Материалы по истории астрономии

На правах рекламы:

• М2 100 мат минераловатный еще по теме.

§ 5. Элеаты и первый парадокс на пути познания Вселенной

Основатель третьей философской школы — элеатов (по названию города Элея на юге нынешней Италии) Парменид (конец 500-х гг. до н. э.) был последователем философа Ксенофана из Колофона (Малая Азия), современника Анаксимандра. Ксенофан выступал против антропоморфных представлений о мире и утверждал, что существует единый неподвижный «шаровидный» бог, который «все видит, весь мыслит, весь слышит». Такого бога Ксенофан, как полагают, отождествлял с небесной сферой, Вселенную он считал вечной1. Эти идеи Парменид развил в своем учении о бытии как единственной реальности, воспринимаемой, однако, лишь разумом. Бытие (то, что действительно существует) представлялось вечным, протяженным, единым, неделимым, а потому неизменным, неподвижным и совершенным, следовательно, в понимании греков, шарообразным, однородным. В конечном счете бытие рисовалось в виде сферы, в центре которой находилась Земля.

Осязаемый же «мир вещей», по Пармениду, хотя и доступен органам чувств, но они не могут дать о нем достоверных сведений, а лишь позволяют составить какое-либо мнение. Согласно Пармениду, все тела состоят из света, или эфира (огня), и тьмы, или ночи (земли), смешанных в различных пропорциях. Вселенная представлялась системой концентрических колец или «венцов, вращающихся вокруг Земли» (в чем видно влияние Анаксимандра, учеником которого был Ксенофан).

Некоторые источники приписывали Пармениду также идею о шарообразности Земли. Видимо, к V в. до н. э. идея эта достаточно созрела, чтобы появиться в учениях многих философов.

Мелисс (расцвет его деятельности падает на 40-е гг. V в. до н. э.), философ, общественный деятель и флотоводец с острова Самос дополнил учение Парменида о бытии, иначе о всей мыслимой Вселенной, идеей безграничности бытия. В противном случае, как отмечал Мелисс, вставал бы вопрос, а что же находится по ту сторону границы бытия, и пришлось бы ввести «небытие», что представлялось ему нелепым. Вселенную он представлял беспредельной, неизменной, недвижимой, единой, подобной самой себе, полной [39, с. 340].

Последним известным представителем элейской школы был Зенон Элейский (490—430). Он первым среди древнегреческих философов перешел от утверждений по аналогии к строго логическим доказательствам утверждаемого. Таким путем, опираясь на естественное на первый взгляд представление о бесконечности делимости и непрерывности пространства и времени, он пришел к ряду парадоксальных заключений (например, о невозможности движения в истинном бытии), известных как апории Зенона.

Развиваемая логически натурфилософия элеатов приводила, таким образом, к полному разрыву между миром вещей, воспринимаемых органами чувств, и скрытой за ними реальностью, о которой лишь можно мыслить, но которая ни в чем не проявляется, ибо неподвижна, неделима, едина, короче, непознаваема. Окружающий мир становился в таком восприятии парадоксальным.

Примечания

1. Вместе с тем он считал Землю беспредельной в ширину и глубину и даже говорил о «корнях» у Земли (что высмеял позднее Аристотель). Для Земли он допускал периодические глобальные изменения, например в результате наступления моря на сушу и обратно, чем впервые в принципе правильно объяснил находки высоко в горах морских ракушек.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку