|
Слуги Солнца — поклонники точности
Говоря выше, что календарь майя не был ни лунным, ни солнечным, мы, конечно, поторопились. У них помимо религиозного был и гражданский календарь с 365 сут, близкий к солнечному, но все-таки 365 не равно 365,2422 — продолжительности тропического года с точностью до десятитысячной доли суток.
Однако имеются сведения, что на самом деле майя знали продолжительность солнечного года. Они получили значение 365,2420 сут, при котором ошибка в одни сутки накапливается лишь за 5000 лет!
С большой точностью индейцы-майя определили и продолжительность лунного синодического месяца. На стене гробницы одного из вождей в Паленке найдена надпись, согласно которой «81 луна составляет 2394 дня». Отсюда для одной «луны» получаем значение 29,53 сут, а если вычислить среднее из нескольких подобных надписей, то получим 29,53053 сут (истинное значение с пятью знаками после запятой составляет 29,53059). Как видим, здесь ошибка потрясающе мала!
Добавим, что, опять же согласно надписи на одной из колонн, майя знали также продолжительность цикла Метона, о котором говорилось в предыдущих главах. Напомним, что это интервал в 19 лет, по истечении которого фазы Луны приходятся на те же даты, что и в предшествующем интервале. С другой стороны, затмения Луны и Солнца происходят соответственно в полнолуние и новолуние, т. е. знание цикла Метона служит некоторой предпосылкой для предсказания затмений. Но, по-видимому, майя располагали и другими возможностями в этом вопросе, обеспечивающими более высокую точность, о чем, в частности, свидетельствуют надписи о предстоящих солнечных затмениях.
Все это еще раз убеждает нас, что майя были внимательными и аккуратными наблюдателями. Слежением за небом занимались жрецы, которых называли «ах-кин» — слугами Солнца. Как и жрецы-астрономы Двуречья, «ах-кин» строили астрономические обсерватории в виде специальных храмов (рис. 45). Они были похожи на усеченную пирамиду, причем верхняя площадка служила для религиозных обрядов и жертвоприношений. Эти пирамиды в отличие от древнеегипетских были ступенчатыми.
Об одной из таких пирамид майя в древнем городе Чичен-Ица вспоминал еще Диего де Ланда в своей кинге. Она носит название «Пернатый змей» и с каждой из четырех сторон имеет лестницу с 91 ступенькой, т. е. всего 364 ступени. Если добавить еще и верхнюю площадку, то получится 365 — число дней в солнечном году. По стенам пирамиды расположены каменные рельефы, и их число составляет 52, что соответствует числу «хааб» в одном цикле. Кроме того, на стенах обнаружено 9 специально сделанных углублений, что составляет половину от 18 — числа месяцев в году. Все эти числа связаны с летоисчислением майя и совсем не случайно зафиксированы тем или иным способом в пирамиде, которая, таким образом, играла роль вечного календаря.
Рис. 45. Схема дворца-обсерватории в г. Паленке.
Сделаем краткое отступление, касающееся культа Пернатого змея. Зародившись у индейцев, населявших северо-восточные берега Мексиканского залива, он затем перешел к индейцам-тольтекам, а после — к ацтекам. У последних Пернатым змеем был бог Кетцалькоатль, дарующий людям разум и мудрость. Он же считался создателем мира и богом ветров и бурь.
Как мы видим, храм-пирамида Пернатого змея отражал в себе календарную систему майя. Однако существовали и здания, предназначавшиеся исключительно для наблюдений за небом. Одно из них находится в уже упоминавшемся городе Чичен-Ица (рис. 46). Здание круглое, что нетипично для строений майя, а его верхушка весьма похожа на купол современных астрономических башен. В стенах есть прорези, через которые можно наблюдать Солнце только в дни равноденствий. Другое подобное здание-обсерватория находится в еще одном знаменитом городе древности — Паленке.
Следует рассказать и еще об одном комплексе. Он находится в поселке Уашангтун в Гватемале (рис. 47) и представляет собой пирамиду и три храмовых сооружения в восточной стороне. Расположены они так, что наблюдатель, стоящий на пирамиде, видит через них восход Солнца в дни равноденствий и солнцестояний.
Рис. 46. Обсерватория в древнем городе майя Чичен-Ица.
Вспомним, что «ах-кин» означает «слуги Солнца». Поскольку они точно знали продолжительность лунного синодического месяца, их можно считать и «слугами Луны». Но с не меньшим основанием их можно назвать «слугами Венеры», так как эта планета была в большом почете у древних майя. В Чичен-Ице был даже специальный храм Венеры. Некоторые историки предполагают, что эта планета считалась «священной звездой» у индейского племени тольтеков, которое в XI в. переселилось на Юкатан и в район Чичен-Ицы и «растворилось» среди коренного населения майя. Однако культ Венеры как священной Утренней звезды при этом перешел к майя. У тольтеков она называлась Тлауискаль пантекутли и была символом могущественного бога Мишкоата, непрерывно требующего человеческих жертв (рис. 48).
Рис. 47. Схема расположения трех храмов к востоку от пирамиды (Уашангтун).
Майя оставили после себя следующий ряд чисел, связанных с движением Венеры: 580, 587, 583, 583 и 587 суток. Среднее из этих пяти значений составляет 584 сут, что лишь на 0,08 сут отличается от синодического периода обращения планеты. Напомним, что это интервал времени между двумя одинаковыми положениями планеты по отношению к Солнцу и Земле, т. е. между Двумя одинаковыми фазами Венеры. Венера появляется вблизи Солнца то на вечернем, то на утреннем небе, и через пять последовательных появлений начинается новый цикл. Один цикл составляет восемь земных лет, и майя это хорошо знали: 580 + 587 + 583 + 583 + 587 = 5 х 584 = 2920 сут, или 8×365 сут.
Рис. 48. Изображение Утренней звезды Венеры в Храме Ягуара (Чичен-Ица).
Майя знали также синодические периоды обращения Юпитера и Марса. В частности, для Марса он составляет 780 сут, и было даже высказано предположение, что, поскольку 780:3 = 260 сут, продолжительность ритуального года «цолькин» связана с планетой Марс.
Заканчивая наш рассказ об астрономии древних майя, следует коснуться и их космологических представлений. Ранее мы уже не раз говорили об элементах сходства в мифологическом творчестве разных древних народов даже в тех случаях, когда они не имели взаимных контактов. Выражается это, в частности, в представлениях о вертикальной структуре неба, где для пяти планет, Солнца, Луны и звезд выделялось по одному «этажу», т. е. всего этажей было 8, причем эта цифра фигурирует в мифах многих народов.
Однако в легендах майя насчитывается 13 «небесных этажей», и если назначение восьми из них можно понять, то что представляют остальные пять? Определенного мнения у исследователей древней культуры по этому поводу пока не сложилось. У майя «подземный свет» состоял из девяти этажей, на которых обитал «господин преисподней» Хун Ахау. Возможно, на 13 небесных этажах обитали боги или какие-нибудь небесные чудовища, поскольку в названиях созвездий у майя встречаются Гремящая змея, Птица с головой зверя, Долгоносое чудовище и т. п.
Интересны и представления майя, касающиеся «горизонтальной» структуры мира. Согласно этим представлениям, Земля, являющаяся прослойкой между небом и подземным миром, имеет квадратную (или по крайней мере прямоугольную) форму. Небо, накрывающее ее как купол, держится на пяти деревьях — одном центральном (изначальном) и еще четырех «цветных». Изначальное вечнозеленое дерево служит не только для поддержания неба, но и, как считали майя, является источником всего сущего. Это как бы аналог христианского рая, и здесь тень ветвей заменяет прохладу райских кущ. Остальные четыре дерева связаны со сторонами света: в направлении на восток расположено красное дерево (цвет утренней зари), на север — белое (гложет быть, цвет снега, о котором когда-нибудь слышали майя), на юг — желтое (цвет полуденного Солнца) и на запад — черное (цвет ночи, стремительно наступающей в южных широтах после захода Солнца за горизонт).
На этом мы завершаем рассказ о необычной, но чрезвычайно интересной культуре, созданной много веков назад в джунглях Центральной Америки. Наверное, мы знали бы о народе майя значительно больше, если бы не чудовищный огонь костра, зажженного фанатизмом монаха Диего де Ланда.
|