На правах рекламы: • Запчасти для бытовой техники Электролюкс aeg Запчасти для бытовой техники remochka.ru.
|
Маркус Манилиус: Первая Работа по Астрологии
В первом веке до н.э. развитая астрология утвердилась в Греко-Римском мире, в городах Антиох, Александрия и Пергамум, а также в Афинах и Риме. Александрия, в частности, была центром, где астрология развивалась наиболее интенсивно, где встретились философия и наука, и где слились некоторые элементы Египетской астрономии и Вавилонские, а также Греческие традиции. Доказательств распространения астрологии три: ссылки на астрологию классических писателей (таких, как вышеназванный Витрувий, а также поэтов и драматургов, таких как Энниус и Плаутус); значительное количество Греческих гороскопов; первые систематизированные труды по астрологии. Эти труды, чье авторство принадлежит Маркусу Манилиу-су и Веттиусу Валенсу, были созданы в первом веке нашей эры, но основой для них служила сложившаяся наука, а, возможно, и ныне утерянные письменные источники. Существуют, также, тексты, чей автор и время написания неизвестны, относящиеся к этому периоду, известные, как Писания Гермеса, где на мистическом уровне рассматривается астрология, философия Платона, магия и алхимия. Во всех этих источниках мы сталкиваемся с формой астрологии, где используются математические вычисления, а также технический язык, отличный от такового, использовавшегося в прото-астрологии Вавилона. Этот язык иногда кажется непонятным, или бессвязным, но некоторые из основных принципов явно узнаваемы, так как они сохранились и в сегодняшней астрологии.
Сохранившиеся до наших дней более, чем 200 папирусных гороскопов на греческом и демотическом (египетском письменном — прим. пер.) языках, созданные в промежутке от 100 г. до н.э. по 400 г. н.э., позволяют понять практические методы и устранить неясности, относящиеся к Греко-Римской астрологии. Некоторые из этих гороскопов содержат чертежи окружностей, предшественниц тех, что знакомы нам по натальному гороскопу. Более сложные диаграммы гороскопа появятся позже, в Византийских манускриптах, и, в свою очередь, явятся предшественниками классических, западных гороскопов. Некоторые из этих ранних текстов отличаются краткостью и не содержат предсказаний, только астрономические положения, и то в общих чертах:
«Рождение Кира, 97 год Диоклетиана,
Менхейр (месяц) 25, 9 час дня,
Гороскопос в Раке,
Юпитер в Весах,
Солнце, Венера и Меркурий в Рыбах,
Марс и Сатурн в Тельце,
Луна в Близнецах,
Жребий Фортуны в Весах».
Не смотря на краткость, текст содержит некоторые необычные понятия, являющиеся несомненной частью технического астрологического словаря — «Гороскопос» и «Жребий Фортуны». Эти технические термины присущи и более длинным и подробным гороскопам, как, например, этому, датируемому 1 Апреля 84 г. н.э.:
«Божественная, дающая свет Луна, растущая в первой четверти, переместилась в 13 градус Тельца; в знаке Венеры — в экзальтации; в периоде Меркурия — в женском и твердом знаке; подобно золоту, лежащему на спине Тельца; во втором декане называется «Арос»; ее додекатеморион изливает свет в знак Скорпиона».
Здесь наше внимание привлекают такие слова, как «экзальтация», «период», «декан» и «додекатеморион». К тому же, на первый взгляд не понятно, что такое «женский и твердый», поэтическая метафора, или же, некая техническая категория. Эти термины, а также многие другие можно встретить в гороскопах из некоторых литературных трудов, таких, например, как «Антология» Веттиуса Валенса. Это первая из многих таких же работ, содержащих гороскопы знаменитостей. Эта работа наглядно характеризовала качества звезд и планет на примерах из жизней прославленных, а также имевших дурную славу, людей. Вот гороскоп, датируемый 24 Января 76 г. н.э., принадлежащий Императору Гардиану:
«У этого человека Солнце в 8 градусе Водолея, Луна, Юпитер и гороскопос, все три, в первом градусе того же знака, а именно, Водолея; Сатурн в 5 градусе Козерога, с ним Меркурий в 12 градусе, Венера в 12 градусах Рыб, с ней Марс в 22 м; середина неба в 22 градусе Скорпиона... Этот человек был усыновлен родственником-Императором, и жил у него два года. Стал Императором на 42 году жизни, был мудрым и образованным, поэтому был почитаем в храмах и священных местах. У него с юных лет была только одна жена, но не было детей. У него — одна сестра, между ним и его родственниками — раздор и конфликты. На 63 году жизни он умер вследствие водянки и астмы. Далее следует объяснение всему вышеперечисленному. Он стал Императором, потому что два светила, Солнце и Луна, были в соединении в гороскопе... и с Юпитером, перед его утренней фазой, наступающей через семь дней. И сопутствующие ей (Луне) звезды занимали благоприятные позиции, Венера в своей экзальтации, Марс в своем треугольнике... и, кроме управляющего Космосом Солнца, был ее (Луны) спутником в следующих градусах, и, в качестве сопутствующей звезды, Сатурн в собственном доме, а также Меркурий, оба — в утреннем восхождении. Это, также, является признаком того, что Луна собирается образовать соединение с яркой неподвижной звездой, находящейся в 20 градусах Водолея. Поскольку необходимо отмечать соединения Луны не только с планетами, но и с неподвижными звездами».
Очевидно, что за этим гороскопом стоит Греческая геометрическая модель неба, где планеты двигаются по размеченной окружности небес. Но, также, несомненно, что на этот момент существовала трехуровневая система: первый уровень — астрономические позиции, выраженные в градусах и соотнесенные с эклиптикой; второй — техническая терминология, критерии, по которым различные точки круга считались важными; третий уровень — свод правил, определяющий значение этих положений.
В данном гороскопе мы вновь встречаем примеры технической терминологии — «середина небес», «треугольник», «дом», а также, «соединение». Некоторые из этих терминов навсегда стали принадлежностью астрологической традиции. И сегодня они понятны нам, но, для того, чтобы понять, каково было их значение в то время, и как возникла традиция, мы должны ознакомиться с пояснениями современных им авторов, в первую очередь — Маркуса Манилиуса и Птолемея из Александрии. Тем не менее, нам никогда не даются пояснения к третьему уровню системы: они определили положения всех небесных тел, овладели технической терминологией, но что давало мужчине, или женщине их рождение под данной конфигурацией звезд? Гороскопы из коллекции Веттиуса Валенса содержат всю систему — и позиции гороскопа, и их значения, но здесь нет разъяснения, почему из одного следует второе. Если когда-либо и существовала спланированная программа исследований, касающаяся последовательности положений, занимаемых определенными небесными телами, в современной терминологии — статистический анализ, в литературе по астрологии не сохранилась ни одна запись. Что касается сохранившегося, то это — свод правил, или аксиом, сообщающих о возможных следствиях различных положений, занимаемых небесными телами, когда эти планеты находятся в определенном знаке, доме, или аспекте. Иногда эти аксиомы бывают сгруппированы в тексты, одна из самых известных работ — это Центилоквиум, («Сотня Высказываний»), приписываемая Птолемею, но, фактически, не являющаяся его работой. Подобные тексты предоставляли мгновенную помощь в нахождении различных точек на эклиптике, пересекая которые, планеты приобретали, или теряли силу, но тексты не содержали ни доказательств, ни объяснений, подтверждающих это. Вот один простой пример из «Центилоквиум»: «Когда болезнь начинается при Луне, находящейся в том знаке, в котором на момент рождения находилась враждебная планета, ...эта болезнь будет опасной». Это правило кажется незыблемым и эмпирическим, но как оно было получено, и как часто подтверждалась его правота, автор не берется судить. Видимо, эти правила не были жестко установленными и неизменными, поскольку астрологи считали себя вправе давать различные интерпретации небесных событий. Явно произвольный характер этих правил является одним из главных вопросов истории астрологии: они были последним оружием в арсенале астролога, и служили для осмысления всех собранных данных, хотя и кажется невозможным определить, кто их установил, или какова могла быть их рациональная основа.
О Маркусе Манилиусе, чья книга «Астрономикон» была создана в ранние годы Христианской эры, около 10—15 гг. н.э. ничего не известно, имеет значение, что эта работа относится к времени правления Тиберия, когда астрология оказывала значительное влияние на Римскую мысль. Удивительно, но первый полный труд по астрологии Эллинистического периода создан автором — римлянином, а не греком. Нам кажется, что ранние работы, написанные на греческом, просто не сохранились, поэтому Манилиус совершенно случайно оказался первым автором астрологической работы. «Астрономикон» во многом сложная работа, не только потому, что она создана в стихотворной форме. Но почему труд по астрологии должен быть написан стихами? Это становится понятным, если принять во внимание традицию Латинской литературы: Вергилий написал поэму на тему земледелия, «Георгия», а в «Де рерум натура» Лукрециус изложил в стихах научные идеи своего времени. Таким образом, стих являлся дидактическим посредником, стихотворное изложение необычного материала частично было литературным вызовом. Манилиус был элегантно переведен на английский в стихах в конце семнадцатого века Томасом Кричем, и работа приобрела дополнительную славу благодаря ученому-поэту, А.Е. Хаусману, посвятившему тридцать лет изданию текста Манилиуса.
Манилиус начинает со «сфаера», описания небесной сферы, где он дает пояснения к таким понятиям, как небесные полюса, тропики, экватор и эклиптика, с точки зрения, когда земля неподвижна, а небеса вращаются вокруг нее. После описания физической основы астрологии Манилиус уделяет внимание философскому контексту:
«Рок правит миром, все вещи подчинены установленному закону; каждый долгий век отмечен своими вехами удачи. В момент нашего рождения мы начинаем умирать, и наш конец зависит от нашего начала. Следовательно, есть поток благополучия, силы и бедности; следовательно, всем даны их навыки и характеры, их грехи и добродетели, их потери и приобретения. Ни один не может отбросить то, что ему дано, или овладеть тем, что ему не дано, и не может он обрести с помощью молитв удачу, избегающую его, или избежать того, что давит на него: каждый должен нести свою ношу».
Это — чистый Стоицизм, который можно скорее встретить в философской работе, чем в труде по астрологии. Но, если человек не может изменить свою судьбу, он может хотя бы предвидеть и понять ее, благодаря прочитанным знакам природы, распознанной космической общности, о чем Платон сказал:
«Природа не может быть скрыта; мы видим всю ее ясно и держим Вселенную в руках. Мы, будучи частью Вселенной, воспринимаем ее, как свою кормилицу, будучи ее детьми, мы достигаем звезд. Конечно, никто не сомневается в том, что немного божественного есть в груди каждого, и наши души возвращаются на небеса, и приходят оттуда; и, подобно тому, как Вселенная состоит из четырех элементов — воздуха, огня, земли и воды, являясь вместилищем внутреннего Ума, так и у нас есть тела, состоящие из земных субстанций и дух, питаемые кровью, а также ум, который руководит всем и контролирует каждого человека. Так ли уж это странно, если люди смогут постигнуть Вселенную, наблюдая ее внутри самих себя, малых подобий образа Бога?»
