Материалы по истории астрономии

Верования

Сейчас известно, что главным богом праболгар был Тангра (или Тенгри). Это имя встречается в одной из тюркских рукописей более позднего времени, где говорится о принесенной ханом Омуртагом жертве в честь этого бога. Слово «тенгри» означает «небо», — именно там обитал главный болгарский бог.

Главный бог был богом-созидателем, т.е. он сотворил весь видимый и невидимый свет, Землю и небо, короче, всю Вселенную, если применить современную терминологию. Кроме того, Тангра считался «блюстителем порядка», так как он возводил правителей на престол и назначал высших чиновников. Таким образом, у праболгар, как и у многих других народов, верховный правитель считался земным представителем бога неба, т.е. олицетворял собой некоторое божественное начало.

Кроме того, как свидетельствует ряд надписей, по представлениям праболгар главный бог способен управлять и судьбой простых людей. И в этом отношении наши предки также не отличались от других народов древности. По положению звезд на небе и особенно по Луне, меняющей непрерывно фазы, они пытались угадать, будут ли счастливыми предстоящие дни, будут ли удачными предпринимаемые дела... Члены делегации, сопровождавшие крестителя болгар князя Бориса I, во время аудиенции у папы Николая I засыпали его вопросами о том, что и когда дозволено делать христианину. Причина в том, что праболгары с точностью до часа соблюдали дни, когда можно (или нельзя) было предпринимать определенные действия, например начинать сражение. В предпраздничные дни в дальнюю дорогу не отправлялись.

Праболгары, как и другие тюркские народы, верили, что в окружающем мире и в них самих есть некоторая необыкновенная, сверхъестественная сила. У разных людей и разных предметов она неодинакова по интенсивности и к тому же может быть либо хорошей, либо плохой. Более того, она может как жидкость переливаться из одного тела в другое. Считалось, что у животных сверхъестественная сила растворена в крови, а у людей сосредоточена в голове, причем у правителей и храбрых воинов ее больше. В Манасиевой хронике написано, что хан Крум «...отрезал голову царя (Никифора — авторы), оправил ее в серебро и давал болгарам из нее пить». Ясно, что это был определенный ритуал, основанный на вере. Каждый, кто пил из черепа бывшего царя, «переливал» в себя часть его необыкновенной силы.

Вера в особые силы распространялась и на небесные тела. Если верх брали силы с отрицательными свойствами, надо было ждать несчастий. С такой меркой подходили также к лунным и солнечным затмениям...

Тут мы не можем справиться с искушением сделать некоторые выводы, вспоминая мифологию Древнего Китая. Там считалось, что когда-то, перед разделением Земли и неба, боги и люди жили в единстве и объединялись двумя началами — инь и ян. Это были две космические силы — соответственно отрицательная (зло) и положительная (добро). Можно, по-видимому, предположить, что праболгары заимствовали от древних китайцев свои верования в необыкновенные силы, которыми обладают различные тела в мире. Позднее вера в «добро» и «зло» и их постоянное противостояние глубоко проникла в народное творчество болгар. Конечно, проводя такие аналогии, не следует забывать, что даже при поверхностном знакомстве с мифами многих древних народов, живших на большом удалении друг от друга, бросаются в глаза многие общие черты. К примеру, у древних славян были Бялбог и Черенбог как олицетворения положительного и отрицательного начал в жизни и природе.

Праболгары также верили, что чудодейственную силу можно не только позаимствовать у другого человека, но и получить через разного рода амулеты и талисманы. Считалось, что эта сила зависит от материала, из которого они делались, и от вырезанных на них знаков. Нередко на амулетах, и не только на них, встречается знак Y, сходный с одной из латинских букв. Этот знак, напоминающий очень стилизованное изображение лица, считается символом бога Тангра.

Археологи находят амулеты (носили их на шее) во многих местах Болгарии. Довольно часто на них встречаются изображения коня с человеческой головой или человеческой маски с острой бородой. Такая борода была, скорее всего, неотъемлемым атрибутом шаманов праболгар. Что же касается коней, то они у наших далеких предков были чуть ли не священными животными. В мирное время кони свободно паслись, и садились на них только в начале войны. Более того, конский хвост служил знаменем для праболгарских воинов...

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку