Клавдия Птоломея». Это сочинение, написанное двумя самыми выдающимися астрономами эпохи Возрождения, Коперник читал и изучал. Возможно, что он изучал и весь «Альмагест» Птоломея.
В Риме Коперник 6 ноября 1500 г. наблюдал лунное затмение. О наблюдении этого затмения он упоминает в своём фундаментальном творении «De revolutionibus orbium coelestium».
Название этого сочинения переводилось по-разному. Мы будем называть его в дальнейшем так: «О круговращениях небесных орбит», что близко и к буквальному значению латинских слов, и к смыслу труда Коперника.
Весной 1501 г. Коперник покинул Рим и отправился к себе на родину, где просил у Вармийского капитула продления своей заграничной командировки. Коперник при этом заявил о своём желании изучить и медицину, дабы впоследствии быть полезным своим коллегам по капитулу. Члены капитула оценили выгоду иметь хорошо обученного, знающего врача из своей среды. Разрешение вернуться в Италию и продолжать обучение Копернику было дано. В том же 1501 г. он вернулся в Италию.
Теперь Коперник отправился в Падуанский университет. В начале XVI века этот университет достиг пышного расцвета; в особенности славились его медицинский и юридический факультеты.
Из гуманистов в Падуе пользовался большой славой Пьетро Помпонаци (1462—1526), автор «еретических» сочинений, направленных против Аристотеля. Коперник, несомненно, слушал лекции Помпонаци, привлекавшие массу слушателей.
Среди преподавателей Падуанского университета выделялся Джирола́мо Фракасторо (1483—1553) — философ, врач и астроном, который пытался «подновить» геоцентрическую систему мира. Вместо эпициклов Птоломея Фракасторо возродил систему сфер, введённых ещё греческим математиком Евдо́ксом, и этой сложной схемой пытался спасти геоцентрическую теорию Птоломея. Беседы с Фракасторо направляли мысли Коперника в область любимой науки — астрономии.
К 1503 г. Коперник закончил в Падуе своё юридическое образование и хорошо подготовился к экзамену на степень доктора церковного права. Экзамен, однако, он отправился держать в Феррару. В Ферраре получение учёной степени было сопряжено с меньшими денежными расходами, да и испытания были более лёгкими, чем в Падуе или в Болонье. Церемония присуждения докторской степени имела место 31 мая 1503 г. Коперник был «признан вполне удовлетворительным в знании канонического права и награждён знаками докторского достоинства». Так говорилось в дипломе, выданном Николаю Копернику.
После получения докторского диплома Николай Коперник некоторое время ещё оставался в Ферраре. Здесь он встречался с некоторыми представителями науки, жившими в Ферраре. Возможно, что он там познакомился с математиком Джованни Бьянки́ни, который был другом Пурбаха и Региомонтана, знаменитых астрономов XV в. В Ферраре в то время находился Че́льо Кальканьи́ни (1479—1540), окончивший Феррарский университет на 6 лет раньше Николая Коперника и ставший впоследствии одним из первых последователей учения Коперника. Он написал небольшое сочинение под заглавием: «О том, что небо стоит и Земля движется», где пояснял идею Коперника о вращении Земли. Быть может, ещё в Ферраре Коперник сообщил Кальканьини некоторые свои идеи о мироздании, о новой гелиоцентрической системе мира.
Осенью 1503 г. Коперник снова вернулся в Падую, чтобы заняться изучением медицины, согласно обещанию, данному им членам Вармийского капитула, и пробыл там ещё более двух лет.
Из медицинских знаменитостей Падуанского университета, обучавших Николая Коперника, самым выдающимся являлся Марк Антонио де́лла-Tо́ppe. У этого профессора изучал анатомию человека и великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519).
Лекции по практической медицине в Падуанском университете во времена Коперника читал Траполи́нус, пользовавшийся большой известностью и как математик. Для слушания ею лекций приезжали студенты из далёкой Британии, из Испании и Франции. Как математик Траполинус знал и астрономию. Он был очень хорошим профессором, читал лекции увлекательно; его лекции были для Коперника весьма полезны. Что профессор Траполинус, по специальности философ, читал лекции и по математике, и по медицине, не должно нас удивлять: особенностью тогдашних учёных был универсализм.
В конце 1505 г. (или в самом начале 1506 г.) Коперник закончил медицинское образование в Падуе и покинул навсегда Италию.
Италия дала Копернику за девять лет пребывания в ней очень много: в лучших итальянских университетах он слушал лекции у самых знаменитых профессоров; в Болонье, в Риме, в Падуе, в Ферраре он познакомился со многими выдающимися людьми своею времени. По справедливому замечанию одного из биографов Коперника, эти личные сношения были тем важнее, что в те времена не всё печаталось, что писалось, и не всё писалось, что думалось. Скептическое отношение к современности и особенно к религии, проскальзывающее в сочинениях гуманистов, смелее и откровеннее высказывалось в частных беседах.
Примечания
1. Так назывались составлявшиеся по особым правилам таблицы расположения небесных светил на какой-либо момент. По гороскопам, согласно астрологическим суевериям, можно было узнавать предстоящие события.
|