Ключом к пониманию служит конфигурация небес, и Манилиус продолжает объяснять, каким образом мириада небесных событий, вечно изменчивый рисунок движущихся звезд и планет, образует обобщенное, но точное руководство для определения земных событий и человеческого характера. Среди важных технических идей, которые излагает Манилиус, или попыток изложения встречаются: дома, аспекты, деканы, лоты, паранателлонта и додекатемориа. Для начала нужно осветить один важный момент: когда Манилиус, или любой другой писатель астрологического направления, говорит о том, что субъект гороскопа родился под определенным знаком, или планетой, имеется в виду, что этот знак присутствует в важном месте гороскопа, обычно, асценденте. Выделение положения Солнца на момент рождения, знакомая нам Солярная система астрологии, является продуктом двадцатого столетия и не известна в классической астрологии.
Манилиус начинает с продолжительного обсуждения качеств знаков Зодиака. Более поздняя астрологическая традиция приписывает эти качества, главным образом, планетам, которые, как считалось, передают свою силу знакам. В домицилии, или системе домов, каждая планета являлась «господином» одного — двух знаков, и находилась «в экзальтации», когда пребывала в этом знаке. Происхождение этой доктрины, занимающей центральное место в астрологии, является абсолютной тайной, так как не обнаруживается ни астрономической, ни мифологической связи между планетами и их домицилиями: что общего между Венерой и Тельцом, Меркурием и Девой? Видимо, Манилиус не знал об этих соотношениях, он ничего не говорит о знакомой нам доктрине планетарных домов. Фактически, основным качеством Манилиуса является то, что он придавал гораздо больше значения знакам Зодиака, чем влиянию планет. Вместо этого, он описывает незнакомую систему, где двенадцать великих языческих богов, или богинь, не обязательно планетарных, связаны с каждым из знаков:
Овен — Минерва,
Близнецы — Аполлон,
Лев — Юпитер,
Весы — Вулкан,
Стрелец — Диана,
Водолей — Юнона,
Телец — Венера,
Рак — Меркурии,
Дева — Церера,
Скорпион — Марс,
Козерог — Веста,
Рыбы — Нептун.
Манилиус не раскрывает причины, логические или рожденные традицией, этих связей. Очевидно, что пол здесь не имеет значения, мужские и женские божества образуют параллели во всем Зодиаке. Пребывание богов в этих знаках оказывает на них значительный эффект, как видно на примере качеств Близнецов, где Аполлон считается правителем:
«Самые приятные наклонности и спокойный образ жизни присущи Близнецам, различные виды пения и гармоничные голоса, в сопровождении тонкого звука свирели, слова, гармонично ложащиеся на естественную музыку струн. Сама работа для них — удовольствие. Они держатся подальше от бряцания оружия и звуков трубы, старость для них горька. Они с удовольствием идут по жизни, мирные и вечно молодые. Они различают пути звезд, и, благодаря пониманию математики небес, они завершают небесный круг, выходя за пределы простого знания о созвездиях. Природа — предмет исследования для их интеллекта, и их слуга во всем. Благодаря всему, чем они наделены, Близнецы плодотворны».
Это можно назвать духовными качествами, которые были определены на основе характеристик главенствующего божества способами, которые никогда не были изложены вполне ясно. Тем не менее, у Манилиуса и других авторов мы встречаем упоминание других качеств, основанных не на материи знака, а на нумерологии, когда знаки рассматриваются, как образующие чередующиеся пары, тройки, или четверки. Эти качества включают в себя мужские-женские, горячие-холодные, движущиеся-неподвижные, ночные-дневные. Например, от Овна до Рыб каждый знак считался либо мужским, либо женским, вне зависимости от созвездия, или главенствующего божества.
Очевидным источником этой идеи является доктрина Пифагора о том, что нечетные номера являются/мужскими, в то время, как четные — женскими.
