|
5. Птолемей и Семь Возрастов Человека
Кто не знает слов Жака из комедии Шекспира «Как Вам Это Понравится», где он говорит, что жизнь человека проходит через семь периодов, или семь ролей в длинной драме? Дитя, школьник, молодой возлюбленный, солдат, магистр, пожилой человек, умирающая развалина, и все это незабываемо отражено в нескольких строках. Но почему семь, а не пять, шесть, или восемь? Число семь много раз встречается в литературе и легендах, но для человека, сведущего в астрономии, оно неизменно ассоциируется с семью классическими планетами. Таким образом, здесь прослеживается древняя и почти забытая связь. Птолемей в своей большой энциклопедии классической астрологии, Тетрабиблосе, приводит доктрину о том, что в жизни каждого человека есть семь периодов, управляемых одной из планет каждый. Первая сфера, открывающая список, лунная, далее он проходит через все птолемеевские сферы, завершаемые Сатурном.
Птолемей говорит, что Луна правит младенчеством вплоть до возраста четырех лет, затем Меркурий осуществляет контроль над возрастом детства до десяти лет — возраста школьника по Шекспиру. Возраст с четырнадцати до двадцати одного года находится под покровительством Венеры, это возраст возлюбленных. Один самый длинный период — возраст молодости, амбициозности людей, оканчивающийся в сорок два года, им управляет Солнце. Затем следуют пятнадцать лет, управляемых Марсом и двенадцать Юпитером. Здесь видно отличие от Шекспировского текста, где солдат следует за любовником, так что для Солнца не остается места; Юпитер, который традиционно ассоциируется с мудростью и справедливостью, правит годами «законности», а не престарелый Панталоне. Обе схемы вновь совпадают в описании последней картины Сатурнианского века дряхлости, предшествующего смерти, замыкающей последовательность.
Птолемей утверждает: то, что качества планет находят отражение в том, как человек минует эти семь стадий жизни, очевидно. Луна, управляющая нашим младенчеством, изменчива, она быстро растет (т.е. растет и убывает), влияет на настроение и делает личность неуравновешенной, также насыщает влагой тело. Традиционные качества Меркурия вступают в игру в то время, когда образование формирует душу, интеллект и характер. Годы Венеры полны страсти, пылкости и огорчения, вызванного любовью. Солнце проявляет стремление человека к славе и благосостоянию. Марс привносит в жизнь человека ноту суровости, или жестокости, человек испытывает желание добиться славы и власти, пока его уходящие годы еще длятся. Юпитер представляет отказ от физического труда и беспорядочные амбиции, а также движение к зрелой справедливости, предвидению и философской непривязанности. Последние годы принадлежат Сатурну, это годы холода и тишины, уходящих силы и интеллекта.
Эти периоды стали традиционными в среде более поздних писателей-астрологов:
Луна — 4 года
Меркурий — 10 лет
Венера — 8 лет
Солнце — 19 лет
Марс — 15 лет
Юпитер — 12 лет
Сатурн — различно
Откуда взялись эти соответствия? Ясно, что они не совпадают с периодами вращения планет вокруг Солнца, и никогда не предпринималось попыток их метафизического толкования, поэтому требуется другое объяснение. Очевидно, ключ скрывается в тех классических текстах, где говорится о феномене апокатастазиса — возвращения на исходную позицию. В приложении к планетам это означает, что, не смотря на свое причудливое движение по ночному небу, они будут нечасто, тем не менее, периодически видны напротив того же самого основания из неподвижных звезд. Периоды этих возвращений близко соответствуют периодам Птолемея.
Видимо, это и есть источник идеи о семи возрастах человека, в итоге оказалось, что у нее — твердый астрономический базис. Единственное, что мы почему-то забыли — даже Птолемей не знал о нем. Эти периоды апокатастазиса отражают планетарные периоды в годах, а характеры планет объясняют, почему жизнь человека в данный период находится под контролем определенного тела. Это, в свою очередь, предполагает, что вновь подтверждается всеохватывающая доктрина о соответствии макрокосма и микрокосма. Эти периоды времени являются частью обращения небесных тел, а, поскольку они оказывают влияние на жизнь человека, то считалось, что она подчинена тому же циклу. И у Птолемея, и у Шекспира при описании цикла используются мужские имена, так что женский вариант солдата, или магистра оставлен за сценой.
Шекспир почти наверняка ничего не знал об астрологическом происхождении этой идеи. Его вклад — в придании идее определенного выражения и возвышении отчасти неясной астрологической доктрины до уровня драматической поэзии. Поэтому «Семь Возрастов Человека» теперь неизменно ассоциируются со сказанным в тексте.
|