|
Бог Солнца в мировоззрении древних египтян
Во времена, когда вступал в действие египетский календарь, в Гелиополе уже были огромные храмы, посвященные богу Солнца Ра.
Культ этого бога в Древнем Египте был на большой высоте. И это не должно вызывать удивления: ведь именно Солнце вместе с водами Нила творили чудо плодородия Земли. В Гелиополе Солнце предстает в виде трех божеств: Гепри, олицетворяющий восходящее Солнце и изображаемый в виде жука, Атум — заходящее Солнце и Ра — дневное Солнце, испускающее животворные лучи. О преклонении перед Солнцем говорит и тот факт, что еще во времена V династии фараона титуловали «сын Ра». В Городе Солнца существовала и своя версия сотворения мира, главную роль в которой играл бог Солнца Ра — Атум — Гепри. Вот как описано это событие в текстах, обнаруженных внутри пирамид (рис. 22).
Вначале существовал только Хаос (Нун) — «бескрайность, небытие, ничто, тьма», — олицетворяющий собой безбрежные воды первичного праокеана. Из Хаоса самосотворился Ра — Атум — Гепри, который, не найдя приюта для отдыха, создал кусок тверди в виде холма. Затем, оставаясь на этом месте, первый бог сотворил Землю и других богов, назначенных «управляющими», в частности бога Земли — Геба. Правда, согласно более ранним мифам, Солнце родилось от Геба и богини неба Нут, которые, как уже говорилось выше, были также родителями очень почитаемых в Египте богов Осириса и Сета и их сестер Исиды и Нефтиды. Как правило, Геб имел человеческий облик; например, в царском папирусе XIX династии (XIX—XIV вв. до н.э.) о нем говорится как о правителе державы (до Осириса). Между Нут (небо) и Гебом (Земля) находился Шу («шу» означает «пустой», «сухой» или «солнечное сияние») — бог воздуха, отделяющего небо от Земли.
Рис. 22. Ра — Атум — Гепри, бог Солнца, изображенный на стене гробницы в скалах (XX династия древнеегипетских фараонов).
Богиня Нут (небо) изображалась изящной стройной женщиной, изогнутой как лук над Гебом (Землей) и опирающейся на него кончиками пальцев рук и ног (рис. 23). В одном из мифов говорится, что она утром рождает Солнце и забирает его вечером. Ра спускается в подземный мир и своими лучами оживляет Осириса — бога умирающей и снова рождающейся природы. По подземному миру Солнце-Ра путешествует на лодке, переходя последовательно через двенадцать «комнат», каждая из которых открывается в один из 12 часов ночи. «Комнаты» условно обозначены пилонами и охраняются извергающими огонь змеями. Ра сопровождают боги, держащие в своих руках звезды и солнечный диск. Они доводят Ра до следующего рождения, озаряющего на рассвете восточный горизонт, и начинается новый цикл бога Солнца.
В этом описании ночного путешествия Солнца-Ра в подземном мире, взятом из так называемой Книги ворот, сказано, что звезды движутся вместе с божеством. Здесь отражено суточное вращение звезд наряду с Солнцем, когда они опускаются за горизонт и путешествуют под землей, а затем восходят на востоке, хотя и не видны днем из-за солнечного сияния. Впрочем, вот как описывают это сами египтяне в рассказе о Нут (1300 г. до н.э.):
Рис. 23. Нут — богиня неба, и Геб — бог Земли.
«Непрерывно плывут звезды по нему (небу Нут — авт.) от одной границы до другой ночью, когда их сияние становится видимым. Непрерывно плывут они и днем, но не сияют и остаются невидимыми. Они следуют за богом (Солнца-Ра — авт.), уходя за горизонт и выходя из-под него...»
В самых древних египетских мифах богом неба считался и Гор, часто изображавшийся в виде солнечного диска с крыльями сокола. Глазами были Солнце и Луна. Наряду с троицей Ра — Атум — Гепри и этот бог именовался «владыкой небес», «царем богов», и лишь позднее (в середине 3-го тысячелетия до н.э.) бог Ра заменил Гора, о чем свидетельствуют тексты пирамид. Фараон Аменхотеп IV (XVIII династия Нового царства) попытался провести генеральную религиозную реформу, заменив целую плеяду богов одним богом Солнца. Фараон нарек его Атоном, «который ликует на горизонте в своем обличье — сиянии диска Солнца». Сам фараон стал называть себя Эхнатоном, что означает «блеск Атона». Однако провинциальные города Гелиополь и Мемфис, на которые хотел опереться в своей реформе фараон, не смогли противостоять столичным жрецам из Фив, изрядно разбогатевшим в результате завоевательных войн XVIII династии. Последние ополчились против нововведений еще и потому, что Аменхотеп IV — Эхнатон объявил себя первожрецом Атона. Наследник фараона-реформатора Тутанхамон не устоял перед натиском жрецов из Фив и восстановил культ Амона, главного бога Фив, которого при этом переименовал в Тутанкамона. Известен этот фараон своей богатой гробницей, обнаруженной в 1922 г.
Бог Солнца, которому поклонялись древние египтяне, по-видимому, был известен тогда и в наших землях. В древнем городе Дионисополь (край Балчик) найден фрагмент глиняного музыкального инструмента, на котором изображен Ра. Если судить по почвенному слою, в котором был обнаружен этот фрагмент, инструмент был изготовлен примерно в III—II вв. до н.э. (эллинская эпоха). Другое свидетельство проникновения культуры древних египтян на наши земли — обнаруженные здесь скульптуры и рельефы Осириса — Сараписа. Изображенный в виде зрелого мужчины с бородой, усами и волосами, окруженными венцом лучей, он послужил прообразом греческого Зевса. Эти находки датируются III в. н.э., т.е. эпохой римского господства. Такой же возраст имеет и найденное в Бухаресте (Румыния) изображение бога Гора — Гарпократа в виде голого ребенка, держащего рог изобилия. Обнаружены также многочисленные скульптурные и рельефные образы богини Исиды, которая у древних греков была известна как Афродита или Гера.
|