|
Как «проговорились» безмолвные пирамиды
Древние египтяне, подобно народам Месопотамии, имели письменность, и до наших времен дошли памятники тех эпох. Изучая их, мы получаем представление об уровне познаний египтян, в частности в астрономии. Письменность египтян была основана на иероглифах сложных знаках, зачастую представляющих собой просто упрощенный и стилизованный рисунок живого существа или предмета. Расшифровка этой письменности началась еще в XVI—XVII вв. и была предметом усилий многих ученых. Однако первые попытки приводили к довольно произвольному толкованию иероглифов, хотя и были достигнуты отдельные успехи. Независимо от этих успехов честь расшифровки древнеегипетской письменности принадлежит известному французскому ученому Франсуа Шампольону. Он располагал большим числом надписей, собранных во время экспедиций в Египет, но свою работу начал с так называемой Розеттской надписи, которая была сделана на двух языках — греческом и египетском, причем были употреблены как иероглифы, так и появившиеся позднее «быстропишущиеся» знаки. Шампольон приступил к расшифровке в 1822 г. и смог прочесть почти все знаки египетской письменности. Он установил, что иероглифами выражались не только целые слова, но и слоги и даже отдельные звуки. Шампольоном также была начата работа по составлению словаря и правил грамматики древнеегипетского языка.
Успехи в разгадывании письменности египтян открыли перед учеными возможность изучения одной из древнейших мировых цивилизаций. Были прочитаны многочисленные надписи на каменных плитах, гробницах, саркофагах и стенах храмов. Особый интерес и ценность представляли надписи, обнаруженные внутри пирамид и на папирусах. Во всем этом богатстве есть родословные фараонов и летописи их походов, религиозно-мифологические повествования и описания многих других исторических событий. Есть там и сведения, характеризующие научные познания египтян, в частности в области астрономии.
История открытия текстов внутри пирамид, одного из самых важных источников для египтологов, сама по себе любопытна. Поиском таких надписей во время исследований пирамид занимались многие ученые. Однако один из самых известных в то время (вторая половина XIX в.) египтологов — француз Огюст Мариетт упорно придерживался своего убеждения, что пирамиды «немы». Этот ученый-самоучка был неутомимым исследователем Древнего Египта, организатором Управления раскопок и старины, основателем и первым директором Египетского музея в Каире. Тем не менее другой его соотечественник — Гастон Масперо, несмотря на бесспорный авторитет Мариетта в египтологии, упрямо проникал внутрь очередной пирамиды, пока не обнаружил надписи, выбитые в белом известняке и выделенные сине-зеленой краской. Сообщение об открытии упорного неверующего коллеги пришло, когда Мариетт доживал последние дни.
Тексты на внутренних стенах пирамид содержат различного рода сведения, предназначенные помочь умершему владыке в его вечной загробной жизни, в которую египтяне свято верили. Самые древние из этих текстов датируются XXV—XXIV вв. до н. э., т. е. мы располагаем богатыми данными о религиозном мировоззрении и космогонических представлениях, существовавших еще на заре развития египетской цивилизации.
|