|
Рассказ Те Ихо а те Панги
Первые сказания о происхождении людей, животных и всей окружающей природы создавались еще в глубокой древности. Конечно, никакой научной истины в этих сказаниях не содержалось, но они представляли собой уже немалый шаг в развитии человека от первобытного состояния. Первоначальные представления усложнялись и разнообразились, что отражало, говоря современным языком, развитие со временем уровня абстрактного мышления.
Например, в мифе жителей Соломоновых о-вов повествуется о том, как праматерь-черепаха создала мир. Она сделала из своего панциря крючок, привязала к нему длинную веревку и забросила на дно безбрежного океана. В первый раз она подняла на поверхность сушу, во второй раз выудила манго и кокосовую пальму, а затем поймала различных животных. Вот так и появился мир меланезийцев — острова в океане вместе с их флорой и фауной.
Выше уже упоминался знаменитый плот «Кон-Тики». В первой половине 1947 г. шесть скандинавов под руководством Тура Хейердала достигли на этом плоту островной группы Туамоту в Тихом океане. Однажды утром плот, гонимый течением Гумбольдта и пассатными ветрами, налетел на коралловый риф атолла Рароия. Там члены экспедиции провели около месяца и подружились с островитянами. Спустя два года друг Хейердала швед Бенг Даниельсон вернулся на острова, чтобы изучить жизнь местного населения, его обычаи, нравы, верования.
Один из жителей, техунга (ученый) Те Ихо а те Панги помог Даниельсону разобраться в полинезийской мифологии. Он оставался к тому времени единственным островитянином, помнившим историю своего народа, и с удовольствием поделился знаниями с попаа (белым человеком).
«Вначале была Пустота — ни света, ни тьмы, ни моря, ни суши, ни неба, ни Солнца не существовало. Огромная, неподвижная и молчащая Пустота. Прошло бесконечное число столетий. Пустота начала расширяться, она кипела и росла, пока не превратилась в По — великую ночь без границ. Кругом был мрак — глубокий и непроницаемый. Но вмешались странные новые силы, и ночь превратилась в море, в глубине которого образовалось вещество. Вначале это был песок, но, по мере того как он поднимался вверх, он превращался в твердую почву. Так образовалась мать-Земля — Папа. Она разрослась и стала большой, а сверху нее появился Атеа, отец-небо.
Прошли еще столетия, и Папа родила двух сыновей — Тане и Тангароа. Они осмотрелись вокруг, но не увидели ни пространства, ни света. «Давайте отделим Атеа от Папа» — предложил один из братьев. Они попробовали, однако не смогли даже пошевелить Атеа. Вскоре родились братья Ру, и задуманное дело начало продвигаться. Атеа был отделен от Папа, братья Ру встали на плечи друг другу и мало-помалу подняли Атеа, поставив его как небосвод на Землей. В итоге получились три сферы: Рангипо (область под водой и землей), Ранги-марама (свет, в котором все живут сейчас) и Ранги-рева (небо над головой). Тангароа стал властелином моря, а Тане, закрепив на небе Солнце, Луну и звезды, стал их господином.
Так были созданы земля, небо и море. Появились рыбы, растения, животные, но не было людей. Тогда Тангароа сотворил Тики, нашего праотца. Тики не захотел жить один, и из горсти песка Тангароа создал для него женщину, названную Хина-аху-оне (Хина, сделанная из песка). От Тики и Хины произошли другие люди, и так появлялись поколение за поколением. Наконец родился Мауи, который превзошел всех своих прадедов. Он обратил внимание, что дни слишком короткие, и набросил на Солнце лассо. Только когда светило пообещало двигаться медленнее, Мауи отпустил его. Затем он создал первую собаку и дал людям огонь. Но самый большой его подвиг состоял в том, что Мауи из глубины моря большим крючком извлек Раройя и остальные о-ва Туамоту. На этом Мауи закончил сотворение света...»1.
Рассматривая здесь мифологию полинезийцев (сходные черты имеют легенды жителей Маркизских о-вов и Новой Зеландии), отметим следующую ее особенность — мир здесь постепенно развивается и усложняется, возникнув из первоначальной пустоты. Кроме того, заметно некоторое сходство с мифами древних греков, о которых рассказывается ниже.
Примечания
1. Б. Даниелсон, Рароя-щастливият остров. Варна: Георги Бакалов, с. 86—87, 1971.
|