Материалы по истории астрономии

§ 4. Пифагорейцы и идея гармонии мира. Первые негеоцентристы

Противоположностью материалистической ионийской школе была школа пифагорейцев, основанная знаменитым математиком и философом Пифагором (ок. 570 — ок. 500)1. Ему приписывают несколько сочинений, в том числе «О природе», которые до нас не дошли. Но еще в конце V в. до н. э. они, видимо, сохранялись у пифагорейца Филолая Кротонского, через которого и стали известны идеи пифагорейцев, и в частности их знаменитая система мира [39, с. 330]. Пифагору приписывают также усовершенствование геометрии, в частности доказательство в общем виде теоремы, носящей его имя.

Сущностью Вселенной и всех процессов в ней пифагорейцы объявили «число» — правильные количественные (целочисленные в пределах 10) соотношения. «Все есть число» — афоризм, приписываемый Пифагору. Возникло такое представление под влиянием еще одного поразительного открытия Пифагора — простых соотношений (1:2, 2:3, 3:4) между интервалами музыкальной гаммы2. Так возникло пифагорейское учение о числовой гармонии мира. Оно получило в дальнейшем два различных направления. С одной стороны, развилось в абстрактную мистику чисел, где особая роль придавалась числам 3, 4, 7 и 10. Но с другой, утверждение роли числа и правильных числовых соотношений во Вселенной стало первым шагом к математизации естествознания. Идеи пифагорейцев спустя много веков помогли Кеплеру установить законы планетных движений.

Особая роль придавалась пифагорейцами принципу парности всех вещей, качеств, понятий, равно как и роли объединения противоположных качеств: предел — беспредельность, правое — левое и т. п.

Как и другим древнегреческим космогониям, пифагорейской было свойственно одушевление всего Космоса, его отдельных частей и тел. Развитие же понималось как результат взаимодействия противоположностей, борьбы противоположных качеств. Пифагорейцы считали, что в первоначальной пустоте (которую они понимали как воздушное пространство) возник некий зародыш будущей Вселенной — «Огненная Единица». Он рос подобно семени за счет захвата окружающей беспредельной среды («вдыхая ее») и постепенно оформлялся из беспредельного и бесформенного в линии, плоскости, объемы (т. е. тела).

Казавшаяся абракадаброй в эпохи, когда образы теоретических моделей большинством в научном мире воспринимались слишком конкретно, «материально», — как описание истинных элементов действительности, — подобная картина в наш век развития абстрактного формального языка науки выглядит уже не столь странной. Это вовсе не значит, конечно, что пифагорейцы являются предшественниками авторов современных космологических релятивистских концепций. Но созвучие абстракций, разделенных тысячелетиями, говорит, что даже на заре познания мира человеческий разум был способен улавливать некие принципы устройства и развития окружающей природы.

Конкретные астрономические знания пифагорейцы объединили в самой первой известной в истории науки математической модели Вселенной (тогда как модели их современников — милетцев были примитивными качественными аналогиями). Вселенную пифагорейцы представляли состоящей из нескольких (9 или 10) концентрических сфер. Сферы вращались вокруг общего центра. Семь из них несли на себе каждая по одному из известных подвижных небесных светил, а восьмая, самая далекая сфера, — все звезды (неподвижные друг относительно друга, иначе — звездный небосвод).

Главным отличием пифагорейской модели мира был ее негеоцентрический характер. Пифагорейцы первыми отказались от основной космологической идеи всех древних цивилизаций — неподвижности и центрального положения Земли во Вселенной (независимо от того, «плавала» ли она на воде или «висела» в воздухе). В центре мира пифагорейцы помещали центральный огонь, или очаг («Гестия»), вокруг которого двигались все светила, а также и сама Земля и, кроме того, (согласно Филолаю) еще и Противоземля — «Антихтон» (рис. 10, а). Солнце (в не очень ясном описании Филолая) пифагорейцы считали прозрачным шаром, лишь передающим тепло и свет центрального огня (но еще и некоего внешнего огня, якобы разлитого за пределами сферы звезд). Такая модель Солнца может свидетельствовать о знакомстве пифагорейцев с собирательным свойством стеклянных шариков — первого, видимо случайно обнаруженного «варианта» линзы, ставшего известным еще в древности (уже в VII в. до н. э.).

В модели пифагорейцев впервые светила были расставлены в более правильном порядке по их удаленности от Земли. Над сферой обращения Земли располагались сферы Луны, Солнца, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. В качестве расстояний между сферами были приняты музыкальные интервалы в гамме, отчего, как считали пифагорейцы, при вращении сфер должна была звучать «музыка сфер», которую мы не воспринимаем лишь потому, что привыкли к ней. Описавшему эту систему мира Филолаю принадлежит и введение термина «гармония» как обозначающего музыкально-этическое согласие противоположностей.

Пифагорейцам приписывают авторство гипотезы о шарообразности Земли (впрочем, как и Фалесу Милетскому). С именами пифагорейцев Экфанта и Хикетаса из Сиракуз связывают первое правильное объяснение смены дня и ночи — вращением Земли вокруг своей оси (конец VI — начало V в.).

Примечания

1. Он был родом с острова Самос, сын камнереза. Много путешествовал по Греции и за ее пределами, жил в Египте и Вавилоне, как говорят, посетил Индию и, наконец, приобретя большие познания, поселился в Кротоне (на юге Италии), где, помимо научных занятий, принимал значительное участие в общественной и государственной деятельности. Он был также врачом.

2. По преданию, из опытов с сосудами, звучащими по-разному при различном заполнении их водой. По другим источникам Пифагор открыл закон монохорда — зависимость высоты тона звука от длины струны.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку