|
Древние жители Земли или пришельцы из Космоса?
В конце этой главы, посвященной в основном астрономическому предназначению комплекса Стоунхендж, нельзя не затронуть тему, связанную с возбуждающими воображение «космическими чудесами». Это огромные по своим размерам рисунки, обнаруженные на плоскогорье Пампа-де-Наска в южной части Перу. Они изображают птиц и животных, геометрические фигуры (треугольники, прямоугольники, трапеции) или же представляют собой длинные полосы, исходящие из одной точки. Все эти рисунки желто-белого цвета, если смотреть на них с самолета, производят фантастическое впечатление, сравнимое, пожалуй, с картиной марсианских каналов. Наверное, читатели сразу вспомнят фильм с интригующим названием «Воспоминания о будущем», в котором Пампа-де-Наска была объявлена космодромом, сооруженным на нашей планете внеземными разумными существами. Так считает швейцарец Эрих фон Деникен, по книге которого и снят фильм. Комплекс Стоунхендж с высоты «птичьего полета» тоже впечатляет, так что горячие головы и его отнесли к творению инопланетян. Однако истинное назначение причудливых фигур мегалитического памятника состоит, как мы с вами выяснили, в наблюдении восходов и заходов Солнца и Луны древними жителями нашей собственной планеты. Таким же оказалось и назначение наземных фигур перуанского плоскогорья. Чтобы это утверждение не было голословным, остановимся на нем подробнее.
«Картинная галерея» в пустыне Наска была открыта в начале второй мировой войны американским профессором древней истории Полом Косоком. Он длительное время изучал древние оросительные системы Месопотамии и с высоты «птичьего полета» искал нечто подобное в южном Перу. Фигуры, о которых идет речь, не нарисованы на поверхности каким-либо красящим веществом, а получены удалением верхнего слоя почвы, под которым находятся желто-белые горные породы. Что касается возраста рисунков, то его смогли определить радиоуглеродным методом по остаткам деревянного столба, найденного рядом с одной из фигур. Оказалось, что они относятся примерно к VI в. Считается, что тогда здесь жили индейцы культуры наска, которые поселились в этих местах еще во II в. до н. э. Размеры фигур действительно огромны: виден 30-метровый человек с головой совы, птица размером 110 м и такая же ящерица, спирали по 30—40 м, две пересекающиеся 800-метровые трапеции, полосы, простирающиеся на десятки и сотни метров... Точность их изображения в сочетании с размерами, охватить которые можно только с высоты, и были аргументами в пользу внеземного происхождения «картинной галереи». Но научный подход привел совсем к другим выводам.
Еще сам первооткрыватель «космодрома» отметил, что одна из фигур точно указывает на точку захода Солнца в день одного из солнцестояний. Мы сознательно говорим «одного», потому что здесь — Южное полушарие Земли и астрономическое лето начинается 22 декабря. Именно это летнее направление и отождествил Косок. Затем многолетние исследования рисунков пустыни Наска провела Мария Райхе, математик из Дрезденского университета, прожившая в Перу четверть века. Она обнаружила множество линий, указывающих на точки восхода и захода Солнца в дни июньских и декабрьских солнцестояний. Например, восход светила 22 июня показан клювом и стометровой шеей птицы причудливых очертаний. Из клюва другой птицы более скромных размеров выходит целый веер линий, крайняя из которых указывает на восход светила 22 декабря. Есть еще много других примеров, в частности, одна из линий длиной около 800 м смотрит в точку захода Солнца в день летнего (для Перу) солнцестояния. Точнее говоря, она несколько отклоняется от современной точки захода, на основании чего можно вычислить, что эта линия была проведена в период между IV и IX вв. н. э. (не надо забывать также о возможных погрешностях при прокладке трассы индейцами). Как видим, астрономическое датирование не противоречит результатам, полученным радиоуглеродным методом.
Таким образом, рисунки на плато Наска имеют отношение к космосу, но совсем не такое, как предположил Деникен. Возможно, индейцы наска создали фигуры больших размеров для своих богов, смотрящих на них откуда-то сверху. Что они хотели сказать богам? Одним из них было Солнце, и в этом смысле индейцы наска не исключение среди всех древних народов. И здесь бог-Солнце определял наступление различных сезонов и начало сельскохозяйственных работ.
В связи с многочисленными гипотезами о том, что в прошлом Землю посетили пришельцы из космоса и «импортировали» высокую культуру своей цивилизации, необходимо отметить важную методологическую роль археоастрономии. Раскрывая астрономическое предназначение тех или иных древних памятников материальной человеческой культуры, археоастрономия шаг за шагом доказывает безосновательность подобных гипотез.
|