|
Болгарский вариант английского Стоунхенджа?
После всего сказанного выше выясним вопрос, есть ли на болгарской земле древние обсерватории. На юге страны находится г. Кырджали, быстро развивающийся в последние годы. Авторы этой книги связаны с Народной астрономической обсерваторией города тесными профессиональными узами, и в 1981 г. один из них (Н.С.Н.) провел там даже часть летнего отпуска, поскольку речь шла о создании филиала столичной обсерватории. В одно прекрасное утро автор неожиданно для себя обнаружил, что на территории Кырджалийского округа есть площадка для культовых обрядов времен фракийцев. Это святилище носит название Татул, как и ближайшая деревня, расположенная в 500 м к северо-востоку. Оно расположено в труднодоступном месте, на вершине одной из скал, напоминающей по форме усеченную пирамиду (рис. 19). Здесь можно найти целый ряд интересных деталей, высеченных в камне, например углубление, напоминающее по форме корыто, по краям которого идет желоб. По-видимому, желоб предназначался для установки сверху крышки. К этому «саркофагу» ведет с северной стороны лестница (также высеченная в скале), а сам он ориентирован по направлению северо-запад — юго-восток. В южной части вершины усеченной пирамиды выбита ниша со сводчатым потолком, в которой имеется аналогичный «саркофаг». Подножие скалы с южной и западной сторон почти ровное, и по этой площадке проходит желоб. Ориентирован он с запада на восток, и его восточный край напоминает прицел, выбитый в скале. Сразу же возникло предположение, что «прицел» служил для наблюдений восхода Солнца в дни весеннего и осеннего равноденствий.
Рис. 19. Древнее фракийское сооружение около с. Татул (Болгария, округ Кырджали).
В исторической литературе, описывающей Татул, выражалось мнение, что это фракийская гробница V в. или первой половины IV в. до н. э., хотя памятник и не напоминает ни одну из известных фракийских гробниц. При этом никакого значения не придавалось ориентации верхнего саркофага и такой детали, как «прицел». Наше предположение об астрономическом назначении фракийского памятника еще более укрепилось, когда мы подробнее ознакомились с жизнью фракийцев. Солнце было наиболее почитаемым из их божеств, и об этом свидетельствует целый ряд письменных памятников. Например, в одной из пьес Софокла можно прочитать: «Гелиос, ты самое почитаемое божество у конелюбивых фракийцев». Софокл жил в V в. до н. э., но его высказывание, касающееся обожествления Солнца фракийцами, по-видимому, справедливо и для более ранних времен. Помимо непосредственного свидетельства Софокла есть много других фактов, косвенно доказывающих существование солнечного культа. Это, например, многочисленные каменные круги, символизирующие Солнце, которые обнаружены в местах расселения фракийцев, особенно в Восточной и Южной Фракии. Свыше 150 таких кругов высечено на скалах в местности Палеокастро (край Тополовград). Там же был найден символизирующий Солнце каменный круг на продолговатой подставке, ориентированный на восток.
В 1982—1983 гг. сотрудники Народной астрономической обсерватории г. Кырджали провели тщательное исследование Татула. Фотографирование восхода Солнца в день осеннего равноденствия подтвердило предположение, что «прицел» желоба смотрит именно в эту точку горизонта (рис. 20). Кроме того, выяснилось, что в день зимнего солнцестояния светило восходит там, куда указывает главная ось верхнего саркофага.
Рис. 20. Восход Солнца, наблюдаемый сквозь «прицел» сооружения в Татуле.
Все эти факты свидетельствуют о значительном сходстве Татул а и Стоунхенджа с астрономической точки зрения. Таким образом, можно с полным основанием отнести Татул и к археоастрономическим памятникам, не ограничивая его назначение культовыми ритуалами.
Чтобы сказать, в какой точке «прицела» восходило Солнце примерно три тысячелетия назад, надо учесть прецессию, связанную, как уже отмечалось, с движением земной оси вращения. Можно также задать вопрос: а что понимали древние фракийцы под восходом Солнца — появление над краем скалы верхушки солнечного диска, восход центра светила или появление всего диска? Этот вопрос требует дополнительного исследования, чтобы окончательно разобраться с астрономической ориентацией предметов Татула. Следует отметить и другие интересные детали. На площадке в подножии выбиты отверстия круглой и четырехугольной формы. Может быть, в свое время в них были установлены колонны, также связанные с фиксацией астрономически важных направлений? Может быть, фракийцы почитали наряду с Солнцем и Луну? Здесь большой простор для дальнейших археоастрономических исследований в Болгарии.
Памятник Татул далеко не единственный на территории Болгарии, и все больше астрономов начинают проявлять интерес к подобным сооружениям. К чему приведут эти исследования, пока сказать трудно. Однако, судя по свидетельствам древнегреческих римских колонистов и по сохранившимся памятникам, можно утверждать, что древнее население Болгарии обладало довольно развитой культурой, включая и астрономические познания.
|