|
Снова на Дальний Восток
Суммируя все изложенные выше космогонические и космологические взгляды древнегреческих философов, можно сказать следующее. Материалисты считали, что мир существует вечно. Что же касается конкретных механизмов образования небесных тел, то в те времена, естественно, не могло быть создано теорий, близко соответствующих современным. Философы-идеалисты считали, что мир сотворен богами. В этом смысле их космогонические представления не отличались, к примеру, от взглядов древних вавилонян, изложенных в мифе «Энума Элиш».
Древнегреческая космология (т. е. теории, рассматривающие «элементарные кирпичики» мироздания) имеет, и это интересно отметить, определенные параллели с философскими концепциями Древнего Китая. Вернемся поэтому снова на Дальний Восток.
Древние философские идеи о строении мира изложены в книге «И-цинь» (Книга изменений), написанной во времена династии Чжоу, которая правила в Китае до III в. до н.э. Согласно этой идее, мир состоит из пяти первоэлементов — это вода, огонь, металл, дерево и земля. Как видим, вспоминая состав мира по Эмпедоклу, вместо воздуха у китайцев в этот состав вошли два «тяжелых» элемента — дерево и металл. Это вполне осязаемые субстанции в отличие от эфира Аристотеля. Китайцы связывали пять элементов с пятью планетами и пятью сторонами света (считая и центр). Так, Меркурий — это вода и север, Венера — металл и запад, Марс — огонь и юг, Юпитер — дерево и восток, а Сатурн — земля и центр. По представлениям древних китайцев первоэлементы находятся все время в движении, взаимной связи и подчинении. Так, вода гасит огонь, металл рассекает дерево и т. д.
Подобные материалистические воззрения глубокой древности нашли свое продолжение в философии известного китайского мыслителя Лао-цзы, жившего в V в. до н.э., — основоположника даосизма.
Согласно этому учению, весь мир подчинен единственному закону — дао, это источник и основа всего сущего, «мать» окружающего. Учение Лао-цзы противостоит религиозным легендам о происхождении мира. Основная суть концепции дао заключается в естественности: человек есть продолжение земли, земля — продолжение неба, небо — продолжение дао, а само дао — продолжение естественности. Вся природа находится в постоянном движении и изменении, причем в процессе развития все стремится к своей противоположности. Например, неполное становится полным, кривое — прямым, пустое — заполненным, новое — старым и т. д. Как видим, в этих взглядах присутствуют некоторые элементы диалектики, однако развитие не рассматривается в форме борьбы противоположностей. Поэтому даосизм проповедовал пассивное, созерцательное отношение к действительности. Лао-цзы и его последователи считали, что человек не вправе вмешиваться в естественный ход событий в окружающем мире, поскольку это нарушит дао.
Классический трактат даосизма «Дао дэ дзен» дает ответ на вопрос, из чего построена природа. Основной элемент, из которого состоит все видимое и невидимое, — это бесконечно малые материальные частицы, называемые ци. Они находятся в вечном движении, в процессе непрерывного соединения и распада, когда одни тела возникают, а другие разрушаются.
Учение, близкое даосизму, создал Ян Чжу примерно в V—VI вв. до н.э. во времена эпохи Вэй. Он придерживался материалистических взглядов, отрицая наличие каких-либо сверхъестественных сил и проповедуя подчинение природы законам естественной необходимости. Согласно Ян Чжу, мир находится в постоянном изменении.
Однако наряду со взглядами Лао Цзы и Ян Чжу в древнем Китае нашла себе почву и идеалистически-религиозная философия Конфуция (551—479 гг. до н.э.). Конфуцианство постулировало, что все в природе создано богом, все направляется богом и все останется неизменным и вечным. Однако даже среди сторонников этого учения находились философы, мыслящие по-иному. Например, в одном месте книги «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), где изложены беседы Конфуция с учениками о происхождении и строении мира, можно совершенно неожиданно найти утверждение, что все явления в природе происходят естественным путем и независимо от неба и бога. Предполагают, что это сочинение принадлежит перу одного из учеников Конфуция, который изложил там и свои собственные взгляды.
Сильный удар конфуцианству был нанесен Ван Чуном (27—97 гг. н.э.). Основным элементом природы он считал частицу ци. По его представлениям мир вечен, материален и не создан какими-либо богами, а небо есть тело, подобное Земле.
|