Материалы по истории астрономии

В музейоне Птолемеев

 

...Аристарх Самосский в своих «Предложениях» допускал, что звезды и Солнце не изменяют своего положения в пространстве, что Земля движется по окружности около Солнца, находящегося в центре ее пути, и что центр сферы неподвижных звезд совпадает с центром Солнца.

Архимед. Псамит1

Год 322 до н.э., когда умер Аристотель, историки считают границей между двумя эпохами в развитии древней культуры. С одной стороны, Фалес Милетский, Анаксагор и Демокрит, Сократ и Платон и, наконец, Аристотель — выдающиеся представители классического периода древнегреческой культуры. С другой — ее представители в многочисленных приморских городах, которые расцвели в основном в восточной части Средиземноморья, когда Афины, Милет и Эфес утратили свою главенствующую роль как очаги культуры. Причин смещения мирового культурного центра было много, но главные из них состояли в политико-экономических переменах.

Еще в первой половине IV в. до н.э. в городах-государствах началось быстрое разорение свободных производителей из-за возросшей доли труда рабов. Физическим, а зачастую и умственным трудом стали все более заниматься пленники. Богатство крупных рабовладельцев росло, появилась денежная экономика и, соответственно, ростовщичество. Масса разоренных свободных граждан превращалась в слепое орудие верхушки. Все это в совокупности подрывало экономические, политические, военные и культурные основы ранее самоуправляющихся полисов, а с ней и принципы античной демократии. Ф. Энгельс писал, что не демократия довела Афины до гибели, а рабство, которое сделало труд свободных людей не имеющим смысла. Упадок демократии привел и к упадку культурной жизни.

Во второй половине IV в. до н.э. постоянно воевавшие между собой обособленные города-государства попали под власть Филиппа II Македонского. После его смерти власть перешла к сыну Александру, будущему известному полководцу древности, великому завоевателю мира. Всего лишь десять лет спустя после смерти отца (336 г. до н.э.) держава Александра Македонского простиралась от Адриатического моря до Индии, от Кавказа до Двуречья и порогов Нила.

Завоевания привели к массовым переселениям людей из метрополии на окраины обширной империи. Жизнь на родине для греков становилась все тяжелее из-за огромного притока рабов, а в новых местах находились лучшие условия для работы. Переселенцы приносили с собой высокий уровень жизни, культуру, свои взгляды на государственное устройство и экономические отношения. Попадали они в страны, где до завоевания существовала местная самобытная культура. Таким образом, вдали от метрополии возникали новые культурные и государственные центры, отличающиеся своеобразным сочетанием восточного деспотизма и афинской демократии. Единство империи Александра сохранялось недолго. Период от начала ее распада до завоевания римлянами Восточного Средиземноморья и Западной Азии, длившийся около двух столетий, историки называют эллинским. Наиболее известными центрами этого периода с присущей ему своеобразной культурой были Пергам, Антиохия и особенно Александрия.

Зимой 332—331 гг. до н.э. Александр почти без сопротивления овладел Египтом и в западной части дельты Нила основал город, названный его именем. После смерти «властелина мира» 13 июня 323 г. до н.э. его военачальники немедленно приступили к разделу империи, сопровождающемуся многочисленными войнами. Однако Египет, где стали царствовать Птолемеи, остался в стороне от социальных катаклизмов и превратился в богатое и сильное государство со столицей в Александрии.

Город быстро стал крупным центром эллинской культуры, а также торговли, ремесла и мореплавания. В его порт стекались товары со всего света, днем и ночью грузились корабли, для которых были доступны все порты Средиземного моря на восток и запад от Александрии. По Нилу одно за другим приходили суда с продуктами питания, которые выращивались на плодородных полях по всему Египту. Как отмечал древнегреческий географ Страбон, город был превосходным местом для торговли и по морю, и по суше, что и сделало в то время Александрию великим «базаром» мира.

Однако, город был интересен не только как центр торговли. В нескольких километрах в стороне, на острове Фарос, возвышался Александрийский маяк более чем стометровой высоты — одно из семи чудес света, созданное книдским архитектором Состратом. Сам же город планировался и строился родосским архитектором Дейнократом вначале при Александре Македонском, а затем при Птолемее Лаге. Он был разделен на пять больших кварталов, имел водопровод и канализацию, а его улицы были прямыми и красивыми. В одном из кварталов, занимающем пологий холм, Дейнократ возвел царский дворец, театр, гробницу Александра и Музейон — культурный центр эллинской знати.

Древние греки считали, что поэзии, музыке, живописи и науке покровительствуют девять муз, которые были дочерями Мнемосины и Зевса. Так, муза Урания покровительствовала астрономии и изображалась с венцом из звезд и свитком в руках, музой истории считалась Клио, музой танцев — Терпсихора, музой трагедий — Мельпомена и т. д. Музы были спутницами бога Аполлона, а их храм носил название музейон — дом муз2. Такие храмы строились и в метрополии, и в колониях, но Александрийский музейон стал выдающейся академией наук и искусств древнего мира.

Птолемей Лаг, будучи человеком настойчивым и желая оставить о себе память в истории, не только укрепил государство, но и превратил столицу в торговый центр всего Средиземноморья, а Музейон — в научный центр эпохи эллинизма. В огромном здании находились библиотека, высшее училище, астрономическая обсерватория, медицинско-анатомическая школа и еще ряд научных подразделений. Музейон был государственным учреждением, и его расходы обеспечивались соответствующей статьей бюджета. Птолемей, как в свое время Ашшурбанипал в Вавилоне, разослал писарей по всей стране для сбора культурных ценностей. Кроме того, каждый корабль, заходящий в порт Александрии, обязан был передавать в библиотеку имеющиеся на борту литературные произведения. Ученые из других стран считали для себя честью работать в научных учреждениях Музейона и оставлять здесь свои труды. На продолжении четырех веков в Александрии трудились астрономы Аристарх Самосский и Гиппарх, физик и инженер Герон, математики Евклид и Архимед, врач Герофил, астроном и географ Клавдий Птолемей и Эратосфен, который с одинаковым успехом разбирался в математике, географии, астрономии и филологии.

Но последний был уже скорее исключением, поскольку важной особенностью эллинской эпохи стала «дифференциация» научной деятельности. Здесь любопытно заметить, что подобное выделение отдельных наук, а в астрономии и специализация по отдельным направлениям, произошло в Древнем Китае значительно раньше.

Другой особенностью эллинской науки было то, что она снова обратилась к природе, т. е. стала сама «добывать» факты. Энциклопедисты Древней Эллады опирались на сведения, полученные еще египтянами и вавилонянами, а поэтому занимались лишь поиском причин, вызывающих те или иные явления. Науке Демокрита, Анаксагора, Платона и Аристотеля в еще большей степени был присущ умозрительный характер, хотя их теории можно рассматривать как первые серьезные попытки человечества понять устройство природы и всей Вселенной. Александрийские астрономы внимательно следили за движением Луны, планет, Солнца и звезд. Сложность планетных движений и богатство звездного мира заставляли их искать отправные положения, от которых можно было бы начинать планомерные исследования.

Музейон обладал огромным достоянием — библиотекой, в которой содержалось более 700000 рукописей, начиная от древнегреческих классиков драмы и комедии Эсхила, Эврипида, Софокла и Аристофана, трудов Платона и Аристотеля и кончая произведениями живших в то время поэтов и ученых. Там было немало переводов работ вавилонских и индийских авторов, например, видное место в библиотеке занимали груды вавилонских астрономов Киденаса и Бероеса, которые работали под властью персов уже после падения Нововавилонского царства.

В Александрии имелась еще и библиотека при храме бога Сераписа. Обе библиотеки открывали свои двери не только для ученых, но и для всех желающих. Это придавало им огромное значение как очагам культуры.

Библиотека Музейона в своем первоначальном виде просуществовала до 47 г. до н.э., когда Александрия пала под натиском войск Юлия Цезаря. Во время штурма часть книг сгорела, другую затем погрузили на корабль, но по пути в Рим он затонул.

В 391 г. н.э. толпа фанатиков-христиан, руководимая патриархом Теофилом, в ожесточенной схватке с приверженцами старых верований уничтожила значительную часть книг, чудом уцелевших от нашествия римлян, в основном в библиотеке храма Сераписа. Последнее довершили арабы, когда в 641 г. войска халифа Омара ворвались в Александрию. На вопрос, что делать с рукописями, халиф ответил: «Пусть сгорят. Если там написано то, что есть в Коране, они лишние, так как все уже сказано в священной книге. Если там есть что-то другое, то оно вредно». Так перестала существовать величайшая для своего времени библиотека. Фанатизм — «недоносок мозга», как назвал его Эразм Роттердамский в своей книге «Похвала глупости» — лишил следующие поколения огромного множества литературных и научных ценностей древности. И в этом уничтожении христиане и мусульмане как бы соревновались друг и другом. Лишь случайно переписанные экземпляры, попавшие в другие части света, свидетельствуют сейчас о биении мысли во времена таких светил, как Архимед, Эпикур или Менандр.

Примечания

1. «Псамит» — «Исчисление песчинок».

2. Отсюда возникло понятие «музей» — место, где хранятся культурные ценности.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку