|
10. Зодиакальный Человек и Астрологическая Медицина
Одним из наиболее известных и запоминающихся образов в истории астрологии является Зодиакальный Человек, человеческая фигура с изображенными на теле двенадцатью знаками Зодиака. Это изображение появилось в сотнях средневековых манускриптов, переместившись в печатные работы по астрологии, и просуществовало вплоть до появления печатных альманахов в девятнадцатом веке. Его общее назначение всегда было хорошо понятным — каждый знак Зодиака ведал здоровьем одной из частей тела, начиная с головы, управляемой Овном, и заканчивая ступнями, над которыми господствовали Рыбы. Первое полное описание этой системы мы находим у латинского поэта Манилиуса в его Астрономиконе, датируемом 15—20 гг. н.э. Удивительно, но ни Манилиус, ни какой-либо другой классический писатель не предлагают рационального объяснения того, каким образом соотносятся знаки и части человеческого тела. Можно легко предположить, что, если на изображение Зодиакального круга наложить изображение человеческой фигуры, то определенные части фигуры можно увидеть совпадающими с приписываемыми им астрологическим учением знаками. Данное изображение Зодиакального Человека может рассматриваться в качестве наилучшей возможной иллюстрации концепции макрокосма-микрокосма, таинственного соответствия, существующего между небесами и человеком. Это изображение получило дополнительный резонанс во времена классицизма благодаря своему сходству с изображениями божеств в круге, или овале, окруженном знаками Зодиака: Митра и Сол, Бог-Солнце, были изображены подобным образом, а позднее даже христианские живописцы переняли эту манеру письма.
Помимо символической ценности, зодиакальный Человек приобрел и другое, особое значение, в средневековой науке, науке, в которой астрология играла существенную роль. Фундаментальной основой астрологической медицины была физическая природа человека, зависимая от баланса четырех первичных качеств — жара, холода, влажности и сухости, называемых в человеческом теле «соками», причем доминирующее влияние на этот баланс оказывали небеса. Планеты оказывали непосредственное влияние на эти качества, а сила планет увеличивалась, или ослабевала в зависимости от их нахождения в разных знаках Зодиака. Кроме того, считалось, что Луна оказывает сильнейшее влияние на жидкости в человеческом организме, подобно тому, как она влияет на жидкости планеты из-за своей власти над приливами и отливами. Если все болезни считались результатом дисбаланса жидкостей — «соков», то признанным методом восстановления баланса считалось кровопускание. Флеботомия — кровопускание было незаменимой техникой врача начиная с со средних веков и до восемнадцатого века, оно должно было выполняться аккуратно, иначе мог возникнуть еще больший дисбаланс. Классической максимой считалось, что ни кровопускание, ни иная форма лечения части тела не могла применяться, если Луна находилась в знаке Зодиака, управляющем этой частью.
Например, если Луна находилась в Близнецах, было опасно, и даже смертельно опасно открывать кровь на руках, плечах, или кистях. Таким образом. Зодиакальный Человек служил наглядным напоминанием применяющим флеботомию, к нему прилагались таблицы с указанием положения Луны и других важных астрономических данных, или инструменты, подобные календарным колесах, при помощи которых могли быть определены такие положения. Связь между Зодиакальным Человеком и практикой кровопускания была сделана более наглядной на соответствующем изображении — «Венозном Человеке», где главные вены человеческого тела, подходящие для кровопускания, были показаны и обозначены рядом с ближайшим знаком Зодиака.
И все же, астрологическая медицина имела нечто общее с другими аспектами астрологии, которые, не смотря на ясность основных принципов, отличались дьявольски сложной практикой. Власть двенадцати знаков Зодиака над человеческим телом — один из таких принципов. Но, со времен классицизма всем планетам приписывалась власть над частями тела, фактически, изображение «Планетарного Человека» было достаточно завершенным, хотя и встречалось гораздо реже. Учитывалось расположение планет как во время начала болезни, «декумбитуры», так и в момент рождения пациента. В результате все эти силы образовывали сеть перекрывающих друг друга влияний, которую должен был распутать врач. Здесь, как и при составлении гороскопа, профессиональный астролог очерчивал для себя территорию тайны, ключом к которой обладал лишь он сам. Потенциальные ошибки теории и практики высмеивались Шекспиром в Двенадцатой Ночи, когда Сир Эндрю Эгьючийк восклицает: «Телец! Это — бока и сердце», а Сир Тоби Бэлч поправляет его: «Нет, сир, это — ноги и бедра». И то, и другое, конечно, неправильно, поскольку верный ответ — шея и горло, нет сомнений в том, что образованная аудитория, отлично знакомая с Зодиакальным Человеком, смеялась над их глупостью.
|