Одной из основ гороскопа всегда являлась система аспектов, и Манилиус ясно излагает эту доктрину. Внутри окружности гороскопа от центра — земли к любой точке на эклиптике, где находятся планеты, или интересующие объекты, проводятся линии. Угол, который образуют две проведенные от центра линии, или измеренный, как дуга на эклиптике, считается аспектом между двумя точками, а также тремя, или четырьмя точками. Эти аспекты могут образовывать некоторые основные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, или шестиугольник, плюс, конечно, конъюнкцию и оппозицию. Считалось, что эти аспекты могут усиливать, или ослаблять влияние небесных тел. Треугольный аспект считался гармоничным, в то время, как квадратный — неблагоприятным и вызывающим конфликт. Конъюнкция не должна была быть точной и полной, так, когда одно тело, во время прохождения фактически полностью закрывает другое. Теория гласила, что у каждой планеты есть «сфера действия», протяженностью в несколько градусов в любую сторону, поэтому два тела могли находиться на расстоянии десяти градусов друг от друга, при этом считаясь находящимися в конъюнкции.
Также основным считалось деление эклиптики на квадранты и дома, дававшие гороскопу его основные точки, а также способствовавшее интерпретации. Если бы пояс эклиптики был видимым, то с любой точки на поверхности Земли он выглядел бы, как последовательность координат в градусах, начинающаяся на восточном горизонте. Манилиус и все астрологи учитывают точку, являющуюся наиболее важной во всем гороскопе — асцендент, или «гороскопос», дословно — «наблюдатель за ходом времени». Асцендент может являться как знаком Зодиака, так и определенным градусом этого знака, в нем может находиться планета, или какая-либо также важная точка (см. дальше «Доктрину Лотов»). Напротив этой точки — противоположный градус, Десцендент. Самая верхняя точка была названа серединой неба, «медиум коэли», чья противоположная точка — нижняя середина неба, или «имум коэли». Четыре эти основные точки делят небо на четыре квадранта, которые, как мы легко можем себе представить, были соотносимы с циклом человеческой жизни, возникновением, созреванием, увяданием и смертью; конечно, развивающаяся астрология была намного сложнее, чем может показаться.
Знаки Зодиака и их качества
Знак |
Пол |
Элемент |
Планетарный Управитель |
Экзальтация |
Овен |
м |
Огонь |
Марс |
19 гр. Солнца |
Телец |
ж |
Земля |
Венера |
3 гр. Луны |
Близнецы |
м |
Воздух |
Меркурий |
|
Рак |
ж |
Вода |
Луна |
15 гр. Юпитера |
Лев |
м |
Огонь |
Солнце |
|
Дева |
ж |
Земля |
Меркурий |
15 гр. Меркурий |
Весы |
м |
Воздух |
Венера |
21 гр. Сатурна |
Скорпион |
ж |
Вода |
Марс |
|
Стрелец |
м |
Огонь |
Юпитер |
|
Козерог |
ж |
Земля |
Сатурн |
28 гр. Марса |
Водолей |
м |
Воздух |
Сатурн |
|
Рыбы |
ж |
Вода |
Юпитер |
27 гр. Венеры |
В своем обсуждении квадрантов Манилиус столкнулся с проблемой, имевшей далеко идущие последствия. Он описал две центральных оси, одна из которых проходит через асцендент и Десцендент, а другая — через обе середины неба, делящие небесный свод на четыре равные части. Основными являются те точки, где горизонт и меридиан пересекают эклиптику, но эклиптика не расположена «над головой», так же, как середина неба не находится «в зените». Это может быть истинным лишь в определенное время дня, или года, для наблюдателя, находящегося на экваторе, либо где-то еще между двумя тропиками. Для любого другого наблюдателя, находящегося, например, на широте Средиземного моря, середина неба будет расположена к югу от зенита. Более того, эклиптика — это большая окружность, расположенная наклонно по отношению к экватору, но не параллельно ему. Можно сказать, что эклиптика — это наклонная траектория движения по небу. Для средиземноморского наблюдателя эклиптика не начинается на востоке и не завершается на западе. Вследствие этого знаки Зодиака, не смотря на то, что все они занимают дуги в 30 градусов, кажутся восходящими с различной скоростью, а четыре квадранта неба — неравными. Это имеет большое значение, если мы обращаемся к доктрине мунданных домов, центральному пункту в интерпретации гороскопа.
Манилиус говорит о двенадцати «местах» на эклиптике — он называет их «лочи», а не дома, каждое из которых оказывает особое влияние на жизнь человека. Эти места имеют фиксированное положение относительно Земли, а планеты и все знаки Зодиаки двигаются через них. Для этого каждый из квадрантов неба был поделен на три равные части, причем шесть из этих «мест» всегда находятся выше горизонта, а шесть — ниже. Манилиус не присвоил им номера внутри круга, что впоследствии стало стандартной практикой, а просто отмечал их по основным точкам. Также, он не приписывал этим «местам» наличие особых сил, влияющих на такие сферы жизни, как благополучие, семья, друзья, брак и так далее, что вошло в обиход позже. Вместо этого, он описывает их просто как хорошие, либо плохие места, провоцирующие смерть, или неудачу. Также, он говорит, что некоторые из них могут оказывать особое влияние на определенные сферы жизни. На основании этого мы можем сделать заключение о том, что система мунданных домов не была полностью совершенной в то время, или, по какой-то причине, Манилиус не знал о ней. Для того, чтобы обнаружить систему в развитой форме, мы должны перенестись вперед почти на сто лет, к работам Веттиуса Валенса. В них дома на эклиптике пронумерованы против часовой стрелки, начиная от асцендента:
ДОМ: 1. Жизнь, тело; 2. Благополучие н коммерция; 3. Братья п сестры, друзья, сила; 4. Дети, семья, частные дела; 5. Общество, друзья; 6. Враги, здоровье, страдания; 7. Брак; 8. Смерть; 9. Путешествие, в том числе, паломничество; 10. Бизнес, репутация; 11. Дары, друзья, амбиции; 12. Опасность, враги
Некоторые дома, например 8 и 11, содержат те же характеристики, что и у Манилиуса, другие же не совпадают в отношении качеств добра-зла. Появление доктрины мунданных домов примерно в первом веке нашей эры является одной из загадок истории астрологии, поскольку не обнаружено ни одного источника, логического, философского, или литературного, этой доктрины. Почему планеты оказывают влияние на телесное здоровье, находясь в одной части неба, а, когда они перемещаются в другую часть, то влияют на коммерцию, в третьей же — в их власти дружба? Эта система кажется абсолютно произвольной, но, возможно ли, чтобы эта система возникла и стала общепринятой без всякой интеллектуальной основы, или плана?
В дополнение к этим философским трудностям, доктрина мунданных домов создает значительную техническую проблему для всех астрологов: считается, что дома занимают фиксированные области неба — где конкретно они расположены, и где границы между ними? Поскольку границы домов делят эклиптику на части, то сами дома должны представлять собой части неба от севера до юга, их границы — большие окружности, проходящие через оба полюса неба. Возникает искушение сказать, что каждый дом должен занимать по 30 градусов эклиптики, но, как и в случае с квадрантами, здесь возникает двойная проблема — наклонности эклиптики и широты, на которой находится наблюдатель. Принимая во внимание оба этих фактора мы заключаем, что протяженность домов не может быть одинаковой. Тогда как определить, где заканчивается один дом, и начинается другой? Решение этой проблемы принадлежит области сферической тригонометрии, оно было найдено Птолемеем во втором веке нашей эры. До этого применялись различные формы математической прогрессии, а полученные результаты были не слишком точны. Затем, через много лет после Манилиуса и Птолемея, развитие тригонометрии позволило создать четыре, или пять различных методов вычисления расположений домов. Но, при помощи этих методов получались различные результаты, так что возникали разногласия по поводу того, какие звезды, или планеты находятся в отдельно взятом доме. В любом из исторических периодов существовала небольшая группа астрологов, сведущих в математике настолько, чтобы овладеть этими методами и выяснить, какой из них является наиболее подходящим. Таблицы готовых вычислений применялись повсеместно. Это означает, что серьезные различия возникали только тогда, когда два астролога применяли различные критерии разграничения домов, или пользовались двумя разными видами таблиц. Эта проблема так никогда и не была решена, что стало сильным аргументом врагов астрологии, которые задавали вопрос, почему астрологи никак не придут к общему мнению по основному пункту своей науки.
Дома были самыми важными не астрономическими деталями небес астролога, притом исключительными. И Манилиус, и Веттиус Валенс описывают систему «сортес», или лотов, представлявших собой точки, принадлежащие эклиптике, и находящиеся в математических соотношениях с неким небесным телом, или телами. Самым важным был Лот Фортуны. Его местонахождение определялось в соответствии с правилом, что он расположен на таком же расстоянии от асцендента, как Луна — от Солнца, на эклиптике и выражалось в градусах. Лот считался приносящим удачу, так как совмещал влияния Луны и Солнца. Существовали и другие лоты, места гороскопа, удаленные от выбранной точки, такой, как середина неба, на такое же расстояние, что разделяло две планеты. Другой подобной точкой был «прерыватель», используемый для определения длины жизни индивидуума. Теории и вычисления были очень запутанными, но, если был найден «прерыватель», считалось, что он движется со скоростью один градус в год по направлению к одной из четырех основных точек, что обещало человеку в среднем до 90 лет жизни.
Манилиус описывает одну из немногих идей Египетского происхождения, ставшую частью основного потока астрологии — систему деканов, которая служила альтернативным Зодиаком. Деканами назывались тридцать шесть групп звезд, расположенные к югу от эклиптики, и известные Египтянам. Они использовали эти звезды для определения времени еще за 1000 лет до нашей эры. Каждая группа наблюдалась в час предрассветного восхождения в течение десяти дней. Этот час считался последним ночным. Затем наблюдалась следующая группа. Мы можем рассматривать эту систему, как содержащую тридцать шесть «месяцев» по десять дней в каждом. Когда в Египет был принесен Вавилонский Зодиак, к нему были добавлены деканы, разделившие каждый знак на три части по 10 градусов в каждой. Наглядные Египетские изображения Зодиака, такие, как хорошо известный Зодиак из Дендеры, содержат двенадцать основных Зодиакальных знаков, окруженных меньшими по размеру фигурами деканов. Стандартной астрологической практикой стала «привязка» к каждому декану планеты. Считалось, что планета, находящаяся в «своем» декане, оказывает большее влияние. Манилиус предлагает принципиально отличную схему, где на деканы оказывают влияние двигающиеся по кругу знаки Зодиака. Так первые 10 градусов Овна принадлежат Овну, вторые 10 градусов — Тельцу, третьи 10 градусов — Близнецам; далее первые 10 градусов Тельца принадлежат Раку, вторые 10 — Льву, и так далее. Как мы можем представить себе, что характер каждого знака Зодиака определяется знаком декана. В Герметической и магической литературе деканы стали рассматриваться, как полубоги, обладающие безмерным могуществом и правящие Вселенной. Их изображения в такой форме можно встретить среди произведений Исламского и Западного искусства.
Процесс разделения эклиптики продолжила загадочная система «додекатемориа». Это греческое слово означает «двенадцатая часть», например, один знак Зодиака можно назвать «додекатеморион». На практике этим термином обозначались части эклиптики, равные 2,5 градусам, каждая из которых обладала особыми качествами, что учитывалось при интерпретации гороскопа. Логическим следствием такого подхода было исследование каждого градуса эклиптики и присущих ему качеств, а также благоприятных и неблагоприятных влияний планет в каждом из градусов. Манилиус предоставляет подобный список, где классифицирует большое число градусов, как негативные, называя их «партес дамнадае», но, подобные детальные суждения кажутся по большей части произвольными. Список Манилиуса не является планом, или системой.
Когда знаки Зодиака восходили, или проходили по небу, то всегда существовала возможность, что их скроет облако, в результате чего возникнет неточность в определении астрологического времени. В начале астрономы знали и другие звезды, не входящие в Зодиакальный пояс, восходящие одновременно с каждым знаком. Они назывались «паранателлонта». В начале служившие просто средствами помощи астроному, они каким-то образом приобрели собственное астрологическое значение. В результате, вполне обоснованным стало считать, что все небесные тела, а не только те, что расположены в области эклиптики, наделены астрологической силой и играют роль в космической драме. Манилиус приводит полный список паранателлонта, например, Гиадес: «В двадцать седьмом градусе Овна восходит Гиадес: рожденные в это время не будут наслаждаться миром и покоем, они будут стремиться в массы людей и гущу событий».
Не смотря на то, что в текстах Манилиуса много неясного, нам все же посчастливилось найти в его работах большое количество астрологических идей раннего периода. Нам кажется странным, что он, в отличие от Веттиуса Валенса, не анализирует ни особые гороскопы, ни способ их построения. Это говорит либо о том, что Манилиус не был практикующим астрологом, либо был им, но предпочитал не делиться информацией. Характерным для Манилиуса является то, что он считает влияние астрологических знаков первостепенным, в то время, как в более поздней астрологической традиции первенство признается за планетарным. Это говорит о том, что на этом этапе астрологическая мысль еще не была сформировавшейся, и что альтернативные теории находились в процессе эволюции. Прежде всего, из работ Манилиуса мы можем вынести представление о технологии, ориентированной на все более мелкие детали эклиптики. Квадранты, аспекты, дома, деканы, лоты, додекатемориа, паранателлонта — все они основаны на точках, расположенных внутри 360 градусной окружности эклиптики. Принцип космических соответствий, связь между макрокосмом и микрокосмом, которые мы встречаем у Платона и Стоиков, здесь уже в высокой степени формализован и математизирован. Системе комплексных, взаимосвязанных, но относительно произвольных понятий придана математическая форма, а для процесса определения судьбы человека требуются серии нумерологических процедур. Была ли эта сложность обусловлена одним лишь профессиональным интересом астролога? Создавал ли он для себя мистическую территорию, которую не может создать никто, кроме искушенного практика? Трудно определить источник этих нумерологических концепций и разделений, и мы спрашиваем себя, обладал ли сам Манилиус знанием этого источника. Если он знал, или верил в то, что их авторство принадлежит таким прославленным мыслителям, как Пифагор, Платон, или Берозус, то почему не побеспокоился сказать об этом, или, по меньшей мере, упомянуть их, как причастных к нему в прошлом? Одна из знаменитых доктрин изложена вполне ясно, хотя снова без указания более раннего литературного источника, или человека, логически доказавшего наличие Зодиака. Манилиус заявил, что каждый знак Зодиака отвечает за здоровье определенной части человеческого тела, начиная с Овна, ответственного за голову, и, заканчивая ступнями, над которыми господствуют Рыбы. Эта система была придумана, хотя Манилиус и не говорит об этом, с ее поясом Зодиакальных знаков, наложенным на изображение человеческого тела. В этой доктрине концепция связи макрокосма и микрокосма проявляется наиболее ощутимо.
Тем не менее, в самом сердце работы Манилиуса присутствует некий пробел, поскольку он никогда не предпринимает попыток объяснить, как, в действительности, «работает» астрология, какова динамика, поддерживающая всю систему. Существует ли сила, исходящая от звезд и планет, и если да, то что это за сила? Является ли эта сила каузальной, или же небеса просто сообщают о предопределенных событиях? Манилиус обходит вниманием эти основные моменты. Благодаря одному из величайших ученых-математиков классического периода, Птолемею из Александрии, родилась связная теория о том, как фактически действует астрология, и его авторитет помог ей достигнуть высокого интеллектуального уровня, который она поддерживала 1500 лет.
|