|
Только ли в Китае?
Наверное, читатель уже удивлен тем, что мы так подробно рассказываем об астрономии Древнего Китая, хотя на Дальнем Востоке в те времена обитали и другие народы. Разумеется и в других странах люди, глядя на небо, также задумывались над движением звезд и так же старательно регистрировали небесные явления, хотя в отличие от Китая там не было «штатных» придворных астрономов, игравших определенную роль в политической жизни.
Переместимся теперь в соседнюю с Китаем страну — Индию. О ее древней астрономии судят по текстам, входящим в «Ригведу» («Книга гимнов»), — первый из известных памятников индийской литературы в десяти книгах, где содержится свыше тысячи гимнов. Позднее к ним добавились еще три книги, включающие магические заклинания и правила. Как видим, и здесь астрономия тесно переплетена с мифологией, являясь составной частью древней культуры индийского народа.
Первые свидетельства существования системы измерения времени относятся здесь к середине XII в. до н.э. (а по некоторым данным и к середине XIV в. до н.э.). В древних текстах говорится о сутках, месяцах, годах, о полнолунии и новолунии, о солнцестояниях и сезонах, о восходах зодиакальных созвездий и т.д.
В Древней Индии использовали 5-летний календарный цикл. Каждый такой интервал, называвшийся «юга», начинался в день зимнего солнцестояния, когда Луна была в полнолунии. Однако по истечении одного юга сразу возникало расхождение. Дело в том, что пять солнечных лет содержат чуть больше 1826 сут, а 62 синодических месяца — чуть меньше 1831 сут. Разница составляет около пяти суток, и остается неясным, как в Древней Индии «регулировали» начало юга, т.е. совмещали полнолуние с солнцестоянием.
В Индии, как и в соседнем Китае, год делили на сезоны. Однако здесь предпочитали шесть времен года: вазанта (весна), грисма (лето), варза (дождь), шарада (осень), хеманга (зима) и шишира (холодная зима). Каждый сезон включал два месяца, а каждый месяц в древнеиндийском календаре делился на пять садаха (недель). Сутки разделялись на 15 равных частей. Лишь значительно позже в календарь была введена семидневная неделя — саптаха. Интересно, что в ней первые два дня считались днями Солнца и Луны, как и в современном европейском календаре.
В Древней Индии внимательно следили за движением планет, которые при этом отождествлялись с богами, что характерно также для других древних народов. Например, Юпитер связывался с богом Браспати, занимающим видное место в индуистской религии.
Любопытно, что сидерический период обращения планеты разделялся на равные части. Так, период Юпитера состоял из 391 частей, называемых «пада». При этом небесный путь Юпитера разделялся на три сегмента, первый из которых содержал 180, второй — 195 и третий — 16 пада. Подобное разделение применялось и для других планет, а суть метода состояла в том, что он позволял создать некоторый алгоритм для вычисления долготы планеты на любой момент, принимая, что в начале синодического периода она равна нулю.
Разумеется, в Древней Индии обращали внимание и на необычные небесные явления. Сохранились описания появления комет (дукмату), которые, так же как метеоры и особенно болиды, считались предвестниками беды. Подобное отношение было и к затмениям.
Что касается мировоззрения, то, согласно «Ригведе», Вселенную образуют три этажа — Земля, воздух и небо. Наиболее важной считалась средняя часть, связывающая Землю с небом и приводящая в порядок и гармонию все существующее в природе и в обществе на Земле. А порядок и гармония мира есть один из основных принципов древнеиндийской философии. Согласно «Ригведе», именно благодаря этому принципу, который именуется «рита», Солнце строго закономерно движется по небесной сфере, описывая за год замкнутую кривую — эклиптику. Часто рита изображалась в виде колесницы, управляемой богами и перемещающей небесные светила в нужном порядке и всеобщей гармонии...
В древнеиндийских текстах не содержится ясного описания того, как создавался мир. В них, как и в мифах других древних народов, есть упоминания о «первичном яйце», но непонятно его место в процессе сотворения мира. В «Ригведе» есть специальный «гимн о творении света», который начинается с утверждения, что когда-то «не было ничего». Однако далее не объясняется, как же из этого «ничего» возникла Вселенная с существующим в ней порядком и с богами, надзирающими за соблюдением этого порядка и гармонии. При очень внимательном изучении древнеиндийского эпоса создается впечатление, что процесс сотворения мира представлен там как чрезвычайно сложное дело, для выполнения которого даже боги не располагают необходимым могуществом. Они могут лишь способствовать этому процессу, чтобы он благополучно завершился. Но даже боги не знают всех тайн человеческого бытия, природы и Вселенной...
|