|
Когда появился календарь?
Календарь, в котором год содержал 365 дней, использовался в Египте в течение нескольких столетий. Год делился на 12 мес по 30 дней, что составляло 360 дней. Дополнительные пять дней египтяне вставляли после завершения последнего месяца. Эти дни, называвшиеся эгапоменами, были посвящены пяти главным богам — Осирису, Гору, Сету, Исиде и Нефтиде.
Как и вавилоняне, египтяне делили сутки на 12 дневных и 12 ночных часов. Поскольку в разное время года продолжительность светлого и темного периодов суток неодинакова, такое деление весьма условно. Начало и конец суток совпадали с сумерками. Нужды в более мелких единицах времени у египтян не было, и таковых они не имели.
Поскольку интервал между двумя гелиакическими восходами Сириуса составляет приблизительно 365,25 сут, а действующий календарь использовал только 365 сут, с течением времени накапливалось несоответствие. Каждые четыре года пропадал один день, а начало года все более не совпадало с таким важным событием в жизни египтян, как разлив Нила. Повторное совпадение этих двух событий (а также и восход Сириуса — священной звезды Сотис) должно происходить через так называемый сотический цикл, равный 365×4 = 1460 лет. Если предположить — и это вполне естественно, — что календарь был введен в действие, когда все три события (разлив — восход — начало отсчета года) совпадали, то можно определить время его существования, что пытались сделать еще древние греки. В 141 г. н.э. начало египетского календаря совпало с гелиакическим восходом Сириуса. По сотическому циклу предшествующие совпадения были, следовательно, в 1314, 2770 и 4228 гг. до н.э. На какой из этих дат остановиться?
В 1314 г. до н.э. правила XIX династия Среднего царства, когда календарь, судя по многим письменным памятникам, уже был известен. На 2770 г. до н.э. приходится правление фараонов III династии Старого царства; тогда же были воздвигнуты первые пирамиды. По-видимому, и тогда существовал календарь, как свидетельствует надпись на так называемом Палермском камне. Подтверждают это и тексты в некоторых пирамидах, где говорится о пяти дополнительных днях, посвященных богам. Остается принять, по мнению археолога Эдуарда Майера, что египетский календарь берет свое начало от 4228 г. до н.э.
Имеются, однако, и серьезные возражения против последней даты. Во-первых, письменность в Египте появилась во второй половине 4-го тысячелетия до н.э., скорее всего, в его конце, а многие египтологи считают, что невозможно представить календарь без письменности. При этом речь идет о настоящем календаре, а не о простом разделении года на три основных периода и далее на месяцы. Археологи Цинер, Нойгебауэр и Сюэл придерживаются точки зрения, что в Египте календарь был введен в 2770 г. до н.э., и авторство — точнее, идея — принадлежит известному архитектору Имхотепу, который жил на 200 лет раньше. Великий строитель первой каменной пирамиды высчитал, что именно в 2770 г. до н.э. гелиакический восход Сириуса совпадет с началом отсчета года. По-видимому, огромный научный авторитет архитектора и его положение при дворе фараона Джосера заставили жрецов принять и затем осуществить идею Имхотепа. Этот календарь просуществовал до начала новой эры. Один из известных английских египтологов Брэстед сравнил Имхотепа с Фалесом Милетским, одним из основоположников древнегреческой науки, и с Коперником, родоначальником современной астрономии. По его мнению, Имхотеп — первый выдающийся ученый в истории всего человечества.
Во-вторых, для введения календаря нужны были достаточно глубокие познания в астрономии, которыми вряд ли обладали египтяне в 4228 г. до н.э. Однако к 2770 г. до н.э., как свидетельствует целый ряд письменных и архитектурных памятников, они стали весьма солидными. В 2850 г. до н.э. была воздвигнута Великая пирамида — гробница фараона Хуфу (по-гречески — Хеопса), — и ученые до сих пор не могут понять, каким образом древним египтянам удалось столь точно «выставить» ее по сторонам света. Погрешность составляет всего 3'43" — завидная точность и по современным меркам. Не зря поэтому многие авторы, в том числе и астрономы, изучая пирамиду Хеопса, писали о «численной мистике великой пирамиды в Гизе», «таинственной науке фараонов» и т. д.
|