Материалы по истории астрономии

§ 3. Астрономическая картина мира эпохи раннего эллинизма

Эллинистический период был отмечен и некоторым развитием общих космологических концепций. Эпикур (341—271/269) с острова Самос «дополнил» картину Вселенной Демокрита: ввел понятие абсолютного верха и низа в бесконечной Вселенной и постулировал движение атомов только вниз ввиду изначально присущей им тяжести. Хотя соображение о тяжести оказалось правильным, но в целом это было шагом назад по сравнению с картиной Демокрита. Вместе с тем Эпикур ввел важную идею произвольных отклонений (по существу, флуктуаций) в движениях атомов, чем объяснял их столкновения и закручивание в местные вихри — зародыши новых вселенных. Эти отклонения под именем «клинамен» описал в известной физико-космологической поэме «О природе вещей» последователь Эпикура римский поэт и ученый Лукреций Кар (ок. 99—55). Эпикур едва ли не первым в древнегреческой философии «отстранил» богов от участия в образовании и развитии миров (но лишь исходя из принципа своего этического учения о наслаждении как высшем благе: богам более пристало находиться между мирами и пребывать в блаженстве и праздности...).

Представители другой философской школы — стоиков, основанной Зеноном Китайским (ок. 336—264), внесли новую идею в космологическую картину мира: наполненности космического пространства особой средой «пневмой», которая, как они считали, пронизывает всю Вселенную, находится в состоянии натяжения и как бы направляет, организует развитие материальных вещей. На языке своей эпохи стоики сравнивали «пневму» с «душой» Космоса, который мыслился ими живым, одушевленным, разумным. Они считали его развивающимся циклически — от рождения через расцвет к гибели (путем воспламенения) и затем к новому возрождению.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку