Материалы по истории астрономии

Аналоги Стоунхенджа

Стоунхендж, как выдающийся мегалитический памятник древности, подробно изучался археологами, описан в литературе, посещался многочисленными туристами, наблюдавшими, в частности, восход Солнца над Пяточным камнем 22 июня. Потом уже он привлек пристальное внимание астрономов, которые в деталях раскрыли его астрономическое содержание. Однако на Британских о-вах, а также во Франции помимо Стоунхенджа есть еще сотни мегалитов, к сожалению сильно разрушенных временем. Многие из них имеют форму круга, и в них часто также встречаются три камня, сложенные буквой П (конфигурация, знакомая нам из описания Стоунхенджа).

Возникает вопрос: нет ли среди этих каменных сооружений подобных Стоунхенджу, т. е. выполнявших астрономические функции? Тот же Хокинс обратил внимание на мегалит на острове Льюис (один из Гебридских островов) в Шотландии. Это сооружение, носящее название Калениш, включает 13 камней, расположенных по окружности, центральный камень и еще множество камней, часть из которых образует «аллею», такую как в Стоунхендже. Изучая Калениш, Хокинс установил, что некоторые пары камней определяют направления, соответствующие важным астрономическим точкам, большей частью связанным с Солнцем. В частности, оказалось, что «аллея» направлена в точку горизонта, где заходит Луна, когда ее склонение равно +29°. Как отмечалось выше, эта точка соответствует определенному положению лунных узлов в длительном цикле их перемещения по эклиптике.

К западу от Эдинбурга и Глазго расположен п-ов Кинтайр, выступающий в Атлантический океан. Между ним и Атлантическим побережьем Шотландии расположен о. Арран. В этих краях родился Роберт Бернс, воспевший в своих стихах суровые однообразные пейзажи Атлантического побережья с множеством островов и полуостровов. К югу от родины Бернса, в приморском районе Хегстон-Мур, находится мегалит под названием Длинный Том. Если смотреть отсюда в направлении вершины холма на п-ове Кинтайр, то в определенный день можно увидеть, как Луна опускается за холм (рис. 18). Однако это зрелище наблюдается только тогда, когда склонение Луны имеет экстремальное значение +19°.

В северной части Атлантического побережья Британских о-вов можно найти много подобных камней, глядя от которых через выдающийся в океан мыс, мы увидим заход Луны или Солнца в примечательный с астрономической точки зрения день. Эти камни называются менгирами, и не исключено, что их особое расположение имеет вполне естественную природу. Просто наблюдательные шотландцы подметили эти замечательные совпадения, придающие оттенок поэтичности скромной жизни среди каменных россыпей...

А теперь вместе с Хокинсом мы покинем Британские острова, пересечем Европу и достигнем берегов Африки, где Нил впадает в Средиземное море. Именно в этих местах был создан самый древний солнечный календарь, прообраз используемого в наше время, о котором мы поговорим подробнее в следующих главах. И вообще, культ Солнца в Древнем Египте был особенно развит. Поэтому у Хокинса возникло подозрение (к тому же он еще не остыл от своих исследований Стоунхенджа), что ориентация пирамид и сфинксов определенным образом связана с Солнцем. Чтобы проверить свою догадку, он и направился в Египет. К сожалению, именно в это время страна воевала с Израилем. На ход войны научная экспедиция, конечно, никак не повлияла, но самому Хокинсу не повезло. В путешествии по Нилу ему разрешили остановиться лишь в Луксоре, но и эта остановка принесла пользу археоастрономии. Стороны пирамид оказались ориентированными с запада на восток таким образом, что наблюдатель, смотрящий вдоль стены, видит восход Солнца в дни равноденствий. Туда же, кстати, смотрит и «сторож» пирамид — величественный сфинкс.

Однако ориентация пирамид и сфинкса в Гизе была уже несколько иной. Самый старый храм здесь датируется примерно 2000 годом до н. э. и называется Большим храмом Амона-Ра (бога Солнца). Главная ось сооружения, проходящая через основной вход, направлена таким образом, что указывает на точку горизонта, где восходит наше светило в день зимнего солнцестояния, притом именно на ту точку, которая соответствует реальному склонению Солнца в далекую от нас эпоху фараона Тутмоса и царицы Хатшепсут. В этом археологическом комплексе неподалеку от Большого храма есть еще один, поменьше, также посвященный богу Амону-Ра. И его главная ось, проходящая через вход, направлена в ту же точку горизонта. На одной из храмовых колонн комплекса есть надпись: «О фараон, ты видишь своего отца Амона-Ра, бога богов, владыку престола двух Египтов, ты видишь своего отца каждый раз, когда он поднимается над Ипет Соут. Подобно тому как озаряется край неба на рассвете, его лучи идут вперед и озаряют двойные ворота, ведущие к небу, принадлежащему властелину всего мира».

По всему видно, что день зимнего солнцестояния был в особом почете в Древнем Египте. Не случайно писал Плутарх: «В день зимнего солнцестояния они [египтяне] семь раз водили корову вокруг храма Солнца... разыскивая Осириса, потому что зимой боги жаждут влаги; а водят корову семь раз потому, что на седьмой месяц с момента зимнего солнцестояния начинается переход к лету... Гор, сын Исиды, приносит жертвы Солнцу...»

Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, что древние народы вели наблюдения' за наиболее заметными небесными объектами — звездами, Луной и Солнцем. Разумеется, Солнце привлекало особое внимание. Его культ был распространен в самых разных регионах планеты, существовали многочисленные места поклонения и храмы с выделенной пространственной ориентацией. Проводились религиозные ритуальные действия, связанные с восходом и заходом Солнца, когда жрецы давали и практические советы, касающиеся начала или окончания сельскохозяйственных работ.

В одной из следующих глав будет рассказано о храмах-обсерваториях в Новом свете. Там были обнаружены сооружения, предназначенные для наблюдений одной только Луны. Как свидетельствуют древние тексты, жители Месопотамии и Египта почитали некоторые звезды. Например, египтяне каждый год ждали первого появления в лучах восходящего Солнца яркой звезды Сириус. Это событие означало близкий разлив Нила, несущего плодородный ил, и начало новых сельскохозяйственных работ. Однако до сих пор археоастрономические исследования не привели к обнаружению храма-обсерватории, построенного специально для наблюдений восхода или захода какой-либо звезды. Плохая видимость линии горизонта из-за дымки и пыли сильно ограничивает здесь возможности наблюдений даже самых ярких звезд. Тем не менее на один любопытный пример можно указать.

В 30 км от столицы Армении (СССР) на берегу реки Мецамор было обнаружено поселение древних людей, датируемое началом 3-го тысячелетия до н. э. В 200 м от поселения в скалах найдена площадка, использовавшаяся для культовых обрядов. К ней ведет лестница, выдолбленная в скале. С площадки открывается прекрасный вид на юг, куда и теперь чаще всего направлены телескопы астрономов. Это наводит на мысль, что здесь в древности помимо ритуальных действий проводились и наблюдения за небом. Такое предположение подкрепляется тем, что на одной из скал в восточном направлении высечена трапеция, внутри которой изображены четыре звезды. Одна из линий этой трапеции направлена в точку горизонта, в которой в день летнего солнцестояния на короткое время перед восходом Солнца появляется Сириус. Может быть, древние люди, жившие на берегу р. Мецамор, как и египтяне, ждали восхода Сириуса, чтобы начать земледельческие работы?

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку