|
Глава II. Roma locuta, causa finita
|
Философ. Ваше величество, дамы и господа, я могу только вопрошать себя, к чему все это поведет?
Галилей. Полагал бы, что мы, ученые, не должны спрашивать, куда может повести истина.
Философ. Господин Галилей, истина может завести куда угодно!
Б. Брехт. Жизнь Галилея1
|
|
Как раз бездумность современников и позволила Галилею достичь столь многого.
Пол Фейерабенд2
|
Итак, я очертил в меру необходимости для дальнейшего изложения контуры теологического, а отчасти эпистемологического и политико-религиозного контекстов так называемого «первого дела Галилея». Разумеется, названные контексты отнюдь не единственные, но, на мой взгляд, определяющие. Теперь следует обратиться к рассмотрению основных событий 1615—1616 гг., так или иначе связанных с так называемым первым «делом Галилея» (1616)3. Их анализ будет приведен в форме комментированной хронологии. Но перед этим уместно дать, также в форме комментированной хронологии, краткий очерк начальных стадий богословской полемики вокруг коперниканства, охватывающих 1610—1614 гг.
Рис. 3. Т. Хэрриот. Зарисовка лунной поверхности (1609). Petworth House Archives, Великобритания.
Примечания
1. Брехт Б. Жизнь Галилея / Пер. с нем. Л. Копелева // Брехт Б. Стихотворения. Рассказы. Пьесы. М.: Издательство «Художественная литература», 1972. (Библиотека всемирной литературы. Серия III. Том. 139). С. 689—780; С. 722.
2. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / Пер. с англ. и нем. А.Л. Никифорова; общая ред. и вступит. статья И.С. Нарского. М.: Прогресс, 1986. С. 125—466; С. 258.
3. Термин, хотя и весьма распространенный в литературе, но неточный, потому как лично для Галилея вся описанная далее история закончилась увещанием (его даже не вызывали на допросы в Инквизицию) и последующей радушной аудиенцией, данной ему 11 марта 1616 г. папой Павлом V.
|